СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННЫХ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННЫХ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Новикова Е.В. 1, Петровская О.А. 2
1Кубанский государственный технологический университет
2«Кубанский государственный технологический университет» (ФБГОУ ВПО КубГТУ). Социально-гуманитарный факультет, кафедра социологии, правоведения и работы с персоналом
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проходят века, тысячелетия, а интерес человечества к проблемам семьи, семейно-брачных отношений не угасает, а, напротив, обретает более яркие, более совершенные содержательные проявления. В каждом социуме, в соответствии с их нормами и правилами существует понятие семьи, семейных или брачных отношений. Рано или поздно за ухаживаниями молодого человека, следуют более сложные личностные отношения, которые приводят к созданию семьи. Этот новый виток в жизни каждого человека, влечет за собой множество изменений и в нем самом и в окружающих его людях. Молодой человек станет отцом, его родители дедушкой и бабушкой. Появятся новые роли, новые модели поведения.

В любом обществе семья имеет двойственный характер. Во-первых, это социальный институт, а во-вторых, это малая группа со своими закономерностями функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно-относительная самостоятельность. С институтом семьи тесно связан другой социальный институт – институт брака, который можно определить как санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений. Семья – это малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства. В современных условиях внимание исследователей – социологов и психологов – практиков сосредоточено на двух архиважных назначениях семьи и семейно-брачных отношений: обеспечении сохранности семьи как важнейшего базового института общества и обеспечении процесса социализации новых поколений. Выделение именно этих жизненноважных функций свидетельствует о том, что семья не справляется со своими обязанностями, что современное общество, в том числе и российское, столкнулось с «кризисом семьи». Конечно, в условиях глубокого социально-экономического кризиса, в котором продолжает жить постсоветское общество, кризисные явления захватили и сферу семейно-брачных отношений.

Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни.

Важнейшая социальная функция современной семьи – воспитание будущего семьянина, то есть подготовка подрастающего поколения к брачно-семейным отношениям. Это обусловлено усиливающимися негативными процессами: деградацией семейного образа жизни, распространением альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижением престижа семьи, потребности иметь детей, ростом разводов и внутрисемейного насилия.

В настоящее время модернизация социальных отношений в мире развивается по западному образцу. Этот процесс происходит и в брачно-семейной сфере. Западная модель, пропагандирующая супружеское партнерство, малодетность, разнообразие типов и вариантов семейных структур, испытывает стремительные и кардинальные изменения на протяжении всего нескольких столетий. Именно западная цивилизация брачно-семейной моногамии демонстрирует новые формы брака — однополый брак, бигамию, групповой брак, партнерство вне брака и т. п.

В России, как и на Западе, за последнее время широко распространяется сожительство — гражданский брак, когда мужчина и женщина живут вместе, ведут совместное хозяйство, воспитывают своих детей. За последнее время в сознание россиян настойчиво насаждаются получившие распространение на Западе «альтернативные» формы брака: семья-коммуна, свинг, а также однополое сожительство. В современной России виден заметный рост незарегистрированных браков, как называют их сейчас гражданские браки, и это в российском обществе становятся нормой.[3]

Когда говорят о важнейших социальных институтах общества, то в числе первых называют семью. Семья - главный институт человеческого общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие.

Социологическое изучение различных форм и типов семьи начинается во второй половине 19 века. Одним из первых к этой проблеме обратился американский ученый Льюис Морган, который исследовал семейно-родственные отношения, существовавшие в ряде племен северо-американских индейцев. Морган впервые поставил под семейные господствовавшие в науке того времени представление, что на всём протяжении истории человечества существует один единственный тип семьи. Как показал Морган, семья претерпевала определенные изменения в ходе истории развития. К изучению семьи с позиций марксистской теории обращался Фридрих Энгельс, также рассматривающий историческую эволюцию различных типов семьи. С точки зрения Энгельса, важнейшую роль в такой эволюции играли экономические причины, и в частности он считал важнейшим событием, определившим дальнейшее развитие семьи, возникновение частной собственности. [1]

В российской социологии начала 20 века изучением семьи занимался Питирим Сорокин. Он проводил эмпирические исследования семейно-родственных отношений, существовавших у народностей Коми. Кроме того, он обобщил и систематизировал результаты исследований некоторых зарубежных социологов. В целом, по мнению Сорокина, на структуру семьи влияли несколько различных факторов, не только экономических, но также демографических и культурных, в том числе и религиозные идеи. [2]

Традиционно под семьей понимают основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Брачные отношения представляют собой сложнейшую гамму отношений между людьми: от естественно-биологических до экономических, правовых, этических, социально-психологических, эстетических и т. п. Все это и влияет на прочность семейно-брачных отношений.

