ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЁЖИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЁЖИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Олейник Т.В. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современный мир коренным образом изменился с точки зрения межнациональных отношений. Сегодня мы наблюдаем интеграцию национальных государств, экономик, культур. Возрастающая мобильность населения превращает многие страны в поликультурное пространство. Вместе с этим источником враждебности между людьми становится культурные различия, имеет место быть конфликтность на межнациональной почве. Перед человечеством стоят вопросы пересмотра глобальных человеческих ценностей – толерантности, межкультурного диалога, культуры межнациональных отношений.

К сожалению, нетерпимость к представителям иных культур через СМИ, социальное окружение всё чаще проникает в молодёжную среду. Нацизм, националистические предрассудки, дискриминация становятся распространённым явлением в обществе. Потому формированию готовности быть толерантной личностью особенно актуально в сфере социальной работы.

Перед специалистами социальной службы встаёт комплекс проблем, связанных с развитием и формированием культуры межнациональных отношений в полиэтнической среде.

В современном общественном развитии резко возросла роль этнического фактора. По данным социологического опроса, проводимого в 2011 году, в Центральной России более 65% опрошенных молодых людей полагают, что существует напряжённость между людьми разных национальностей [1]. Более 50% людей, отвечающих на вопросы, обладают низким уровнем компетенции в межнациональных отношениях, что проявляется в их негативном характере межличностных отношений с представителями других национальностей.

Большую тревогу вызывают существование молодёжных экстремистских организаций националистического направления, как в среде большинства, так и среди этнических меньшинств.

Высокий уровень негативных духовно-нравственных деформаций в детской и молодёжной среде – одна из главных угроз национальной безопасности и будущему России.

В этих сложных условиях только совместная деятельность разных социальных институтов может обеспечить правильный воспитательный процесс подрастающего поколения. Только опора на вековые традиции и мудрость народа может вывести молодёжь из глубокого кризиса, может помочь в переоценке ценностей мнимых на настоящие [2].

В многонациональном регионе этнокультурное образование должно быть поставлено во главу угла воспитание детей и молодёжи.

В этой связи совершенно оправданно и актуально проведение межнациональных детских молодёжных мероприятий разных форм и содержания. Это и фестивали: «Дружба народов Поволжья», «Мы – разные, мы - вместе», и конкурсы народных песен, танцев, и конкурсы «Мистер Этно», «Мисс Поволжья»; совместные концерты, посиделки и т.д. Мероприятия могут быть масштабные региональными или локальными – в пределах района, села, клуба, университета, школы [1].

Общеизвестно, народ, любящий и уважающий себя, уважает и другие народы. Знание истории, культуры своего народа, а вместе с тем и уважение народа, живущего рядом, - высокая культура. Под девизом «В дружбе – единение, в единстве – сила!» должны проходить межнациональные праздники, основанные на лучших традициях и принципах накопленного опыта разных народов Поволжья.

Уникальная воспитательная и образовательная ценность таких мероприятий состоит в том, что каждый присутствующий на празднике дружбы соприкоснётся с великим культурным наследием как своего народа, так и других народов – соседей.

Таким образом, формы и методы межнациональных мероприятий могут быть самые разные. Следует продолжать традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя формы и методы. А применение новых технологий в этнокультурном образовании выведет данные мероприятия на новый, более современный уровень, более привлекательный для «продвинутой» молодёжи.

Далее предлагаем примерный сценарий межнационального молодёжного фестиваля народов Поволжья, населяющих Ульяновский район Ульяновской области «Единение».

Оформление:

– на площадке развёрнута выставка национальных подворий, блюда, костюмов, изделий декоративно-прикладного творчества, аудио-видео продукции на разных языках, книг, журналов, новинок научно-популярной литературы и т.д.;

– на сцене размещаются эмблемы фестиваля, плакаты с высказываниями на разных языках;

– музыкальным фоном звучат мелодии разных народов.

Ведущий (в закулисной микрафон):

Всевидящее око глаза Вселенной!

Поднимайся, Солнце, над родной землёй!

