ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

Ершова А.С. 1
1Мурманский государственный гуманитарный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно данным отечественных и зарубежных исследователей, в современном мире наметилась тенденция к возрастанию количества тревожных людей.

Более того, меняется «качество» тревожности: «она принимает форму глубинной тревоги, в наименьшей степени, поддающейся преодолению» [А.М. Прихожан, 33]. Налицо потеря жизненных ориентиров, растерянность перед завтрашним днем. Все это создает психическую неустойчивость, подверженность срывам и невротическим реакциям, симптомами которых являются постоянное ощущение неопределенности, внутренней тревоги, беспокойства.

С точки зрения психологов, тревожность проявляется в склонности человека к переживанию тревоги, являющейся эмоциональным состоянием. Это состояние характеризуется субъективным ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с точки зрения физиологии - активизацией вегетативной нервной системы. Состояние тревоги возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Тревожность связана с переживанием эмоционального дискомфорта, с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности, может являться следствием внутри- и межличностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки. Различают тревогу как эмоциональное состояние и тревожность как устойчивое свойство, черту личности и темперамента.

Человек, испытывающий состояние душевного равновесия, психологического комфорта, социально адаптированный, у которого не нарушены психические функции (мышление, память, внимание, восприятие, эмоции), - это психически здоровый человек.

Под влиянием многочисленных социальных, психогенных, психологических факторов такое равновесие может нарушиться. И в связи с этим возникает тревожное состояние, дискомфорт, настороженность без признаков угрозы.

Сама по себе тревожность является нормативным и необходимым условием развития личности. Опасения психологов (В.М. Астапов, Е.В. Новикова, А.М. Прихожан и д.р.) вызывает высокий уровень тревожности, который отрицательно влияет на адаптацию личности (в частности студента-первокурсника) и ведет к негативным личностным изменениям, мешает гармоничному и всестороннему развитию ее, вызывает различные психосоматические нарушения. Именно это определяет актуальность исследований тревожности как серьезной социальной, психологической, медицинской и педагогической проблемы.

Одним из переломных моментов в жизни молодого человека является переход из школы в вуз. Изменение окружающей среды, привычных условий, сферы общения и ритма жизни, повышение требований к самостоятельности и ответственности, интенсивные умственные нагрузки вызывают хроническую эмоциональную напряженность, тревожное состояние, провоцируя снижение социально-психологической адаптации, в свою очередь, отрицательно влияет на гармоничное личностное развитие и психическое здоровье студента. Поэтому интерес к изучению тревожности студентов-первокурсников является актуальным.

Кроме того, можно сделать вывод о том, что проблема тревожности, связанной с учебной деятельностью и работа с ней многогранна и сложна, и хотя исследуется многими зарубежными (К. Изард, Р. Мэй, К. Хорни и др.) и отечественными (Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова, А.М. Прихожан и др.) психологами и педагогами, в настоящий момент времени остается до конца не раскрытой.

Цель исследования: выявить уровень тревожности студентов первого курса на этапе адаптации к учебной деятельности вуза

Предмет: уровень тревожности студентов на этапе адаптации к учебной деятельности вуза

Объект: адаптационные процессы и эмоциональная сфера студентов

Гипотеза:

  1. Для студентов свойственен высокий уровень тревожности на этапе адаптации к учебной деятельности вуза

  2. Высокий уровень тревожности отрицательно сказывается на учебно-познавательной деятельности студентов

Задачи:

  1. Изучить теоретические взгляды отечественных и зарубежных психологов на тревогу и тревожность

  2. Провести теоретический анализ взаимосвязи тревожности и учебной деятельности студентов

  3. Подобрать диагностический инструментарий для определения уровня тревожности у студентов в учебной деятельности

  4. Осуществить диагностику на выявление уровня тревожности у студентов

  5. Выполнить количественный и качественный анализ полученных эмпирических данных

  6. Сформулировать выводы и рекомендации по теме исследования

Методологической основой нашего исследования являются: концепции тревожности В.М. Астапова, А.М. Прихожан, К. Изарда, З.Фрейда, К. Хорни и д.р.

