К ВОПРОСУ УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРИОБЬЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

К ВОПРОСУ УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРИОБЬЯ

Бахарева С.А. 1, Лашкова Л.Л. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитие и обновление системы образования обусловливают повышение эффективности работы всех звеньев этой системы, в том числе и дошкольных образовательных учреждений.В качестве одной из основополагающих ценностей образования сегодня называется здоровье, так как оно призвано обеспечить полноценное воспитание, образование, гармоничное развитие личности. В законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 41, п. 4.) отмечается, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся. Концепция модернизации российского образования декларирует приоритет сохранения здоровья детей и подростков в процессе обучения. Традиционно, внимание педагогов чаще привлекает физическое здоровье детей. При этом, психологическое здоровье нередко остается за гранью внимания и забот взрослых.

В реальной практике у педагогов отмечается недостаточное владение технологиями сохранения и укрепления психологического здоровья детей. Дошкольники, чьё состояние можно квалифицировать как психически не болен, но психологически уже не здоров, продолжают оставаться вне позитивного вмешательства специалистов. Во многом, это обусловлено еще и тем, что в отечественной науке в отношении самого термина «психологическое здоровье» сохраняется двусмысленная ситуация. С одной стороны, психологическое здоровье детей, в самом общем значении, предложено как существенный критерий эффективности образовательных стратегий, с другой – психологическое здоровье остается метафорой, не имеющей строгого научного определения.

Поскольку психологическое здоровье предполагает гармонию между различными сторонами личности человека и гармонию между человеком и обществом, то можно предполагать, что внутренняя и внешняя саморегулируемость может восстанавливать такую гармонию в случае её временного нарушения. По мнению В.Э. Пахальян внутренняя саморегулируемость – это свойство личности, которое делает доступным свободный и лёгкий переход от одного функционального уровня к другому, даёт возможность находиться на уровне, требующем меньшего психологического напряжения,а затем вновь возвращаться на более высокий уровень. Такие переходы позволяют высвобождать функциональные возможности человека для дальнейшего творческого развития, для постановки новых задач, а также являются формой аутопсихотерапии. Вместе с тем, внутренняя саморегулируемость позволяет добиваться гармонии с самим собой, управлять своими эмоциями и отношениями. Внешняя саморегулируемость обеспечивает возможность адекватной адаптации, как к благоприятным, так и к неблагоприятным условиям, воздействиям окружающей среды [1]. Таким образом, наиболее свободный переход от одного функционального состояния к другому могут осуществлять дети, у которых имеется необходимый запас энергии, позволяющий большую часть времени чувствовать себя бодрыми, без излишнего перевозбуждения или истощения сил. Следовательно, важным критерием психологического здоровья ребенка является его энергетический баланс.

По мнению О.В. Хухлаевой нарушениям психологического здоровья соответствует «выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания.Снижение внимания является общим неспецифическим следствием нарушения психологического здоровья» [3].

Психологическое здоровье детей старшего дошкольного возраста, проживающих в районе Среднего Приобья, мы рассматриваем как стрессоустойчивость, или жизненную устойчивость ребенка без ущерба преодолению стрессовых ситуаций, жизненных трудностей без ущерба своего общего здоровья. Гипокомфортные климатогеографические условия Среднего Приобья приводят к низкой двигательной активности и отсутствию полноценного отдыха детей и являются провоцирующими факторами для их энергетического баланса. Для детей старшего дошкольного возраста этого региона характерна повышенная тревожность, неустойчивость эмоционального состояния, недостаточно развитый уровень внимания, что обуславливается отсутствием или недостатком сформированности внутренней саморегуляции и адекватной адаптации к жизненным ситуациям. Это даёт основания к выделению следующих критериев психологического здоровья детей: энергетический баланс, индекс тревожности и уровень внимания.

