Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем и профессиональной компетентности и профессионализма.
Наряду с профессиональной компетентностью в образовательной практике достаточно широко стали использоваться термины «профессиональная компетенция», «ключевые компетенции».
Профессиональная компетенция характеризуется как общая способность специалиста мобилизовать свои знания, умения, а также обобщённые способы выполнения действий [1, с.16].
В научной литературе имеются различные подходы к структурированию профессиональной компетенции.
Э. Ф. Зеер приводит пять ключевых компетенций, которыми придаётся особое значение в профессиональном образовании Европейского сообщества: социальная компетенция – способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявления сопряжённости личных интересов с потребностями предприятия и общества; коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями общения устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Интернет; социально – информационная компетенция – готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию; специальная компетенция – подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов своего труда [1, с.23-25].
По мнению академика РАО И. А. Зимней, «компетенции – это некоторые внутренние потенциальные, скрытые психологические новообразования (знания, представления, программы… действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как активных деятельностных проявлениях…»[2, с.22].
С позиции деятельностного подхода компетенция рассматривается как функциональная система психики, обеспечивающая человеку способность решать задачи определённого типа на уровне предъявленных к их решению требований. Компетенция – это интегративное психическое образование, включающее в себя как знания, необходимые для решения соответствующего типа задач, так и умения ставить задачи данного типа, планировать их решение, выбирать и применять адекватные средства решения, оценить результаты действий. Сформировать компетенцию – значит сформировать соответствующую функциональную систему психики как целостное интегративное образование. В содержании каждой компетенции В. С. Лазарев выделяет четыре компонента: когнитивный, ориентировочный, операционный и опыт. Когнитивный компонент компетенции включает в себя комплекс знаний, владение которыми необходимо для решения соответствующего типа задач. Ориентировочный компонент включает в себя способы постановки, планирования и решения этого типа задач и оценки результатов решения. В операциональный компонент входит владение методами выполнения действий, требующихся для решения задач данного типа. Опыт – это компонент компетенции, благодаря которому другие её компоненты оказываются интегрированными в способ решения задач соответствующего типа[3, с.3].
Важной составляющей профессиональной компетентности является готовность педагога к исследовательской деятельности. Под исследовательской деятельностью понимаются оригинальные разработки в области естественных или социальных наук, культуры или образования, предполагающие тщательные, упорядоченные изыскания, зависящие от характера и условий поставленной проблемы [4, с. 66].
Исследователь, организуя и проводя свои изыскания, выполняет две основные функции: во-первых, систематизирует, аккумулирует знания, накопленные человечеством, во-вторых, познаёт новое неизведанное, что пополняет науку. Эти функции остаются актуальными во все времена, изменяется лишь их содержание по мере изменений, происходящих в общественной жизни, изучаемых научных проблемах, методах работы. Для реализации названных функций исследователю необходимо обладать рядом качеств, создающих прочный фундамент его личностного и профессионального роста.
Научно-исследовательская деятельность – исключительно напряжённый , творческий труд, который требует полной самоотдачи, упорства, терпения, самоотверженности, творческого мышления, основанного на чувстве нового, стремлении познать неведомое.
К важным профессионально-личностным характеристикам педагога – исследователя следует отнести:
- оптимизм – веру в возможность улучшить положение, определить оптимальные варианты творческого развития обучающихся;
- гуманизм, предполагающий доброту, отзывчивость, сердечность к людям, исключающий злую иронию, оскорбления и унижения человека;
- справедливость, уравновешенность, терпимость, сдержанность, самообладание;
- умение вести исследовательскую работу честно, согласуясь со своей совестью;
- требовательность к себе и людям, то следование нормам морали, добросовестное исполнение своего профессионального долга;
- общительность и коммуникабельность, поскольку проведение педагогического эксперимента требует организации педагогического взаимодействия с обучающимися.
Все названые профессионально значимые личностные качества определяют авторитет исследователя, слагаемыми которого являются: глубокие разносторонние специальные знания; владение профессиональными и исследовательскими навыками; наличие психолого-педагогических способностей; общая педагогическая культура; умение общаться с людьми; поведение в соответствии с нормами профессиональной этики. Уровень их сформированности во многом зависит на успешность профессиональной деятельности педагога и обеспечивает развитие отечественной системы образования.
Список литературы
Зеер Э.Ф. ключевые компетенции, определяющие качество образования / Образование в Уральском регионе: научные основы развития: Тезисы докладов II научно-практической конференции. – Екатеренбург: Изд – во Рос. гос. проф. – пед. Ун-та. – 2002. – Ч. 2. – С. 23-25.
Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – 2 – е изд., перераб., испр. и доп. – М.: Логос, 1999. – 476с.
Лазарев В.С. Концептуальная модель формирования профессиональных умений у студентов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2011. – № 2 (13). – С.5-13
Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. Ростов н/Д: Феникс,2003. – 162 с.