Теоретической основой исследования являются взгляды зарубежных и отечественных исследователей на природу тревожности и ее влияние на познавательные процессы, адаптацию, деятельность и личность в целом (В.А. Ананьева, С.М. Бондаренко, Н.В. Имедадзе, Ю.Л. Ханина, У. Мак-Дуголла, Ч.Д. Спилберга, Дж. Уотсона и др.)

Методы исследования:

  1. Теоретические: анализ, обобщение, систематизация научных сведений по теме работы.

  2. Эмпирические: опрос

  3. Методы количественного анализа: проценты, баллы, коэффициент ранговой корреляции Спирмена

  4. Методы интерпретации: генетический

Методики исследования:

  1. Методика изучения уровня и характера тревожности Филлипса [32]

  2. Методика изучения уровня и характера тревожности Ч.Д. Спилбергера, в адаптации Ю.Л. Ханина [32]

База исследования: исследование проводилось на базе Мурманского государственного гуманитарного университета, со студентами 1 курса Психолого-педагогического института, очной формы обучения, обучающихся по специальности «Психология образования» в количестве 20 человек, средний возраст по группе 18 лет 3 мес.

Исследование проходило во время занятий на зачетной неделе 21 декабря 2012 года.

Для выявления факторов тревожности, влияющих на эмоциональное состояние, учебную деятельность студентов, взаимоотношения с окружающими, был проведен тест Филлипса на выявление уровня школьной тревожности.

Опросник школьной тревожности Филлипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями учебной деятельности [32].

Цель методики состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной с учебной деятельностью. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.

Таблица 1

Результаты диагностики студентов по методике Филлипса

Факторы

Нормальный уровень

Повышенный уровень

Высокий уровень

число

%

число

%

число

%

1

Общая тревожность

12

60

7

35

1

5

2

Переживание социального стресса

19

95

1

5

0

0

3

Фрустрация потребности достижения успеха

20

100

0

0

0

0

4

Страх самовыражения

8

40

12

60

0

0

5

Страх ситуации проверки знаний

6

30

7

35

7

35

6

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

12

60

6

30

2

10

7

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

15

75

3

15

2

10

8

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

7

35

11

55

2

10

Как мы видим, по результатам исследования (Таблица 1) высокий процент по шкале «Общая тревожность» имеют 8, т.е. 40% испытуемых.

Такие показатели свидетельствуют о том, что эти студенты склонны переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в учебной деятельности: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а так же, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками.

Нормальный уровень тревожности имеют 12 студентов, что составляет 60% испытуемых. Школа и школьные требования, трудности не являются для них травмирующими, что создает условия для нормального функционирования, профессионально развития в процессе обучения, установления дружеских контактов и взаимоотношений.

Достаточно высокий процент испытуемых, 95% (19 человек), не переживают социального стресса. Это говорит о том, что их отношения с социумом можно охарактеризовать как удовлетворительные, не травмирующие, позитивно окрашенные.

Процент студентов, переживающих социальный стресс на повышенном уровне – 5% (1 человек). Такие данные указывают на то, что эмоциональное состояние студента, на фоне которого развиваются их социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным, возможно, фрустрирующим. Таким образом, создаются предпосылки для возникновения и развития беспокойства, тревоги, тревожности как следствия социального стресса.

У 60% испытуемых (12 человек) присутствует повышенный уровень страха самовыражения. Основываясь на этом факте, мы можем предположить, что в данном случае страх самовыражения присутствует лишь в определенных ситуациях или с определенными людьми. Возможно также, что этот страх выражен не ярко, и не является генерализированным, то есть, не доминирует над другими эмоциями.

45% (9 человек) студентов данной группы испытуемых не имеют психологических и эмоциональных трудностей в самопредъявлении и самораскрытии. Эти дети легко находят контакт с окружающими, быстро заводят новые знакомства, их отношения глубже и эмоционально насыщеннее, по сравнению с теми, кто испытывает тревожность в этой области.

