К ВОПРОСУ О НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

К ВОПРОСУ О НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Малашевская К.Р. 1, Зырянова С.М. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Быстрая трансформация общественного устройства в сочетании с экономическим кризисом обусловила появление определенных слоев населения, испытывающих трудности в адаптации к новым социально-экономическим условиям, что в значительной части случаев ведет к дезорганизации общества, росту насилия, в том числе в отношении детей. Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями.

По рекомендации ЮНЕСКО (1974 г.) обучение правам человека предлагается начинать на дошкольном уровне. Сегодня в отечественной дошкольной педагогике эта проблема только разрабатывается, вызывая интерес у исследователей и практиков.

По мнению Н.А. Алешиной, Т.Н. Дороновой, С.А. Козловой, важнейшимдостижением системы современного российского образования является ее переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира. [1,с.147]

Выделенная С.А. Козловой современная концепция формирования правовой культуры дошкольников основана на том, что ребенок, права которого не нарушаются, ребенок, осознающий свои права и обязанности, - это уже более полноценная личность, с чувством собственного достоинства, с пониманием своей значимости как человека и исполненная уважения к окружающим. [2,с.62]

Применительно к детям дошкольного возраста (Н.А. Алешина, Т.Н. Доронова, С.А. Козлова) следует говорить о нравственно-правовом воспитании, что позволяет подготовить ребенка к усвоению демократических ценностей и прав человека в дальнейшем.[1,с.159]

Как считают исследователи, нужно формировать у ребенка представления о самом себе, о правах и обязанностях, формировать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учить применять полученные знания в разнообразных формах собственной детской деятельности. Детей необходимо подвести к осознанию себя как личности, пониманию своей индивидуальности и человеческого достоинства.

В связи с вышесказанным перед современным педагогом дошкольной образовательной организации стоят следующие задачи (на основании программ С.А. Козловой «Мы имеем право!»; Т.Н. Дороновой «Защита прав и достоинства ребенка в дошкольном учреждении и в семье»):

- помочь ребенку понять и осмыслить свои элементарные права;

- формировать чувство самоуважения, уважения к собственным правам и правам других людей;

- развивать стремление ребенка реализовывать свои права, не нарушая прав окружающих его людей;

- воспитывать умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нравственно-правовые нормы.

Вся деятельность по формированию основ нравственно-правовой культуры у дошкольников базируется на общепедагогических принципах и принципах личностно-ориентированной педагогики:

- учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- систематичность и последовательность;

- сознательность и активность;

- деятельный подход;

- научность;

- формирование мотивации к познанию и обучению;

- развитие коммуникативных особенностей.

Следует обращать внимание на противоречие между сложностью самих по себе правовых знаний и возможностями их усвоения в дошкольном возрасте. При отборе материала по правовому воспитанию необходимо учитывать особую восприимчивость дошкольников, желание и умение играть, учитывать то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями.[4,с.59]

Как отмечают исследователи, детям дошкольного возраста доступны четыре группы прав:

1. Права на достойное существование, выживание, включающее право на жизнь и здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство.

2. Права на развитие, образование, отдых и досуг.

3. Права на защиту от унижения, насилия и эксплуатации.

4. Права на свободу слова, мысли и деятельности.

Реализация поставленных задач предполагает три этапа ознакомления, которые соответствуют определенной возрастной группе детей. [3,с.15-28]

1 этап – «Я и моя семья» (средний возраст 4-5 лет)

На данном этапе у детей формируется представление о себе как личности, имеющей собственное имя и мнение, о семье, как о ячейке общества, где ребенку предоставляется достаточное количество воды и пищи, место для жительства. Также ребенок может рассчитывать на полноценный уход, любовь и защиту со стороны родителей. Детей необходимо знакомить с обязанностями каждого члена семьи (в том числе и малышей), правилами поведения в группе, что позволит в дальнейшем подвести к пониманию неразрывности понятий «права и обязанности».

