ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Макушкина С.Ю. 1
1Ростовский Государственный Строительный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Стратегическое планирование является одной из функций стратегического управления, представляющей собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.

Термин «стратегическое планирование»появился в 60-70-х гг. и использовался для определения разницы между управлением на уровне производства и управлением на высшем уровне. Необходимость различать эти 2 вида управления была вызвана изменениями в условиях ведения бизнеса. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов, как Франкенхоф и Гангер, Ансофф, Шендел и Хаттен, Ирвин и др. Идея концентрирования внимания высшего руководства на окружении для соответствующего и своевременного реагирования на происходящие изменения являлась основополагающей идеей.

Для определения направления и темпов развития бизнеса, выявления глобальных тенденций рынка, понимания, какие организационные и структурные изменения приведут к повышению конкурентоспособности, в чем ее преимущество - акционерами и менеджментом компании используется система стратегического планирования.

До недавнего времени стратегическое планирование использовалось лишь крупными международными концернами. Однако в настоящее время ситуация стала меняться, все больше и больше компаний, представляющих средний бизнес, начинают использовать стратегические планы.

Процесс стратегического планирования в компании включает в себя несколько этапов:

  1. Определение миссии и целей организации.

  2. Анализ среды, который состоит из сбора информации, анализа сильных и слабых сторон предприятия, а также ее потенциальных возможностей.

  3. Выбор стратегии.

  4. Реализация стратегии.

  5. Оценка и контроль выполнения.

В общем виде процесс стратегического планирования представлен на рис 1. [1]

Рис. 1 Процесс стратегического планирования

Стратегическое планирование имеет как ряд преимуществ, так и недостатков, которые ограничивают сферу его применения, лишают его универсальности в решении любых хозяйственных задач. Они представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Преимущества и недостатки стратегического планирования

Преимущества

Недостатки

1. Большая степень обоснованности плановых показателей и вероятности реализации планируемых событий;

2. Обеспечивает высшему руководству организации средства создания плана на длительный срок;

3. Дает основу для принятия решений;

4. Способствует снижению риска при принятии решений;

5. Обеспечивает интеграцию целей всех структурных подразделений и исполнителей организации.

1. Стратегическое планирование не дает детального описания картины будущего;

2. Не имеет четкого алгоритма составления и реализации плана;

3. Процесс стратегического планирования для своего осуществления требует значительных затрат ресурсов и времени по сравнению с традиционным перспективным планированием;

4. Негативные последствия ошибок стратегического планирования гораздо серьезнее, чем в традиционном, перспективном.

5. Стратегическое планирование должно быть дополнено механизмами реализации стратегического плана.

Особенностями стратегического планирования являются то, что:

• оно должно дополняться текущим;

• стратегические планы разрабатываются ежегодно высшим руководством организации;

• годовая детальная разработка стратегического плана осуществляется одновременно с разработкой годового финансового плана (бюджета);

• большинство западных компаний считает, что механизмы стратегического планирования нуждаются в усовершенствовании. [3]

Организационное стратегическое предвидение невозможно без использования опыта прошлых стратегий. Оно занимается изучением, обобщением и анализом, для чего разрабатываются новые стратегические планы.

Предназначения крупных строительных организаций и малых имеют существенные отличия. Малые организации чаще всего выступают в роле субподрядчика. Их деятельность, а соответственно и цели, определяются исходя из возможностей организации в создании и реализации строительных объектов. Но на практике, ориентируясь на запросы рынка строительных продуктов, и малая организация может выступать в качестве генерального подрядчика.

Цели строительной организации определяют деятельность с реализацией выявленных ценностей. При формулировании целей необходимо учесть, что цели должны быть конкретными, достижимыми, а также ранжированными по времени их исполнения.

Различают три временных периода постановки и реализации целей:

  • краткосрочные цели организации, реализуемые в текущих планах (1 год);

  • среднесрочные цели (1-5 лет);

  • долгосрочные цели (свыше 5 лет). [5]

В условиях экономики рыночного типа, установившиеся временные рамки разработанных планов осуществить в полной мере невозможно.

При разработке стратегического плана на этапе управленческого исследования сильных и слабых сторон строительной организации должны быть проведены исследования в следующих направлениях:

  • маркетинг,

  • финансы,

  • строительное производство,

  • трудовые ресурсы организации.

Маркетинговые исследования в области получения заказов на выполнение работ играют важную роль. Строительная организация должна оценить свою конкурентоспособность. Данная оценка тесно связана с изучением альтернативных стратегий:

  • ограниченный рост объема строительных работ;

  • определенный и сравнительно высокий уровень;

  • сокращение объемов работ;

  • сочетание всех альтернатив.

Итогом изучения всех альтернативных стратегий является выбор одной из них, наиболее подходящей для данного предприятия. При этом такие факторы как риск, время, поведение собственников и их влияние на принятие определенных плановых стратегий должно обязательно учитываться при разработке окончательного варианта стратегии.

Стратегическое планирование является самым сложным видом планирования и каждая строительная организация должно для себя решить, нужно ли ей оно. Большинство компаний считают, что стратегическое планирование нуждается в усовершенствовании, так как оно очень трудоемко и имеет ряд серьезных недостатков. В частности, для обеспечения эффективности разработанного стратегического плана необходимо тщательно разрабатывать текущий план и, ориентируясь на него, ежегодно корректировать стратегический план. Стратегический план может лишь качественно описать то состояние, к которому должна прийти организация в будущем. Наибольший эффект может дать не само планирование, а стратегическое управление строительной фирмой. Несмотря на все преимущества стратегического планирования, такие как способность снижения рисков при принятии важных управленческих решений, интеграцию целей всех структурных подразделений и большую степень обоснованности всех показателей, в настоящее время стратегические планы разрабатываются в основном крупными организациями, которые в состоянии покрыть большие затраты ресурсов и времени, необходимых для стратегического планирования.

Список использованных источников

1. Асаул А.Н. Стратегическое планирование развития строительной организации СПб. : СПбГАСУ, 2010. –163 с.2. Дармилова Ж.Д. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для бакалавров, СПб.: "Дашков и К", 2013. - 168 с.3. Делен С.А. Стратегический менеджмент. Конспект лекций, М.: "А-Приор", 2011. - 80 с.4. Курс MBA по стратегическому менеджменту Под ред. Л. Фаэйя, Р. Рэнделла, М: "Альпина Паблишер", 2010. - 587 с. 5 . Петросов А.А. Стратегическое планирование и прогнозирование, М.: "Горная книга", 2009. - 689 с.
Просмотров работы: 11380