Кроме того, сюда примешивается еще и страх не соответствовать ожиданиям окружающих, высокий уровень которого выявлен у 10% студентов (2 человек). То есть, дети боятся раскрыться еще и потому, что тревожатся о том, насколько «нормально» и «правильно» они будут выглядеть в глазах окружающих.

У 30% испытуемых (6 человек) несколько повышен уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающих. Это, скорее всего, свидетельствует о том, что желание социального одобрения присутствует у данной группы студентов, но оно не является ведущим мотивом. То есть, они в некоторой степени ориентированны на мнение и оценку окружающих, но не зависимы от нее.

60% испытуемых данной выборки (12 человек) не испытывают страха не соответствовать ожиданиям окружающих. Для этих детей наиболее значима собственная оценка происходящего, ориентация на собственные ценности и идеалы.

Не переживают фрустрацию в достижении успеха 20 студентов (100% испытуемых), что говорит скорее о том, что ситуация обучения, для большинства студентов, не является травмирующей, негативно окрашенной и тревожной.

35% (7 респондентов) испытывают сильный, и 35% (7 студентов) – менее сильный страх в ситуации проверки знаний (высокий и повышенный уровни). Возможно и то, что эти школьники настолько неуверенны в себе, собственных знаниях и силах, что само ожидание проверки знаний тревожит их, а общение с учителем приносит только негативные эмоции.

Так же, 30% испытуемых (6 человек) не испытывают страха в ситуации проверки знаний.

У 10% испытуемых (2 студентов) сильное эмоциональное напряжение появляется еще и при взаимодействии с учителями, и немного слабее, у 55% испытуемых (11 респондентов) - высокий уровень, повышенный уровень.

35% испытуемых (7 человек) не испытывают проблем и страхов в отношениях с учителями.

Небольшое число студентов (5 человек, 25% - повышенный и высокий уровень) имеют высокую тревожность вследствие низкой физиологической сопротивляемости стрессу (высокий уровень). То есть, в поведении этих студентов наблюдается сниженная приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера.

75% испытуемых, 15 студентов имеют нормальную физиологическую сопротивляемость стрессу, что свидетельствует о том, что возможные предпосылки для возникновения тревожности у них не физиологического, а скорее социального плана, то есть страх самовыражения, боязнь оценок и трудности в межличностных контактах.

Таким образом, по результатам проведения первой методики можно сказать, что группа испытуемых характеризуется в основном нормальным уровнем тревожности и лишь у некоторых респондентов проявляется предрасположенность к повышенному и высокому уровню тревожности по отдельным факторам.

Приложение 4

Гистограмма 1

Уровни тревожности студентов 1 курса, полученные по при помощи методики Филлипса

Приложение 15

Диаграмма 1

Средние значения каждого фактора тревожности

в целом по группе студентов-первокурсников

Вторая методика, которую мы использовали в своем исследовании это методика Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина [32].

Данный тест представлен в виде опросника из 40 вопросов. Тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Тест разработан Ч.Д. Спилбергером и адаптирован Ю.Л. Ханиным.

Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (CТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.

По результатам диагностики уровня тревожности с помощью методики Спилбергера- Ханина получились следующие результаты:

У 15% испытуемых (3 студентов) наблюдается низкий уровень ситуативной тревожности. Низкого же уровня личностной тревожности в этой группе не наблюдается.

У 55% респондентов (11 человек) наблюдается умеренный уровень ситуативной тревожности.

У 50% опрошенных (10 человек) выявлен умеренный уровень личностной тревожности. У 30% студентов (6 человек) наблюдается высокий уровень ситуативной тревожности.

1

Виктория

18,2

39

умеренная

44

умеренная

2

Елена

18,4

46

высокая

50

высокая

3

Диана

18,7

51

высокая

52

высокая

4

Анастасия

17,9

40

умеренная

49

высокая

5

Александра

18,3

35

умеренная

45

умеренная

6

Ольга

17,11

23

низкая

33

умеренная

7

Дарья

18,5

31

умеренная

34

умеренная

8

Алена

17,10

50

высокая

40

умеренная

9

Гульнара

18,4

37

умеренная

48

высокая

10

Кристина

18,2

40

умеренная

55

высокая

11

Денис

18,7

29

низкая

40

умеренная

12

Мария

18,3

34

умеренная

43

умеренная

13

Павел

17,11

27

низкая

38

умеренная

14

Евгения

18,9

38

умеренная

33

умеренная

15

Валерия

17,10

42

умеренная

56

высокая

16

Надежда

20,2

59

высокая

63

высокая

17

Ульяна

19,5

47

высокая

52

высокая

18

Дарья Л.

