РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ

Крыжановская А.Н. 1, Петровская О.А. 1
1КубГТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно проведенным исследованиям в сфере детской безнадзорности выяснилось, что детская безнадзорность как социальное явление продолжает существовать и в наше время, несмотря на все меры, предпринимаемые государством. Данное предположение было доказано путем рассмотрения детской безнадзорности в нескольких регионах Российской Федерации, а именно Московской области, Краснодарского края и Владимирской области.

Существование детской безнадзорности как социального явления присуще не только России, но и другим государствам. Данное явление в определенной степени является признаком неразвитости экономики и соответственных государственных и общественных институтов, призванных осуществлять социальную поддержку детей. Однако данный феномен присутствует и в странах с развитой экономикой и отлаженными службами социального обеспечения, из этого следует необходимость углубленного изучения всех факторов, определяющих уход и вовлечение детей в уличную жизнь.

Безнадзорность, бродяжничество несовершеннолетних – социальная почва для роста правонарушений и преступности с их стороны. Анализ состояния преступности на территории Московской области показал, что за последние пять лет наблюдалось значительное снижение подростковой преступности, однако в 2011 году отмечается небольшой рост подростковой преступности.

Таблица 2 – «Подростковая преступность в 2007 – 2011 годах»

Год

Процент подростковой преступности

2007

45 %

2008

55 %

2009

30 %

2010

28 %

2011

34 %

По данным, представленным в таблице 2, видно, что в период с 2007 по 2011 год число преступлений, совершенных несовершеннолетними уменьшилось: в 2007 году процент подростковой преступности составлял 45%, но к 2011 году процент уменьшился до 34 %. Самый высокий показатель наблюдается в 2008 году – 55 %.

Таблица 3 – «Преступления, совершенные подростками в 2009 – 2011 годах»

Год

Преступления против личности

Имущественные преступления

2009

23 %

57 %

2010

32 %

68 %

2011

11 %

73 %

В 2009-2010 году стала увеличиваться доля преступлений, совершённых против личности. Так, в 2009 году доля имущественных преступлений составила 57% ( в 2010 – 68%), а доля преступлений, совершённых против личности, составила – 23% ( в 2010-32%). В 2011 году вновь наблюдается рост имущественных преступлений, на их долю приходится 73%, а доля преступлений против личности уменьшилась практически в 3 раза и составили 11%.

Таким образом, вполне возможно предположить, что несмотря на работу государственных и муниципальных органов, проводимую по профилактике детской безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, все – таки проблема криминализации подростковой среды в Московской области стоит очень остро.

В 2012 году комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Владимирской области осуществляла функции межведомственной координации деятельности областных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по реализации задач, обозначенных Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".В целях повышения эффективности деятельности и развития форм взаимодействия субъектов системы профилактики в 2012 году осуществлялись мероприятия, определенные постановлением Губернатора области от 10.03.2010 № 237 «Об утверждении комплекса мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних во Владимирской области на 2010-2012 годы». Данные мероприятия выполнены в полном объеме. При взаимодействии всех органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений разработан Комплекс мер по профилактике безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, правонарушений и суицидов несовершеннолетних, защите их прав во Владимирской области на 2013 - 2014 годы, утвержден постановлением Губернатора области от 18.03.2013 № 286. [1]

Важную роль в профилактике семейного неблагополучия, беспризорности, безнадзорности несовершеннолетних, оказании помощи семьям с детьми в кризисных ситуациях выполняют учреждения социального обслуживания семьи и детей - социально-реабилитационные центры, их в области 14. В них в качестве структурных подразделений созданы отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних, стационарные отделения для детей и подростков на 231 место, 7 отделений дневного пребывания на 127 мест, отделение перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей и детских учреждений. Эффективность мер, осуществленных учреждениями социального обслуживания семьи и детей, мы можем посмотреть в таблице 4.

Таблица 4 – «Меры, осуществленные учреждениями социального обслуживания семьи и детей в 2012 году».

Меры, осуществленные учреждениями социального обслуживания семьи и детей, в 2012 году

Количество обслуженных детей

Количество обслуженных детей в процентном соотношении

возвращены в родные семьи

1053

82 %

переданы под опеку, в приемные семьи

118

9, 1 %

в образовательные учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

135

10, 5 %

другими формами устройства обеспечены - 47 детей

47

3, 6 %

За 2012г. ими обслужено 46,0 тыс. чел., в том числе 30,0 тыс. несовершеннолетних, из них в стационарных отделениях прошли реабилитацию более 1,5 тыс. детей, из которых направлены по месту жизнеустройства 1283 ребенка. Большинство несовершеннолетних возвращены в родные семьи - 1053 или 82% (2011г. – 78,6%), переданы под опеку, в приемные семьи - 118 или 9,1% (2011г. – 8,5%), в образовательные учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 135 или 10,5% (2011г. – 8,9%), другими формами устройства обеспечены - 47 детей (3,6%). Данные свидетельствуют о том, что меры, осуществляемые по профилактике безнадзорности детей, в 2012 году по сравнению с 2011 годом, дали более высокие результаты эффективности.

