СПЕЦИФИКА И ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВО – ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СПЕЦИФИКА И ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВО – ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Финансово-инвестиционная стратегия является неотъемлемой составляющей генеральной стратегии, представляющая собой формализованную комплексную систему прогнозных целевых индикаторов результативности деятельности организации с необходимой детализацией и обоснованием объема и структуры финансово-экономических ресурсов и их источников, а также направлений их эффективного использования для повышения потенциальной рыночной стоимости бизнеса. Структурно, взаимосвязь финансово инвестиционной – стратегии с иными стратегиями компании можно представить в виде следующей схемы (рис.1).

Рис.1 Взаимосвязь различных стратегий предприятия с финансово-инвестиционной стратегией (основные направления финансово-инвестиционной деятельности)

Большинство современных российских промышленных предприятий большинства отраслей народного хозяйства, находятся в состоянии, когда инвестиционная деятельность, в особенности реальная, практически не осуществима. Предприятия вынуждены заменять основные средства не по причине их морального устаревания, а по причине невозможности дальнейшей физической эксплуатации. Так же, имеются недостатки в маркетинговой сфере принятия стратегических решений. Часто, предприятия не имеют финансовых ресурсов для модернизации или замены продукта частично или полностью.

Если рассмотреть среднестатистическое российское предприятие во временном промежутке последних двух десятилетий, то можно заметить, что имеет место остановка воспроизводства основных фондов. Это не может не свидетельствовать о глубоком кризисе, который поразил экономику нашей страны, и выхода из которого – не наблюдается. Подобная ситуация сложилась по нескольким основным причинам: 1) Увеличивающийся рост цен на новое оборудование, которым необходимо заменять выбывающие основные фонды; 2) Под воздействием инфляции стремительно обесцениваются финансовые ресурсы предприятий, что в свою очередь не позволяет произвести накопления достаточной величины собственных средств, для дорогостоящих инвестиционных проектов; 3) Высокие ставки по средне – и долгосрочным кредитам, которые могли бы восполнить часть недостающих собственных средств; 4) неустойчивая политическая ситуация в стране, и высокая степень коррупции, так же являются факторами затормаживающими инвестиционную деятельность российских предприятий.

На рисунке 2 можно увидеть, что главными факторами, ограничивающими инвестиционную деятельность большинства организаций является недостаток собственных финансовых средств (на это указали 67% руководителей организаций), высокий процент коммерческого кредита (31%), высокие инвестиционные риски (23%).

Рис. 2. Распределение организаций по оценке факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность (в % к общему числу организаций)

Вместе с тем влияние некоторых факторов на ограничение инвестиционной деятельности за последние шесть лет изменилось. Так, значительно увеличились указания на неопределённость экономической ситуации в стране с 11%, до 32%.

Из за указанных выше причин, в перспективе среднесрочного планирования, является невозможным комплексная замена физически и морально устаревшей производственной базы. Поэтому руководство предприятия основывается на двух стратегических установках: 1) Все имеющиеся собственные средства использовать сразу, пока они не подверглись инфляционному влиянию; 2) Производится замена только самых устаревших и изношенных основных средств, которые в большей степени влияют на производительность и качество.

При классификации основных целей предприятия для повышения своей конкурентоспособности и эффективности производства, по параметрам их инвестиционной реализуемости, привлекательности, необходимости и доступности, легко сделать вывод о том, что предприятия с высокой степенью рентабельности имеют больше возможностей и мотивации использовать весь набор стратегических целей, и на разных этапах развития предприятия изменяя их значимость для получения более высоких результатов. Но в положении среднестатистического предприятия – изначально имеющего показатели рентабельности выше среднего и постепенно, по причине инфляционного воздействия становящимся низкорентабельным - формирование инвестиционных ресурсов носит характер постепенного затухания. Это не позволяет планировать и реализовывать слишком дорогие инвестиционные проекты и вынуждает довольствоваться оригинальными и недорогостоящими новациями (в основном своих рационализаторов), что в свою очередь не решает всей проблемы, а лишь незначительно смягчает ее. На рисунке 3, приведена группировка 100 крупнейших по рентабельности выручки компаний по ряду видов экономической деятельности и производства.

Рис. 3 группировка 100 крупнейших по рентабельности выручки компаний по ряду видов экономической деятельности и производства.