18,9

42

умеренная

44

умеренная

19

Елена Р.

18,11

55

высокая

50

высокая

20

Анастасия

18,4

45

умеренная

49

высокая

             

Средние по группе

   

41

умеренная

46

высокая

У 50% испытуемых (10 человек) выявлен также высокий уровень личностной тревожности.

В целом же по группе наблюдается умеренный уровень ситуативной тревожности и высокий уровень личностной тревожности.

После подсчета результатов была проведена математическая обработка данных, направленная на доказательство прямой зависимости между показателями личностной и ситуативной тревожности в выборке испытуемых, состоящей из 20 человек при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена [23].

Приложение 11

Таблица 3

Результаты диагностики уровня тревожности студентов по методике Спилбергера-Ханина

Ф.И.О.

возраст

Ситуативная тревожность (баллы)

уровень

Личностная тревожность (баллы)

уровень

Приложение 12

Гистограмма 2

Уровни личностной и ситуативной тревожности в группе студентов 1 курса, диагностированные с помощью методики Спилберга-Ханина

Приложение 16

Диаграмма 2

Соотношение ситуативной и личностной тревожности

в группе студентов 1 курса

Приложение 18

Математическая обработка данных, полученных на группе студентов 1 курса по результатам методики Спилберга-Ханина, с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена

Выборка испытуемых состоит из 20 человек – студентов 1 курса.

Присвоим переменной А- значения ситуативной тревожности, переменной В- значения личностной тревожности в группе испытуемых.

A

 

r(A)

r(B)

d=r(A)-r(B)

d2

1

39

44

9

8.5

0.5

0.25

2

46

50

15

14.5

0.5

0.25

3

51

52

18

16.5

1.5

2.25

4

40

49

10.5

12.5

-2

4

5

35

45

6

10

-4

16

6

23

33

1

1.5

-0.5

0.25

7

31

34

4

3

1

1

8

50

40

17

5.5

11.5

132.25

9

37

48

7

11

-4

16

10

40

55

10.5

18

-7.5

56.25

11

29

40

3

5.5

-2.5

6.25

12

34

43

5

7

-2

4

13

27

38

2

4

-2

4

14

38

33

8

1.5

6.5

42.25

15

42

56

12.5

19

-6.5

42.25

16

59

63

20

20

0

0

17

47

52

16

16.5

-0.5

0.25

18

42

44

12.5

8.5

4

16

19

55

50

19

14.5

4.5

20.25

20

45

49

14

12.5

1.5

2.25

     

-

-

-

366

H0: Корреляция между переменными А и В не отличается от нуля

H1: Корреляция между переменными А и В отличается от нуля

В ряду А есть одинаковые ранги, поэтому подсчитываем поправку:

Та = ((23-2) +(23-2))/12

Та =1

В ряду В есть одинаковые ранги, поэтому подсчитываем поправку:

Тв = ((63-6) +(63-6))/12

Тв=35

rэмп =1- ((6 × 366 +1+35)/(20×(203-1))=1- 0,28=0,72

Находим критические числа для N=20

r sкр1(p0,05) =0,45

r sкр2(p0,01) =0,57

Строим ось значимости

Вывод: rэмп находится в зоне значимости, поэтому достоверной признается H1 гипотеза на уровне статистической значимости (p0,01). Корреляция между переменными А и В не отличается от нуля, т.е. между показателями ситуативной и личностной тревожности существует сильная прямая связь. Достоверность данных 99%.