В итоге проведенной работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в 2012 г. были достигнуты следующие результаты: 1)снизился удельный вес безнадзорных детей, состоящих на учете в учреждениях социального обслуживания, от общего числа детского населения до 1,1% (2011г. – 1,6%);

2)увеличилось число социальных услуг, предоставленных в учреждениях социального обслуживания семьи и детей на одного клиента, до 16,3 ед. (2010 г. – 16 ед.).

В результате комплекса проведенных мероприятий областной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органами и учреждениями, входящими в систему профилактики, удалось добиться снижения подростковой преступности. По итогам 2012 года на территории области несовершеннолетними или при их участии совершено 736 преступлений, что на 17,3% меньше АППГ (890), удельный вес составил 5,7% (2011 г. - 6,4%, - 0,7%). Число несовершеннолетних участников преступных деяний уменьшилось с 742 человек до 618 (-16,7%).

Оценивая эффективность деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, следует отметить, что в целом они выполняют возложенные на них действующим законодательством функции.

Рассмотрев государственные и муниципальные меры по профилактике детской безнадзорности на примере Краснодарского края, можно сказать, что в Краснодарском крае идет постоянная работа по созданию комплексной системы поддержки семьи, профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов. Однако анализ ситуации требует дополнительных мер по повышению эффективности этой деятельности.

По официальным данным в крае в 2003 г. было 1 266 безнадзорных и беспризорных детей. Это дети, предоставленные улице. Анализ общественного мнения показал, что население крайне обеспокоено этой проблемой. В 2003 году Комитетом по вопросам образования, науки, делам семьи и молодежи Законодательного Собрания Краснодарского края по репрезентативной выборке было опрошено 223 жителя края. Согласно результатам опроса, безнадзорные дети у большинства (67%) вызывают «сочувствие», у 30% − «страх». Жители края считают, что безнадзорность «способствует росту преступности» (82%), «распространению наркотиков» (51%), «инфекционных заболеваний» (32%). Такие оценки населения подтверждаются и официальными данными.

В 2003 году в крае расследовано 2587 преступлений, совершенных гражданами от 14 до 18 лет (на 35,8% больше, чем в 2002 году). В результате в 2004 году 340 несовершеннолетних находились в колониях, 1136 были осуждены условно. На учете в Комиссиях по делам несовершеннолетних состоял 1191 ребенок за употребление спиртных напитков, 360 детей – наркотических веществ, 219 − токсических веществ. В 2003 году было выявлено 687 детей, регулярно занимающихся попрошайничеством и бродяжничеством, 1113 несовершеннолетних были привлечены к административной ответственности. [2, 23]

Исходя из выше сказанного, следует отметить, что профилактика детской безнадзорности в Краснодарском крае требует принятия дополнительных мер со стороны государственных и муниципальных органов.

Проанализировав работу нескольких представленных рассмотрению регионов, можно сказать, что государственные и муниципальные органы Российской Федерации в целом эффективно осуществляют политику направленную против роста и устранения безнадзорности как социального явления, но до конца эту тенденцию, конечно, устранить не удается.

Что же касается нормативного регулирования, то следует отметить, что на территории РФ, в соответствии с законодательством, субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений являются комиссии по делам несовершеннолетних и их прав, различные органы управления (образования, социальной защиты, опеки и попечительства по делам молодежи, здравоохранения, занятости, внутренних дел) и создаваемые ими учреждения.

Основными координирующими органами являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В Российской Федерации активно развивается сеть учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. В настоящее время действуют 793 специальных учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, 187 стационарных отделений для несовершеннолетних, 69 отделений профилактики безнадзорности детей в иных учреждениях социального обслуживания семьи и детей. В 2010 году в учреждениях социального обслуживания семьи и детей прошли социальную реабилитацию, получили другие социальные услуги 3,2 млн. несовершеннолетних. В системе образования профилактику социально-педагогической дезадаптации осуществляют более 550 центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, 50 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, 14 специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа. В системе органов внутренних дел действует 94 центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей.[3]

Введение в действие нового Федерального закона создало дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности, дальнейшего развития сети социозащитных учреждений, активизации комплексного решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики безнадзорности.

В заключение следует отметить, что в современной России на фоне реабилитации страны после финансово – экономического кризиса и административной реформы, правовое регулирование деятельности органов системы профилактики детской безнадзорности становится одним из приоритетных направлений правовой политики государства. Профилактическая работа ведется государственными и негосударственными органами и учреждениями на различных уровнях, в рамках которых применяются разнообразные, преимущественно воспитательные способы, приемы и методы. Качественное повышение эффективности деятельности всех субъектов профилактики детской безнадзорности позволит органам и учреждениям системы профилактики в пределах подведомственной им линии предупреждения сконцентрировать свои усилия на наиболее важных направлениях профилактической работы в отношении безнадзорных детей.

Список использованных источников

  1. Постановление от 10. 03. 2010 №237 об утверждении «Комплексных мер по защите прав и интересов детей, профилактике безнадзорности и правонарушений, преступлений несовершеннолетних во Владимирской области на 2010 – 2012 годы».

  2. В. В. Чернявский Проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних//Актуальные проблемы семей в России. 2006 с. 23

  3. Постановление Министерства труда РФ от 29.03.2002 N 25 «Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».

Просмотров работы: 1450