2 этап – «Мир вокруг меня» (старший дошкольный возраст 5-6 лет)

Характерной особенностью ребенка старшего дошкольного возраста является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада. Поэтому на данном этапе необходимо дать детям представление о таких правах личности, как право на отдых, досуг и развитие. Возникает необходимость познакомить детей с правом на образование.

Знакомясь с правами, дети учатся считаться с мнением и интересами других людей, не обижать слабых, справедливо разрешать возникающие споры и конфликты, адекватно оценивать свои действия и поступки.

Важно предоставлять детям возможность ежедневно реализовывать свои права: на милосердие, оказание помощи и принятие ее; на собственное мнение и уважительное отношение к мнению других, в частности своих сверстников, потому что они тоже обладают таким правом; на принятие решения, на выбор, без чего не могут развиться такие необходимые качества гражданина, как самостоятельность, ответственность, решительность; на национальную самобытность и познание культуры других народов, чтобы ребенок ощутил свою принадлежность к «родным корням» и приблизился к пониманию того, что он - единица вселенной.

3 этап – «Я – гражданин России» (старший дошкольный возраст 6-7 лет)

Так как дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, педагогу необходимо стремиться воспитывать детей в духе миролюбия, уважения ко всему живому на земле. На данном этапе детей знакомят со следующими правами:

- право на защиту от унижения, насилия, эксплуатации;

- право на свободу слова, мысли, деятельности;

- право на гражданство, вероисповедование, родной язык.

Ребенка необходимо подвести к осознанию главного: каждый человек, мужчина он или женщина, мальчик или девочка, старый или молодой, богатый или бедный, представитель белой, черной или желтой расы, какого бы то ни было народа (русский, украинец, чукча, чуваш, киргиз, англичанин, японец, француз, еврей или немец), имеет право на жизнь, на свое жилище, медицинскую помощь, свободу и счастье. Вместе с тем каждый наделен не только правами, но и обязанностями по отношению к окружающим его людям, и прежде всего к родителям, к месту, где он живет, к природе.

Необходимо подвести к пониманию таких простых и одновременно сложных истин, как: «Прав не бывает без обязанностей», «Мои права – это мои возможности, мои свободы», «Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека». [6,с.112]

Правовое воспитание предполагает ознакомление дошкольников с содержанием некоторых адаптированных статей Всеобщей декларации прав человека [Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.]. Возможные варианты таких статей даются в детских книгах и рекомендациях З.К. Шнекендорфа, но они нуждаются в дальнейшем приближении к ребенку-дошкольнику, конкретизации. Чтобы знание «упрощенных», «приспособленных» к детям статей лучше осознавалось ими, окрашивалось чувствами, переживаниями, способствовало формированию отношения к правам человека, их необходимо «пропустить» через различные формы взаимодействия педагога и детей, через разные виды детской деятельности:

- беседы, общение;

- специально подготовленную НОД;

- рассматривание картин и иллюстраций;

- дидактические игры и упражнения;

- собственную игровую деятельность детей;

- обсуждение событий из личного опыта, не связанных с детским садом;

- обсуждение прочитанных произведений;

- спортивные, музыкальные праздники и развлечения;

- наглядное и ситуативное моделирование;

- решение проблемных ситуаций и т.д.

Использование метода моделирования – современной, актуальной, продуктивной формы взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками - позволяет сделать процесс ознакомления дошкольников с правами интересным, доступным, легкоусваиваимым. Работа с наглядной моделью, моделирование проблемных ситуаций в игре и повседневной жизни, позволяют облегчить ребенку процесс познания абстрактных понятий, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, явлениям жизни.

Современная действительность доказывает, что проблема защиты прав детей может быть решена эффективно лишь в том случае, если подходить к ней с двух сторон: со стороны способности ребенка осознавать свои права и обязанности, а так же со стороны обеспечения правовой грамотности взрослых.