Приложение 19

Диаграмма рассеивания

Х- показатели ситуативной тревожности

Y- показатели личностной тревожности в группе испытуемых

Х

Y

1

39

44

2

46

50

3

51

52

4

40

49

5

35

45

6

23

33

7

31

34

8

50

40

9

37

48

10

40

55

11

29

40

12

34

43

13

27

38

14

38

33

15

42

56

16

59

63

17

47

52

18

42

44

19

55

50

20

45

49

0,72 > 0,7

Вывод: между показателями ситуативной и личностной тревожности существует сильная прямая связь.

Таким образом, гипотеза нашего исследования частично нашла свое подтверждение. Пользуясь этими результатами можно сделать вывод о том, что повышенный и высокий уровень тревожности могут быть вызваны:

1. Плохой подготовкой к занятиям;

2. Боязнью выразить свои возможности, так как многие считают, что они будут оценены ниже, чем их сверстники, которые показывают высокий уровень знаний и творчества;

3. Заниженной самооценкой;

4. Предъявлением со стороны учителя высоких требований;

5. Домашними неприятностями;

6. Высокими требованиями родителей;

7. Недостаточным вниманием и поддержкой родителей;

8. Не замечание учителем и родителями успехов.

В ходе проведенного исследования было выявлено наличие высокого уровня тревожности у 10 % испытуемых. Но наблюдались высокие показатели и по отдельным факторам почти у всех испытуемых, это, например, страх проверки знаний или страх не соответствовать ожиданиям окружающих, или боязнь учителя и т.п.

Как мы видим, по результатам исследования высокий процент по шкале «Общая тревожность» имеют 40% испытуемых. Такие показатели свидетельствуют о том, что эти студенты склонны переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в учебной деятельности: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а так же, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками.

Например, у 55% испытуемых присутствует повышенный уровень страха самовыражения. У 55% испытуемых выражен страх проблем и взаимодействия с преподавателем. У 35% испытуемых наблюдается повышенная тревожность в ситуациях проверки знаний.

Таким образом, по результатам проведения первой методики можно сказать, что группа испытуемых характеризуется в основном нормальным уровнем тревожности и лишь у некоторых испытуемых проявляется предрасположенность к повышенному и высокому уровню тревожности по отдельным факторам.

Результаты второй методики показали, что в группе испытуемых наблюдается повышенный уровень личностной тревожности, а ситуативная тревожность находится в пределах нормального уровня.

Работа по психопрофилактике и преодолению тревожности у детей должна носить не узкофункциональный, а общий, личностно ориентированный характер, сфокусированный на тех факторах среды и характеристиках личности и развития, которые в каждом возрасте могут стать причиной тревожности. Работу следует осуществлять на уровне всех структурных компонентов тревожности, с ориентацией на ее возрастные и половые «пики» и индивидуальные «зоны уязвимости» для каждого человека. В дошкольном, младшем школьном и подростковом возрастах центральное место отводится работе с окружающими ребенка взрослыми, в более старшем же возрасте следует обратить особое внимание на укреплению «Я-концепции» личности, ее отношению к себе, формированию адекватной самооценки и конструктивному разрешению возникающих у нее внутренних и внешних конфликтов. А также, существенную роль играет обеспечение индивида необходимым набором средств и способов действий и поведения в значимых для него ситуациях, выработка индивидуальной эффективной модели поведения.

Список литературы

  1. Айзенк, Х. Психологические теории тревожности [Текст]: учебник для вузов/ Под ред. В.М. Астапова. - СПб.: Питер, 2001.-247с.

  2. Андреева, Д.А. Проблемы активности студентов [Текст]/ Д.А. Андреева. - Ростов н/Д.: Эдема, 1975 – 159 с.

  3. Анохин, П.К. Эмоции. Психология эмоций [Текст]/ П.К. Анохин - М.: Педагогика, 1984, с.214-276.

  4. Астапов, В. М. Тревожность у детей [Текст] / В.М. Астапов. - М.: Персэ, 2001. -159 с.

  5. Большая психологическая энциклопедия [Текст]. - М.: ЭКСМО, 2007. -544 с.

