АВТОРСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «IT-ТЕХНОЛОГИИ В БЫТУ» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АВТОРСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «IT-ТЕХНОЛОГИИ В БЫТУ»

Булла О.Э. 1
1Филиал ЮФУ в г.Новошахтинск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

За последние десятилетие в повседневную жизнь активно проникают интернет-технологии, которые помогают решать проблемы социального одиночества и социальной изоляции пожилых горожан (на примере г. Новошахтинска).

На основе этого в 2011 году при Центре поддержки волонтерских инициатив «Добродея» филиала Южного федерального университета в г. Новошахтинске Ростовской области был разработан социально-образовательный проект «IT-технологии в быту».

Цели проекта:

  1. преодоление социальной изоляции и социального одиночества пожилых людей;

  2. формирование информационно-коммуникативных компетенций пожилых горожан;

  3. использование образовательных технологий в формировании позитивной жизненной доминанты пожилых людей провинциального города.

Задачами проекта является:

  1. преодоление психологического барьера у пожилых горожан перед современными компьютерными средствами и информационными технологиями;

  2. разработка и внедрение в образовательное пространство г. Новошахтинске обучающей программы для пожилых людей «IT-технологии в быту»;

  3. формирование профессиональных и гражданских компетенций студентов НШФ ЮФУ, привлеченных к реализации обучающей программы для пожилых людей;

  4. учебно-методическое сопровождение программы: создание тематических буклетов и презентаций для проведения занятий;

  5. укрепление межпоколенческих связей.

Количество участников проекта-волонтеров составило 13 человек (в составе автора).

Целевой группой проекта являются пожилые горожане г. Новошахтинска.

План реализации проекта

Этапы реализации проекта

(основное содержание этапа)

Срок реализации

1.

Подготовительный этап:

- разработка образовательной программы «IT-технологии в быту»;

- формирование творческого коллектива и подготовка лекторов из числа студентов и выпускников;

- подбор и подготовка учебно-методических материалов для проведения очных занятий: презентации к каждому занятию в программе Microsoft Office PowerPoint, алгоритмы и рекомендации, буклеты;

- составление расписания обучающих занятий

1 – 22 сентября 2013

2.

Основной этап:

- отбор и комплектование 5 групп из числа пожилых горожан (не менее 75 человек);

- семинар-презентация программы для выявления ожиданий слушателей и адаптации образовательной программы к каждой группе слушателей

- организация и проведение обучающих занятий: 20 часов

- проведение круглого стола с участием членов творческого коллектива, слушателей, общественности, представителей муниципальных учреждений социальной сферы

- тиражирование обучающих алгоритмов и буклетов и распространение их в местах массового потока населения;

- размещение методических материалов образовательной программы на сайте филиала ЮФУ в г. Новошахтинске;

23 – 30 сентября 2013

1 октября 2013 г.

2 октября – 13 декабря

2013г.

19 декабря 2013 г.

1 – 19 декабря 2013 г.

24 декабря 2013 г.

3.

Рефлексия:

- подведение промежуточных итогов реализации проекта

- подготовка и размещение заметок в местных и региональных СМИ популяризирующих проект и транслирующих роль ЮФУ и ФЦК в реализации социально значимого проекта

- транслирование сущности и результатов проекта через участие в научно-практических конференциях регионального, всероссийского и международного уровня

- публикация научной статьи «Южный федеральный университет - социально-образовательная площадка формирования информационной компетентности населения провинциальных городов»

19 – 23 декабря

2013 г.

декабрь 2013 г.

ноябрь – декабрь 2013 г.

декабрь 2013 г.

4.

Внедрение в социальное пространство города образовательной программы по мере спроса

с января 2014 г. - постоянно

На втором этапе в период проведения семинаров-презентаций программы слушателям предлагается выбрать из предложенных модулей, те основные элементы, которые будут потом в обучающие занятия включены.

Наименование модулей:

Модуль 1. Интернет как средство общения: социальные сети, e-mail, Skype.

1.1. E-mail;

1.2. Skype;

1.3. Социальные сети;

1.4. Контакт;

1.5. Одноклассники.

Модуль 2. Применение интернет-технологий в получении услуг, приобретение товаров и др.

2.1. Знакомство с форумами по интересам;

2.2. Оплата коммунальных и иных услуг;

2.3. Электронные очереди: запись на прием;

2.4. Консультации специалистов;

2.5. Сбербанк-онлайн;

2.6. Сайт государственных услуг;

2.7. Доска бесплатных объявлений AVITO;

2.8. Онлайн-маркет OZON, CITILINK;

2.9. Сайты СМИ, городской Администрации.