Характерные особенности инвестиционной деятельности организаций, сводятся к следующему. Основной целью нынешнего инвестирования в основной капитал является замена изношенной техники и оборудования; при этом мотивацией замены служит не низкая эффективность их использования, а невозможность дальнейшей эксплуатации. Стоит отметить, что значительно расширился вторичный рынок основных средств (бывших в употреблении) с трёхкратным увеличением в первом десятилетии 21 века, объёма их купли и продажи. Выражен акцент на приобретение не меняющие технологию транспортные средства и электронно-вычислительную технику, интенсифицирующую труд специалистов и управленцев.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что подобная картина никак не укладывается в понятие о широком внедрении инновационной материально-технической базы предприятий, но так же следует заметить, что эта же ситуация вполне сопоставима с капитальным ремонтом, в процессе которого модернизируется все, что за время эксплуатации показало недостатки и устарело.

Но если всё это так, почему руководители экономической сферы правительства с гордостью сообщают о постоянном увеличении роста «инвестиций в основной капитал»? В сущности, имеет место рост текущих затрат на ремонт изношенного оборудования предприятий, а следовательно с ними и рост себестоимости производства, цен, а значит – инфляции.

Из-за того что в России на большинстве предприятий основные средства эксплуатируются и ремонтируются уже более четверти века, постоянная модернизация как форма инвестиционной деятельности, приводящая к усугублению технологической отсталости и понижению производительности труда, неприемлема. Такой подход точно корреспондирует с фундаментальным положением о том, что капитальный ремонт и модернизация основных средств являются видом основной, а не инвестиционной деятельности. А начальной же формой инвестиционной деятельности в нынешних экономических условиях следует считать техническое переоснащение предприятий.

Реальная инвестиционная деятельность в стране сегодня находится в состоянии перманентного жесточайшего голода. Она не только не носит характер инновационности, но и вообще рассматриваться, как инвестиционная деятельность может с большой натяжкой.

Учитывая все вышеописанные факторы, своевременная разработка финансово – инвестиционной стратегии как комплексной системы прогнозных целевых индикаторов результативности деятельности организации с необходимой детализацией и обоснованием объема и структуры финансово-экономических ресурсов и их источников, а также направлений их эффективного использования является более чем актуальной. Наличие подобного стратегического плана позволит наиболее эффективно нивелировать отрицательное влияние неблагоприятных экономических факторов, а так же планировать и реализовывать проекты совершенствования производственной, маркетинговой, социальной и управленческих сфер.

В настоящее время часто можно встретить предприятия, развитие которых носит хаотичный, неуправляемый характер, связанный с желанием получить сверхприбыль в минимальные сроки. Такие предприятия применяют стратегию «снятия сливок» со свободных рынков сбыта. Предприниматели не задумываются о дальнейшем развитии, об обществе и потому не могут надолго встроиться в социально-экономическую систему. Это объясняет тот факт, что рано или поздно они уступают в конкурентной борьбе другим предприятиям, деятельность которых приносит максимальное удовлетворение потребностей всем участникам рынка. В силу ужесточающейся конкурентной борьбы предприниматели вынуждены пересматривать свое отношение к процессу планирования деятельности. В современных условиях устойчивый характер может иметь только управляемое, корректируемое развитие. Его целью является непрерывное совершенствование всей системы управления в соответствии с постоянно изменяющимися условиями функционирования.

Необходимость долгосрочного и устойчивого развития требует ответа на вопросы о факторах конкурентоспособности, их взаимосвязи, источниках инвестиционных и инновационных преобразований. Большое значение приобретает исследование возможностей использования, как внутреннего потенциала предприятий мебельной промышленности, так и внешних факторов экономического роста.

В условиях жесткой конкуренции перед российскими предприятиями возникает целый ряд сложных стратегических проблем средне - и долгосрочного развития бизнеса.

Агрегируя существующие определения развития, на микроуровне хозяйствующего субъекта можно рассматривать бизнес-развитие предприятия как систему прогрессивных изменений в соответствии с техническим, экономическим и социально-культурным прогрессом, которая способствует расширению деятельности и увеличению значимости предприятия, как в экономической, так и в социально-политической среде. Под устойчивым развитием – предлагается рассматривать непрерывное развитие, открывающее новые возможности для дальнейших положительных изменений, но как отмечалось выше, подобное развитие невозможно без четкого видения стратегических целей предприятия и ресурсов для их реализации.