  6. Бондарева, Н. А. Тревожность студентов в учебном процессе и ее преодоление [Текст] / Н. А. Бондарева // Здоровьесберегающее образование. - 2010. - N 4. - С. 81-84.

  7. Буйнов, Л.Г. Повышение умственной работоспособности студентов в процессе обучения [Текст] / Л.Г. Буйнов, Л.А. Сорокина // Здоровьесберегающее образование.- 2010. - N 4. С. 90-93.

  8. Гапонова, С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения [Текст] // Психологический журнал. – 1994.- №3.- С.131 – 134.

  9. Громская, Н.В. Школьная тревожность [Текст] // Школа и производство. – 2005. - №8

  10. Гуревич, К.М. Психологическая диагностика [Текст]: учеб. пособие/К.М. Гуревич. - М.: Мир, 1997. – 452 с.

  11. Зинько, Е. В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний [Текст] / Е. В. Зинько // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27, № 4. - С. 15-25

  12. Исмаилова, А. А. Использование биологически активных добавок для улучшения психоэмоционального состояния подростков [Текст] / А. А. Исмаилова, С. Т. Онаев // Медицина труда и промышленная экология. - 2006. - N 4. - С. 25-28

  13. Карловская, Н.Н. Взаимосвязь общей и академической прокрастинации и тревожности у студентов с разной академической успеваемостью [Текст] /Н.Н. Карловская, Р.А. Баранова//Психология в вузе.- 2008.-№3.- С.38-49.

  14. Клепинин, Д.А.Проблема качества профессиональной подготовки специалиста/Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. -2010-№ 2. -С. 79-94.

  15. Коваленко, С. В. Индивидуальные особенности и экзаменационная тревожность школьников: теоретический анализ и перспективы исследования [Текст] / С. В. Коваленко // Преподаватель XXI век. - 2010. - N 1, ч. 1. - С. 189-192

  16. Корсакова, Н.К. Связь тревожности и продуктивности познавательной деятельности [Текст] / Н.К. Корсакова, И.А. Володарская// Психология в вузе 2010 №4

  17. Кочубей, Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника [Текст]/ Б.И. Кочубей, Е. В. Новикова.- М.: Знание, 1996.

  18. Краснова, В. В. Социальная тревожность и ее связь с эмоциональной дезадаптацией, уровнем стресса и качеством интерперсональных отношений у студентов [Текст] / В. В. Краснова, А. Б. Холмогорова [Текст] // Вопросы психологии. - 2011. - N 3. - С. 49-58

  19. Кудрявцева, Н. Н. Тревога как социальная болезнь [Текст] / Н. Н. Кудрявцева // Химия и жизнь - XXI век. - 2004. - N 11. - С. 10-14

  20. Кузнецова, Л.М. Показатели психического здоровья современных старшеклассников и студентов вуза [Текст] / Л.М. Кузнецова, В.Д. Кузнецов, К.Т. Тимошенко//Гигиена и санитария.- 2008.- №3. – С. 59-62

  21. Кузнецова, Н. Как снять предэкзаменационную тревожность [Текст] / Н. Кузнецова // Воспитание школьников. - 2008. - N 3. - С. 47-50.

  22. Латыпов, И.Ф.Экзаменационная тревожность у студентов [Текст]/ И.Ф. Лапытов//Успехи современного естествознания.- 2008. -№ 6. - С. 74.

  23. Локоть, Н.В. Математическая обработка результатов экспериментальных исследований[Текст]: учеб.-метод пособие /Локоть, Н.В.- Мурманск: МГПИ, 2005. - 90 с.

  24. Микляева, А.В.Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция [Текст]/А.В. Микляева, П.В.Румянцева. – СПб.: Речь, 2006.

  25. Мурсалбекова, Л. Влияние стрессовой ситуации и психического состояния на познавательную деятельность студентов [Текст]/Л. Мурсалбекова // Education Sciences and Psychology.- 2008. -№ 2. -С. 49-54.

  26. Налчаджян, А.А. Социально-психическая адаптация личности [Текст]/А.А. Налчаджян.- Издательство АН Армянской ССР.: Ереван, 1988.- 69 с.