В период проведения занятий на семинаре-презентаций программы в основном происходит учет мнений респондентов. Так же здесь учитывается проведенное автором исследование, где говорится о том, что пожилые люди хотели бы решать свои проблемы с помощью интернета. Социологическое исследование, было проведено автором в ноябре 2013 года среди лиц пожилого возраста г. Новошахтинска (выборка составила 120 человек пенсионного возраста). Было установлено: пожилые люди действительно считают, что проблемы социального одиночества и социальной изоляции существуют (70%).

Основными причинами социального одиночества, социальной изоляции респонденты считают следующие проблемы: плохое транспортное обеспечение – 70%; отсутствие мест (их мало) для организованного досуга (типа: спортивный комплекс, театр, кинотеатр, музеи и т.п. – 60%; нет «лишних» денег для посещения каких-либо мест досуга – 50%; отсутствие клубов по интересам для пожилых людей – 40%. Для людей в возрасте 55 – 60 лет самой преобладающей причиной социального одиночества и социальной изоляции является – плохое транспортное обеспечение; в возрасте 61 – 70 лет и более 70 лет – отсутствие мест (их мало) для организованного досуга (типа: спортивный комплекс, театр, кинотеатр, музеи и т.п.) и плохое транспортное обеспечение. 1

Распределение вариантов ответа на предыдущий вопрос находится в прямой корреляции с распределением ответов на вопрос о планировании респондентами свободного времени. Так, наиболее распространенный вариант ответа «решение семейно-бытовых проблем» – 60%, «самообразование» – 55%, а вот активный досуг планируют лишь 20% респондентов.2 Для людей в возрасте 55 – 60 лет значимым является – занятие решением семейно-бытовых проблем; в возрасте 61 – 70 и более 70 лет – занятие самообразованием.

В качестве основных источников информации для пожилых жителей г.Новошахтинска, являются газеты – 70%, интернет – 50%, телевидение – 20%. Для людей в возрасте 55 – 60 лет и 61 – 70 лет главным источником информации является газета, а вот в возрасте более 70 лет источником информации является как газета, так и телевидение.

В процессе социологического исследования так же было важно выявить какие проблемы пожилые люди могли бы решать с помощью интернета. Большинство пожилых людей желали бы решать с помощью интернета проблемы ЖКХ (сайт сбербанк-онлайн, сайт государственных услуг, сайт записи приема к врачу) – 60%, и проблемы общения (скайп, одноклассники, контакт, электронная почта) – 55%. В возрасте 55 – 60 лет у пожилых людей являются проблемы ЖКХ; у пожилых людей в возрасте 61 – 70 лет первое место занимает проблема общения; а в возрасте более 70 лет пожилые люди выбирали и проблемы общения и проблемы ЖКХ.

На протяжении реализации проекта было обучено 220 (22 группы) пожилых горожан г. Новошахтинска. Проведено 440 занятий. Подготовлено 13 волонтеров из числа студентов НШФ ЮФУ. Разработано 10 презентаций для проведения занятий.

На обучающих занятиях люди, так называемого, третьего возраста, получили знания, умения и навыки использования Internet как средства общения (в социальных сетях, на форумах, через e-mail и Skype), как средства получения услуг (госуслуги, электронная очередь, коммунальные платежи, консультации специалистов и т.п., как средство получения текущей информации (сайты СМИ, городской Администрации и других официальных сайтов) и многое другое. Многие слушатели впервые «знакомились» с современной компьютерной техникой, боялись ее сломать, но после первых занятий появлялась уверенность и желание приобрести личный компьютер, ноутбук, ультрабук, планшет.

Так же были и проблемы, которые касались того, что многие приходили не обучаться, а посидеть в сетях и пообщаться с друзьями, им не нужны были занятия, хотя многие из них не умели печатать на клавиатуре, не знали как переходить с русского на английский, печатать сообщение с большой буквы.

В основном обучающие занятия были направлены не только на получение знаний, но также на преодоление социальной изоляции и социального одиночества, на приобретение новых знакомств, в том числе среди слушателей (пожилых горожан) и «учителей» (студенческой молодежи). Многие «учителя» и «слушатели» продолжают свое общение в социальных сетях и после окончания занятий, не зависимо от возраста и социального положения.

Заключительное занятие с каждой группой заканчивалось вручением сертификатов, обменом впечатлений и дружескими пожеланиями. Вот слова благодарности одной из слушательниц:

Хочу со временем в ногу идти,

Свободно общаться в Интерсети.

Но как овладеть мне моим ноутбуком?

Сложна и трудна Интернета наука!

И тут прошла в городских сетях весть,

Как будто манна нам с небес!

Дают мне шанс пройти «ликбез».

Теперь, откровенно и прямо скажу,

Я в сеть Интернета свободно хожу.

Спасибо акции – она

Дала нам знания сполна.