Формированию основ устойчивого развития способствуют институциональные преобразования. При этом следует отметить, что одной из коренных проблем переходного периода в России оказалось несоответствие между изменением общих условий хозяйствования на макроуровне в сторону их либерализации и эволюцией предприятий в нестабильных условиях. На стратегии развития отрасли так же повлияла трансформация самих собственников, которая не сопровождалась массовым появлением стратегических инвесторов. В настоящее время уже в достаточной степени сформировался класс эффективных собственников. Развитию их бизнеса способствуют накопленные позитивные моменты в развитии институциональной среды. Но институциональные рамки ведения бизнеса в разных регионах существенно различаются, поэтому эффективность реализации стратегии развития предприятий во многом будут определяться дальнейшим совершенствованием институциональной среды существования бизнеса в мебельной отрасли.

В условиях перманентного мирового финансового экономического кризиса не исчезают проблемы в различных сферах российской экономики. Наиболее сильному деструктивному воздействию подверглись отрасли промышленности. Для промышленности, с ее высокой глубиной переработки ресурсов и соответственно большой долей добавленной стоимости, характерна традиционно высокая потребность в оборотных средствах. Это одна из ключевых проблем производства в период финансового кризиса. Кроме того, узкая специализация многих отечественных промышленных предприятий связана с существованием длинных технологических цепочек. В этих цепочках наиболее ярко проявляется кризис неплатежей, что является еще одной ключевой проблемой промышленности в период финансового кризиса.

В период преодоления кризисных явлений в первую очередь возникает необходимость в стимулировании точек роста. То есть, исходя из общей кризисной ситуации, развитие экономики в том или ином регионе должно быть связано с тем сегментом производства, в котором конкурентные позиции традиционно наиболее сильны.

Экономическая эффективность охватывает все стадии общественного производства, является основой построения количественных и качественных критериев деятельности предприятия и используется для формирования материально-структурной, функциональной и системной характеристик процессов расширенного воспроизводства1.

В процессе решения задачи по оптимизации функционирования системы управления инвестированием производственного переоснащения и освоения высоких технологий в промышленности возникает необходимость разработать процесс, который учитывает: основные направления развития региона, включая планы развития мебельной промышленности, и основные направления и приоритеты развития предприятия мебельной промышленности.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что для российских предприятий необходимо разрабатывать финансово – инвестиционную стратегию с упором на:

  • Реализацию реальных инвестиционных стратегий в рамках технического перевооружения и внедрения новых технологий.

  • Специализацию (модернизацию и частичную или полную замену продукта).

  • Организационное структурирование.

При этом для формирования финансово – инвестиционной стратегии проекта необходимо учесть объемы финансирования на технологическое переоснащение и освоение высоких технологий. В финансовых результатах реализации финансов – инвестиционной стратегии, необходимо помимо традиционных показателей (срок окупаемости, бюджетный эффект инвестиционного проекта, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, индекс доходности) учесть эффективность инвестирования направленное на производственное переоснащения и освоения высоких технологий.

Разработка генеральной стратегии развития коммерческих организаций требует качественного научного обоснования финансово-инвестиционной программы, формирования адекватных методик анализа и оценки достигнутого уровня результативности бизнеса и прогнозирование возможного роста его рыночной стоимости в перспективе благодаря успешному решению поставленных стратегических задач.

Обоснование выбора методов формирования финансово-инвестиционной стратегии, а так же дальнейшая разработка универсальных методик и возможность их внедрения в управленческую практику коммерческих организаций будет целесообразна для их использования в процессе реализации финансово-инвестиционной стратегии, основанной на оценке экономической эффективности и влияния на рыночную стоимость бизнеса.

С помощью методических подходов, сосредоточенных на анализе влияния операционных и инвестиционных синергий на будущие экономические выгоды, открываются уникальные возможности, которые могут быть реализованы конкретным стратегическим инвестором в ходе интеграционных сделок, целью которых является рост потенциальной рыночной стоимости компании-проектоустроителя.

Результаты проведенного исследования направлены на совершенствование методического обеспечения процессов формирования финансово-инвестиционных стратегий предприятий и обоснования методов и приемов стратегического финансового менеджмента в целом.

1 Безрукова Т.Л., Борисов А.Н., Шанин И.И. Классификация показателей оценки эффективности экономической деятельности промышленного предприятия // Общество: поли-тика, экономика, право. 2012.

№ 1. С. 73–80

 

Просмотров работы: 3405