  27. Немов, Р. С. Психология: Кн. 3 Психодиагностика [Текст]/ Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 1999.- 287 с.

  28. Общая психодиагностика [Текст]/ под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М., 1987.

  29. Пасынкова, Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности [Текст]/ Н.Б. Пасынкова//Психологический журнал. – 1996, № 1.

  30. Постовалова, Г.И. Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов [Текст]/Г.И. Постовалова. - М.: Азимут-Центр, 1993. – 229 с.

  31. Постоева, Л. Поможем детям справиться с тревожностью [Текст]/ Л. Постоева, Г. Лукина//Дошкольное воспитание. -2006. -№5. –С. 65-70.

  32. Практическая психодиагностика. Методики и тесты [Текст]: учеб. пособие / под. ред. Райгородского. - Самара, 1998.

  33. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст]/А.М. Прихожан. – Воронеж: НПО МОДЭК, 2000. – 304 с.

  34. Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности [Текст]/ А.М. Прихожан// Психологическая наука и образование. – 1998, №2.

  35. Прохоров, А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе [Текст]/ А.О. Прохоров. - Казань, 1991.- 364с.

  36. Психологические тесты [Текст]/ под ред. В. С. Антипченко. – К.: 2002.- 612с.

  37. Пушкарева, И.Н. Адаптация студентов к учебному процессу в системе современного высшего образования [Текст]/И.Н. Прихожан, С.В. Куликов, С.А. Новоселов// Теория и практика физической культуры. -2010. -№3.- С. 55-57.

  38. Локоть, Н.В. Математическая обработка результатов экспериментальных исследований [Текст]/Н.В. Локоть.- Мурманск: МГПИ, 1990.- 90 с.

  39. Сидоров, К. Что такое "триада риска" : как связаны между собой самооценка ученика, уровень его притязаний и тревожность? [Текст] / К. Сидоров // Первое сентября. - 2008. - № 24. - С. 12.

  40. Смирнов, Ю. Стиль жизни и личностная тревожность [Текст] / Ю. Смирнов // Учитель. - 2007. - N 1. - С. 81-82.

  41. Степанов, С. Беспокойство – его причины и следствие [Текст]/С. Степанов // Школьный психолог. – 2004.- №8.

  42. Стишенок, И.В Трудный ребенок [Текст]: практ. пособие для психологов и родителей/ И.В. Стишенок.- М.: Чистые пруды, 2010с. – С.11-14.

  43. Стишенок, И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей [Текст]/ И.В. Стишенок. – СПб.: Речь,2006.- 240с.

  44. Сушкова, Ф. Уровень тревожности школьников растет [Текст] / Ф. Сушкова // Воспитание школьников. - 2006. - N 9. - С. 26-35.

  45. Творогова, Н.Д. Страх и тревожность. Психология. Лекции для студентов медицинских вузов [Текст]/ Н.Д. Творогова. -М.: ВУНМЦ, 1998, с.271-275.

  46. Тревога и тревожность : хрестоматия [Текст]/ под общ. ред. В. М. Астапова. - М: Per Se, 2008. -239 c.

  47. Хван, А.А. Методика измерения тревожности в подростковом возрасте [Текст]/ А.А. Хван, Ю.А. Зайцев//Психологическая школа.-2011.-№4.-С.33-45.

  48. Хусаинова, Р.М. Особенности ситуативной и личностной тревожности в учебной и педагогической деятельности [Текст]/ Р.М. Хусаинова, О.П. Гредюшко //Современные проблемы науки и образования.- 2012. -№ 5.- С. 365-365.

  49. Церковский, А.Л. Личностные детерминанты стрессоустойчивости студентов [Текст]/ А.Л. Церковский//Вестник Витебского государственного медицинского университета. -2011. -№ 4. -С. 180-185.

  50. Шарыпова, Н.В. Психологическое состояние студенток при экзаменационном стрессе [Текст]/ Н.В. Шарыпова//Успехи современного естествознания.- 2007. - № 10. - С. 114-115.

 

Просмотров работы: 18682