С учётом названных критериев психологического здоровья мы провели диагностическое исследование и получили следующие результаты. Опытно-экспериментальная работа проводилась с детьми 6-7 лет на базе МБДОУ № 14 «Брусничка» г. Сургута. Высокийуровень психологического здоровья выявлен только у 18 % дошкольников. Для них характерна достаточно высокая умственная работоспособность, дети работают быстро и продуктивно. Неопределенные ситуации воспринимаются ребёнком в положительном ключе и не содержат эмоционально-дестабилизирующего фактора, вызывающего тревогу. Ребёнок отличается бодростью, отсутствием усталости, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют его возможностям. Для родителей этих детей характерен стиль «кооперация». Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах ребенка, старается во всём помочь ребёнку, сочувствует ему, высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребёнку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

На среднем уровне психологического здоровья находятся 60 % дошкольников. Повышенная тревожность таких детей свидетельствует о постоянном присутствии какого-то беспокоящего фактора, которому ребёнок вынужден противостоять. Действие беспокоящего фактора пока ограничено и ещё не определяет общего самочувствия ребенка. Поскольку энергетический потенциал ребёнка ограничен, необходимо минимизировать общую загруженность (освободить от многочисленных кружков, обеспечить здоровый образ жизни, следить за режимом). Пока не восстановится энергетический потенциал, следует чаще устраивать перерывы для отдыха, а продолжительность работы не должна превышать 10-15 минут. Для них характерно слабое внимание или внимание в пределах возрастной нормы, но низкая скорость выполнения тестового задания (стадия физиологической компенсации). Оптимизировать состояние и работоспособность ребёнка можно за счёт нормализации отношения к нему со стороны взрослых (коррекция стиля воспитания) и общего режима его жизнедеятельности без снижения нагрузок. Преобладающее родительское отношение в этой группе можно охарактеризовать как «авторитарная гиперсоциализация». Для этого стиля родительского отношения свойственно то, что родитель требует от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребёнку во всём свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребёнка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребёнка, его привычками, мыслями, чувствами.

С низким уровнем психологического здоровья выявлено 22 % детей. Для них характерно внимание ниже уровня возрастной нормы. Высокая тревожность свидетельствует о том, что дошкольники не могут адекватно справляться с возникающими жизненными трудностями. Для них свойственно хроническое переутомление, что является результатом работы на пределе своих возможностей, а не в оптимальном режиме. Для подавляющего большинства детей основным источником тревоги оказываются нарушения эмоционально-положительного контакта с матерью. Преобладающий стиль родительского отношения в этой группе можно охарактеризовать как «отвержение». Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребёнок не добьётся успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребёнку и не уважает его.

Анализ экспериментальных данных показал, что у родителей с типом родительского отношения «кооперация» дети имеют самый высокий уровень психологического здоровья. Средний уровень психологического здоровья имеют дети у родителей со стилем отношения «авторитарная гиперсоциализация», низкий уровень – дети у родителей со стилем родительских отношений «отвержение».

Таким образом, для сохранения и укрепления психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста, проживающих в неблагоприятных климатических регионах, необходима дифференцированная психолого-педагогической помощи детям в зависимости от выраженности психологических свойств, обуславливающих дальнейшее детское благополучие и развитие. Осуществление адресной помощи детям по сохранению и укреплению психологического здоровья предполагает взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного пространства. Поэтому нужна своевременная коррекция родительского отношения и повышение психолого-педагогической компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Считаем, что для укрепления психологического здоровья детей дошкольного возраста, проживающих в условиях Среднего Приобъя, необходимо создать следующие организационно-педагогические условия:

– интегрирование базисной и дополнительных программ с учетом психологических особенностей детей Среднего Приобъя;

– повышения психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросам укрепления психологического здоровья детей;

– оптимизация родительского (материнского) отношения к ребенку старшего дошкольного возраста;

– раннее выявление психологического неблагополучия детей;

– организация своевременной адресной помощи детям в зависимости от уровня их психологического здоровья.

Список литературы:

  1. Пахальян, В.Э. Развитие и психологическое здоровье: дошкольный и школьный возраст / В.Э. Пахальян. – СПб.: Питер, 2006. – 240 с.

  2. Куртышева, М. Как сохранить психологическое здоровье детей / М. Куртышева. – СПб.: Питер, 2005. – 252 с.

  3. Хухлаева, О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников / О.В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 176 с.

Просмотров работы: 1817