Л.И.Третьякова, 67 лет

Возвращаясь к результат авторского исследования можно утверждать, что есть особый интерес к интернет грамотности у пожилых горожан г. Новошахтинска. Большинство пожилых людей в возрасте 55 – 60 лет, 61 – 70 лет выбирали вариант ответа согласен – 85%. Однако можно сказать, что чем старше человек становится, тем меньше он выбирает вариант ответа согласен или полностью согласен. И люди в возрасте более 70 лет большинство отвечали, не согласен – 15%.

Проект в настоящее время продолжает свою реализацию, тем самым подтверждает свою дееспособность. Пожилые горожане толпами записываются в очередь, и с нетерпением ждут занятий.

Проект «IT-технологии в быту» с помощью интернет-ресурсов, помогает пожилым людям справляться с проблемой социального одиночества и социальной изоляции.

Результативность проведения этого проекта подтверждается получением гранта на реализацию Фонда целевого капитала ЮФУ в 2013 году, участием в итоговом мероприятии регионального проекта «Молодая команда губернатора», занял III место в городском конкурсе «Доброволец года 2013» в номинации «Добровольческий проект года»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета

Уважаемые горожане, предлагаем Вам ответить на вопросы, которые позволят определить круг проблем пожилых людей в организации свободного времени и формы их преодоления. Анкета анонимна. Результаты ее будут использованы для научных целей и в обобщенном виде.

1. По каким причинам пожилые люди, проживающие в городе Новошахтинске, испытывают социальное одиночество и социальную изоляцию?

а) нет клубов по интересам для пожилых людей;

б) нет мест (их мало) для организованного досуга (типа: спортивный комплекс, театр, кинотеатр, музеи и т.п.);

в) плохое транспортное обеспечение;

г) отсутствие желания общаться;

д) чувство невостребованности;

е) проблема надуманна;

ж) нет «лишних» денег для посещения каких-либо мест досуга

з) свой вариант___________________________________

2. Как Вы проводите свое свободное время?

а) регулярно планирую активный досуг (хожу в театр, посещаю городские мероприятия, занимаюсь вокалом в местном клубе, встречаюсь со знакомыми и родственниками и т.п.);

б) занимаюсь решением семейно-бытовых проблем (помощь родственникам, сижу с внуком, уборка в доме, огород и т.п.)

в) занимаюсь самообразованием (читаю литературу, изучаю возможности интернет и т.д.)

г) свой вариант __________________________________

3. Согласны ли Вы с утверждением, что с помощью интернета пожилой человек может преодолеть чувство социального одиночества и социальной изоляции?

а) полностью согласен;

б) согласен;

в) частично не согласен;

г) не согласен

Для выбравших варианты ответов на вопрос под номером 3 «полностью согласен» или «согласен» ответьте на вопрос 4.

4. Какие, по вашему мнению проблемы можно решить с помощью интернета?

а) проблема общения (скайп, одноклассники, контакт, электронная почта);

б) проблема покупки и продажи (сайт avito, ozon)

в) проблемы ЖКХ (сайт сбербанк-онлайн, сайт государственных услуг, сайт записи приема к врачу)

г) свой вариант __________________________________

5. Каким источникам информации Вы отдаете предпочтения?

а) газета;

б) телевидение;

в) разговоры на лавочке;

г) интернет;

д) свой вариант ___________________________________

Сообщите некоторые данные о себе:

Ваш возраст

а) 55-60;

б) 61-70;

в) более 70

Спасибо за участие!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Результаты проведенного социологического исследования

№ вопроса

55 – 60 лет

61 – 70 лет

более 70

итого

Вопрос 1. По каким причинам пожилые люди, проживающие в городе Новошахтинске, испытывают социальное одиночество и социальную изоляцию?

а)

50%

33%

33%

40%

б)

50%

66%

66%

60%

в)

75%

66%

66%

70%

ж)

62%

88%

1%

50%

Вопрос 2. Как Вы проводите свое свободное время?

а)

37%

11%

0%

20%

б)

62%

44%

1%

60%

в)

50%

55%

66%

55%

Вопрос 3. Согласны ли Вы с утверждением, что с помощью интернета пожилой человек может преодолеть чувство социального одиночества и социальной изоляции?

б)

87%

1%

33%

85%

г)

12%

0%

66%

15%

Вопрос 4. Какие, по вашему мнению проблемы можно решить с помощью интернета?

а)

37%

77%

33%

55%

в)

75%

55%

33%

60%

Вопрос 5. Каким источникам информации Вы отдаете предпочтения?

а)

75%

66%

66%

70%

б)

12%

11%

66%

20%

г)

62%

55%

0%

50%

1 См. Приложение 1.

2 См. Приложение 2.

Просмотров работы: 1409