Освети нам, Солнце, праздник вдохновенный

И согрей нас, Солнце, светом и теплом!

(без объявления на сцене танцевальная сюита «Венок дружбы народов Поволжья»)

Ведущий: Добрый день! У нас сегодня праздник дружбы и духовного единения народов России, проживающих в Ульяновском районе. «Мы – разные, но мы - вместе» - лейтмотив фестиваля. (Звучит мелодия песни «Дружат дети на планете»)

Ведущий: Широка география нашего фестиваля. Со всех концов Ульяновского района прибыли представители коренных народов Поволжья (проводит перекличку)

(Выход на сцену представителей 4-х основных народов Ульяновского района в национальных костюмах с национальным блюдом)

1 пара – в русских национальных костюмах – с хлебом и солью;

2 пара – в татарских костюмах – с чак-чаком;

3 пара – в чувашских национальных костюмах с национальным напитком сᾰра;

4 пара – в мордовских национальных костюмах с национальным блюдом.

Ведущий: Любой народ по-своему велик,

Бесценное наследство золотое.

Так берегите свой родной язык

Как самое на свете дорогое.

(поклон представителей, приветствие на своём родном языке)

- Здравствуйте!

- Исенмесес!

- Ырᾰ кун пултᾰр!

- Шумрачи!

Ведущий: Слово для открытия и приветствия гостей предоставляется Главе района.

(угощение гостей хлебом и солью, национальными блюдами и напитками).

Ведущий: Великая и мудрая Россия!

Ты всем народам как родная мать.

О чём бы мы тебя ни попросили,

Готова ты последнее отдать.

(демонстрация кадров на экране: картины из жизни народов Поволжья, на фоне кадров исполнение русской народной песни «Калинка»).

Ведущий: Здесь от сердца каждого – тепло,

Каждый гость добавит свежей силы.

И посеет этот день добро,

Праздник мудрый, дружный и красивый

(исполнение песни на татарском языке)

Ведущий: Дружит с песней моя сторона,

Ходит песня, друзей весёлая.

Наши чувства вбирает она,

Словно свежую влагу земля!

(исполнение песни на чувашском языке).

Ведущий: По результатам последней переписи в Ульяновской области 4 основных народа. На первом месте – русские, на втором – татары, третье место занимают чуваши, а на четвёртом – мордовский народ, один из самых древнейших в Поволжье.

(исполнение весёлых мордовских частушек).

Ведущий: Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой…

Забыв родной язык, я онемею,

Утратив русский, стану я глухой.

Ведущий: Номинацию «Художественное слово» открывает стихотворение на русском языке, продолжим стихами на татарском, чувашском и мордовском языках.

(исполнение – 4 номера).

Ведущий: Народы Поволжья издавна славились своим трудолюбием, гостеприимством, своими песнями и танцами. Номинацию «Хореография» открывает мордовский народный танец, продолжат ребята с чувашскими, татарскими и русскими танцевальными композициями.

(исполнение – 4 номера).

Ведущий: Я многое увижу, ведь жизнь ещё длинна,

И ждёт меня, наверно, дорога не одна.

Но только где б я ни был, чтоб ни делал я –

Ты в памяти и сердце, родная сторона.

(выход ведущих с зажженными свечами).

Ведущий: И от огонька свечи,

Что сегодня путь нам освещала,

Загорятся сотни новых звёзд.

Чтобы всё начать сначала!

(исполнение сводным хором заключительной песни «Дружат дети на планете» в костюмах разных народов, запускаются в небо шары и голуби).

Ведущий: Праздник продолжим национальными играми! Все – на игровую площадку!

Финал.

Ведущий: Вот и подошёл к концу наш праздник. Мы благодарим всех, кто позволил нам сегодня ближе прикоснуться к культуре своего народа – к настоящей жемчужине народной мудрости и красоты!

Список использованной литературы

  1. Архипова, В.А. Организация внеклассной работы по чувашскому языку и литературе. –Ульяновск: УИПКПРО, 2011.

  2. Павленок, П.Д., Руднева, М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения. – М.: «ИНФРА», 2009. – 547 с.

Просмотров работы: 2327