По мнению С.А. Козловой «если общество попытается решить задачу формирования правовой культуры с какой-то одной стороны, то, несмотря на прилагаемые усилия, работа эта не даст положительных результатов, потому что, столкнувшись с нерешенной второй стороной, разобьется об эту нерешенность».

Исследователи Н.А. Алешина, Т.Н. Доронова, Л. Смагина уделяют особое внимание профилактической, диагностической и коррекционной работе родителями воспитанников, поэтому задача педагогов – вести правовое просвещение родителей. [1, с.198-221]

Взаимоотношения детей и родителей – одна из вечных проблем, которой педагоги уделяют самое пристальное внимание. Вопрос защиты прав детей — один из самых актуальных.[5,с. 41-43]

Многие родители полагают, что соблюдение Семейного кодекса [от 29.12.1995 N 223-ФЗ (действующая редакция от 25.11.2013)] и Конвенции о правах ребенка [от 20 ноября 1989 г.] заключается в заботе об образовании и здоровье дошкольника. Таким образом, очевидно, что именно незнание родителями прав собственного ребенка приводит к их постоянному нарушению.

Насилие в семье на бытовом уровне чаще всего выражается в телесных наказаниях, недопустимых методах воспитания, психическом насилии, пренебрежении интересами детей. Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Установлено, что у больных неврастенией, основной причиной развития заболеваний явились нарушения внутрисемейных отношений в период дошкольного детства, пережившие в детстве хронический недостаток любви.

Взаимодействие родителей и педагоговнеобходимо рассматривать как взаимное сотворчество ответственных взрослых, направленное на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов. [5, с. 34-39]

Организуя работу по формированию правовой культуры у родителей, педагог направляет свою деятельность на решение следующих задач:

- усилить взаимную открытость и взаимный интерес детей и родителей;

-развивать способность сотрудничать друг с другом на основе конструктивных способов взаимодействия;

- формировать уверенность родителей в их собственных возможностях и способностях;

- развивать доверие к детям.

Систематическая, педагогически продуманная система формирования основ нравственно-правовой культуры в дошкольной образовательной организации, позволит:

1) у детей:

- приблизится к пониманию значимости ключевых понятий: закон, права, обязанности;

- формировать основы представлений о ценностных ориентациях и приоритетах: свобода, гуманизм, ответственность, патриотизм;

- подойти к осмыслению гражданских идеалов (семья, родной город, родная страна);

- формировать задатки гражданских навыков: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие в повседневной жизни конфликты правовыми способами.

2) у родителей:

- повысить правовую компетентность;

- углубить понимание особенностей собственного ребенка и закономерностей его развития;

- укрепить детско-родительские взаимоотношения.

Таким образом, изложенные выше концептуальные положения по единодушному мнению современных ученых требуют дальнейших педагогических и психологических исследований, в которых следует найти ответ на целый ряд вопросов: как меняется личность ребенка в условиях соблюдения его прав, каковы возможные негативные проявления во взаимоотношениях со взрослыми и другими детьми, как перестраивать технологию обучения и воспитания и т.д. Проблема соблюдения прав ребенка актуальна для дошкольной педагогики и поэтому требует особого внимания ученых и практиков.

Список используемой литературы:

1. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью [Текст]:/ Н.В. Алешина. - М.: Академия, 2001. – 234 с.

2. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие./ Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Академия, 2003г. – 240с.

3. Вентцель, К.Н. Нравственное воспитание [Текст] / К.Н. Вентцель// Свободное воспитание. – 2008. – №4. – С. 14-38.

4. Высоких, Ю. В. К вопросу о первоисточниках правосознания [Текст] /Ю.В. Высоких // Социум и власть. - 2007. - № 1(13). – 58–60 с.

5. Гладкова, Ю. Педагог и семья. Проблемы взаимодействия [Текст] / Ю. Гладкова // Дошкольного воспитания.-2008.-№4. – С.52.

6. Дубинина, Д.Н. Мир вокруг меня [Текст] / Д.Н. Дубинина. – Минск.: АРКТИ, 2006. – 165 с.

Просмотров работы: 2451