В настоящее время современная семья переживает кризис, связанный с упадком рождаемости, экономических и социальных проблем. Все значительнее падает рождаемость, потому что многие семейные пары не хотят рожать детей. Они ставят на первое место карьеру, удовлетворение своих личных потребностей и т.п. На данный момент в России распространена практика незарегистрированных браков, незарегистрированные отношения все-таки предполагают несколько большую степень свободы личности каждого из партнеров. Появившаяся у женщин возможность самой заработать на себя и ребенка также способствует распространению сожительств.[3] Так же мы определили, что становление, функционирование и развитие семьи несколько различно в городе и сельской местности.

Чтобы выяснить так ли это на самом деле, мы провели исследование на территории Краснодарского края. Было опрошено население в городе Краснодаре и по Краснодарскому краю в возрасте от 25 до 60 лет. В число респондентов входили как семейные пары, так и разведенные.

Исследовав данную проблему, был сделан вывод, что жизнь и развитие семейных отношений в городе отличается от жизни семей в сельской местности, хоть и кажется, на первый взгляд, одинаковой.

По данным исследования, мы выявили, что на прочность и качество семейной жизни все-таки влияет географическое положение. Семьи, проживающие в сельской местности более стабильны и прочны, хоть не имеют столь хорошее материальное положение по сравнению с жителями города. В ходе исследования мы проследили следующую закономерность. Семьи в сельской местности более долговременнее, опрос показал что половина опрошенных состоят в браке больше 20 лет.

Таблица 1– Как долго Вы состоите в браке?

 

Город

Сельская местность

Менее 1 года

-

-

1 год – 5 лет

20 %

-

5 лет – 10 лет

40 %

20 %

10 лет – 15 лет

-

15 %

15 лет – 20 лет

20 %

15 %

20 лет – 30 лет

20 %

50 %

В семьях, конечно же, встречаются конфликты и в основном на почве финансового разногласия. Разводы так же происходят по причине финансового недостатка или отсутствия взаимопонимания.

Таблица 2 –Покаким причинам возникают конфликты?

 

Город

Сельская местность

Ссоры, связанные с пристрастием одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и др вредные привычки

-

-

Финансовые разногласия

-

70 %

Не сходимость характера(размолвки на почве разных потребностей и интересов)

70 %

20 %

Другое

30 %

10 %

Однако, несмотря на недостаточно хорошее материальное положение, в большинстве семей имеют по 3 и более детей. И в принципе только финансовые трудности останавливают супругов рожать еще детей. В городе несколько иная ситуация. Хотя в браке состоит большинство опрошенных, мы выяснили, что качество семейных отношений не столь высоко, так как почти четверть опрошенных нами семейных пар даже не проживают вместе, ссылаясь на то, что им так проще. Город дает много возможностей. Многие живут каждый в свое удовольствие, отсюда возникают конфликты на основе разных потребностей и интересов, а так же по причине нехватки взаимопонимания и взаимопомощи. Следствие всего этого является неверность супругов, и на основе супружеской измены подавляющее большинство браков в городе распадаются.

Таблица 3 – Укажите причины вашего развода

 

Город

Сельская местность

Супружеская измена

90 %

-

Неустойчивость семейного быта

-

40 %

Материальная несостоятельность

-

60 %

Не сошлись характерами

-

-

Другое

10 %

-

Сдерживающей силой сохранения брака, являются малолетние дети и обязательства, тогда как в сельской местности брак скрепляют чувства.

В начале работы, мы предположили, что в городе семьи менее прочны и стабильны, чем в сельской местности. Опираясь на все вышесказанное, мы с твердостью можем утверждать, что наша гипотеза подтвердилась и в сельской местности семейно-брачные отношения прочнее и стабильней, чем в городе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Фролов С.С. Социология. М.: Гардарики. М.:ЦСП, 2010 г

  2. Социология семьи [Электронный ресурс] // Социо-Лог: [сайт]. [2010] URL: http://sociology-blog.ru/sociologiya_semji (дата обращения 16.11.2013)

  3. Афасижев Т.И., Хрупин С.И. Семейно-брачные отношения в современном социокультурном пространстве России [Электронный ресурс] // Журнал Вестник АГУ : [сайт]. [2011]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/semeyno-brachnye-otnosheniya-v-sovremennom-sotsiokulturnom-prostranstve-rossii-regionalnyy-aspekt

Просмотров работы: 8164