МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Ратикова И.Н. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

По мнению многих ученых современности, образование постоянно испытывает влияние социума. Особый интерес вызывает глобальная информатизация общества, которая делает доступной информацию для всего человечества: порой одна и та же информация в разных странах распространяется мгновенно. Поэтому современному студенту, ученику, педагогу при свободном доступе к информации необходимо обладать умениями приобретать, сохранять, творчески ее интерпретировать в обучении и профессиональной деятельности.

Если рассматривать такое явление в обществе, как массовая и межкультурная коммуникация, которая приводит к открытости новому знанию, новым способам общения и жизнедеятельности, то можно увидеть открытость на планетарном уровне. А это требует освоения в образовательной практике коммуникативных технологий [2].

Современные условия требуют от каждого человека принятия самостоятельных решений, понимание способов реализации своих возможностей в обществе. Поэтому студент, учащийся, педагог должен обладать технологиями самоорганизации и самопрезентации, возникает необходимость развития критического мышления.

Для того чтобы оптимизировать учебный процесс, повысить его эффективность, современная школа и вуз поставлены перед необходимостью активного внедрения различных подходов и технологий. В настоящее время формирование метазнаний и метаспособов становится центральной задачей обучения. Метапредметный подход в образовании обеспечивает переход от дробления на части к целостному восприятию мира, метадеятельности.

Термины «метапредмет», «метапредметность» в современном образовании заявлены как ориентиры новых образовательных стандартов. Научные школы трактуют эти понятия по-разному. У Ю.В Громыко под метапредметным содержанием понимается деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета [3]. Научная школа А.В. Хуторского реализует метапредметную образовательную деятельность, включая метапредметное содержание и учебные метапредметы уже более двух десятилетий. А.В. Хуторской характеризует метапредметность как «выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что за предметом или несколькими предметами, находится на основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности» [4]. Согласно позиции А.В. Хуторского, метапредметность – это неотъемлимая часть любой образовательной среды.

На первый план в обучении выступают метапредметные умения, сформированные у выпускников школы и вузов, например, умение разрабатывать и проверять гипотезы, проявлять инициативность и самостоятельность, работать в команде.

Новые требования требуют от педагога необходимость изменения не только содержания образования, но и подходов к организации деятельности обучающихся. Педагог становится «режиссером» новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование метаспособов и освоение метазнаний. Сегодня метапредметность – необходимое условие организации учебного процесса.

Почему же образовательная практика нуждается в реализации метапредметного подхода?

Во-первых, началось бурное развитие научного знания, образование в прошлом было ориентировано на подготовку специалистов конкретных областей знания. Это привело к раздробленности учебных дисциплин. Была потеряна некая универсальность, целостность восприятия мира. Но технологический процесс нам дал открытость и информатизированность, мгновенность овладения знаниями.

Во-вторых, метапредметный подход обеспечивает не только целостность развития учащегося, студента, но и преемственность всех ступеней образовательного процесса.

В-третьих, метапредметный подход предлагает реорганизовать предметное содержание образования, в котором знания – не сведения для запоминания, а знания для осмысленного использования в своей практической деятельности.

В-четвертых, метапредметность позволяет педагогу работать с перспективой, а не просто в русле, что должно и можно. Педагог в таком случае выступает как партнер, тьютор.

Как же реализовывать принцип метапредметности в современном вузе?

Один из наиболее эффективных способов - введение метапредметных курсов по выбору (по аналогии идеи Ю.В. Громыко). Студенты смогут использовать общие способы, общие подходы в разных предметных областях. В рамках таких спецкурсов важно выстраивать коллективное взаимодействие между студентами.

Можно ввести в образовательную практику более доступный способ – это занятия с элементами метапредметного похода. Обязательными условиями организации таких занятий будет являться:

- работа с ключевыми понятиями в философском аспекте;

- сопоставление философского понимания этого понятия и его смыслового наполнения в предметном материале;

- постоянная рефлексия действий на каждом этапе работы;

- создание проблемных ситуаций;

- введение разнообразных форм, методов и приемов работы, активизирующих деятельность студентов.

Основными методическими принципами такого метапредметного занятия, по мнению С.В. Галян, будут являться [1]:

- субъективация (равноправность всех участников образовательного процесса);

- метапредметность (формирование общих способов достижения результата);

- деятельностный подход (самостоятельность обучающихся в ходе поисковой и исследовательской деятельности);

- рефлексивность (ситуация, когда необходимо проанализировать свою деятельность на занятии);

- импровизационность (готовность педагога к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).

Эффективным инструментом достижения метапредметных результатов может быть использование современных образовательных технологий, в которых за основу положен системно-деятельностный подход, например:

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Через интерактивное включение в учебный процесс формирование критического мышления, культуры работы с информацией.

Проектный метод обучения

Активизация самостоятельной поисковой деятельности обучающихся, то есть проектирования, развитие исследовательских умений и навыков: выявление и постановка проблемы, формулирование гипотезы, планирование исследовательских действий, сбор данных и их анализ, составление научных докладов, построение обобщений и выводов, рецензирование работы, защита проекта.

Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ)

Воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

Развитие творческого воображения с целью преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями.

Исследовательские методы обучения

Целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры:

- мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

- умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

- умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

- специальных исследовательских умений и навыков.

Технология «Дебаты»

Развитие коммуникативной культуры и навыков публичного выступления, ведения диалога.

Система инновационной оценки «Портфолио»

Развитие умения обобщать и систематизировать информацию большого объёма, связывая её со своим личным опытом.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Формирование умения работать сообща на единый результат.

Воспитание толерантности, уважительного отношения к другому человеку, точке зрения, позиции.

Остановимся на некоторых технологиях и подробнее охарактеризуем особенности их использования в образовательном процессе в педагогическом вузе. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» ориентирована на реальную педагогическую практику. Она позволяет решать эффективно задачи обучения и развития студентов, сочетать навыки работы с текстом в коммуникации, развивает умения работать с большими текстами научного характера. Многие приемы данной технологии используются на занятиях и семинарах в вузе, например: прием «Знаю. Хочу узнать. Узнал» (используется таблица с одноименными названиями столбцов). Студенты предварительно изучают тему «Методы изучения русского языка в начальной школе». Далее они заполняют первые два столбца таблицы самостоятельно («Знаю», «Хочу узнать»), в парах обсуждают полученные ответы, тем самым обмениваются новой информацией друг с другом. В итоге их совместной работы каждый заполняет последний столбец «Узнал». В конце такого занятия все студенты представляют материал изученной темы в таблице, выделяя главное, корректируя свои записи в первых столбцах.

Применяется прием «Вопросы по Б.Блуму» («толстые» и «тонкие» вопросы) с целью выявления объема имеющихся знаний по модулю и оценки их глубины усвоения. Студентам предлагается самостоятельно сформулировать вопросы и ответы по изученной теме, далее в парах они проверяют полученные результаты. Этот прием возможно использовать на разных этапах занятия: в начале (при формулировании цели и задач занятия), на этапе осмысления изученного материала (при прослушивании докладов студенты формулируют «толстые» и «тонкие» вопросы, лучшие из которых зачитываются и обсуждаются), при подведении итогов (отвечают на «толстые» вопросы, размышляют, представляют разные точки зрения на какие-либо подходы).

На стадии осмысления одним из самых эффективных является прием «Кластер», который применяется для обобщения имеющейся информации. Студенты выписывают ключевые слова по изучаемой теме, графически отображая связь между понятиями, в итоге получается схема («гроздь») взаимосвязанных понятий по теме. Далее полученные схемы (кластеры) презентуются студентами и определяются наиболее удачные, которые возможно использовать при самостоятельной подготовке к итоговой аттестации. Интересной, на наш взгляд, является стратегия эффективной работы с понятиями «денотатный граф» (автор – Вагапова Д.Х.), которая позволяет систематизировать и обобщить изучаемый материал в виде схемы с указанием взаимосвязей между понятиями.

Очень эффективной является технология обучения в сотрудничестве. Цель этой технологии состоит в формировании умений у субъектов образовательного процесса работать сообща во временных командах и группах и добиваться качественных образовательных результатов [2]. На занятиях в вузе, в основном, используется когнитивный тип сотрудничества. Создается атмосфера творческого поиска и логического анализа, формируется умение ориентироваться в нестандартных ситуациях, развивается оригинальность мышления. Все студенты выступают в роли партнеров, которые должны максимально отдать свои силы на выполнение общего задания: составление конспектов уроков по теме, представление планирования внеклассной и внешкольной работы по предмету на учебный год, работа с технологическими картами. Основным принципами взаимодействия в такой технологии является добровольность, равенство позиций, результативность, заинтересованность всех участников.

На занятиях включаются не только указанные технологии, но и разнообразные приемы работы, направленные на приобретение определенного опыта у студентов совместного поиска решений поставленной проблемы. Вырабатывается установка на умение учитывать мнения других и открывать нечто общее между мнениями всех участников группы.

В современном образовании изучаются различные дисциплины, при этом не выделяется связь между ними, в результате формируется разрозненное представление о картине мира. Сегодня ситуацию необходимо кардинально менять, формируя целостное представление о мире.

Предложенные в статье рекомендации - это возможные способы организации учебной деятельности в вузе, направленной на достижение метапредметных результатов. Заявленные в статье технологии на основе системного-деятельностного подхода могут быть использованы для эффективной реализации опытно-экспериментальной работы обучения бакалавров по специальности «Педагогическое образование (профиль Начальное образование)».

Список литературы

1. Метапредметный урок : методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ, студентов направления «Педагогическое образование» / авт.-сост. С.В. Галян. – Сургут : РИО СурГПУ, 2012. – 83 с.

2. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 432 с.

3. Скрипкина Ю.В. Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. - №4. - 25 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2011/0425-10.htm. - [Дата обращения 15.10.2013].

4. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№1. http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm. - [Дата обращения 15.10.2013].

Просмотров работы: 2869