Российскаясоциальная инфраструктуратребует существенной и срочноймодернизации. Длярегиональных и муниципальных органов власти сложноосуществить это в рамкахсвоих бюджетных полномочий. Государственно-частноепартнерство - это решение, которое позволяет частным компаниямпринимать на себяфинансовые риски в инфраструктурныхпроектах.
Интерес к механизмамгосударственно-частногопартнерства (ГЧП) обусловлен, преждевсего, дефицитомбюджетных средств и низкой эффективностьюуправленческой деятельности, осуществляемой государственнымиструктурами. ГЧП становитсявсе более популярным способом решениязадач развития той или инойобщественно значимой сферы в условияхнехватки бюджетныхресурсов, где выполнение поставленных целей безпривлеченияинвестиций и потенциала института предпринимательстваневозможно.
В Россииактуальность ГЧП в социальнойсфере обусловлена низким уровнем ееразвития в плане примененияпередовых методов управления. Этот сектор, в течение многихдесятилетий являвшийсяобъектом прямого государственного управления, испытывает сегодня наибольшую потребность вразличных ресурсах дляреализации поставленных задач социально-экономическогоразвития.
По расчетам специалистов для того, чтобы поддерживать инфраструктуру развитого государства, необходимо вкладывать около 4,7%
ВВП ежегодно. В России за последнее время наблюдается положительная тенденция и в 2010-2012гг. оценки разнятся от 2,5% до 4%.
Общей и наиболееострой для социальной сферы являетсяпроблема отсутствиястабильного и достаточного бюджетногофинансирования, следствием чегостановится ухудшение качества услуг и сокращениеих объема. При этомрастут потребности общества, требования населения к уровнюобслуживания и, соответственно, требования государства к качествууслуг и социально-экономической эффективностидеятельности учреждений. Сложилось противоречие, которое можетразрешиться с помощьюпривлечения ресурсов предпринимательскихструктур.
Следует отметить, что применение той или иной формы ГЧП определяется в зависимости от условий самого проекта, конкретных его участников, инвестиционной модели и других специфических характеристик проекта. Кроме того, одним из современных направлений развития ГЧП в различных отраслях социальной сферы является развитие партнерства на базе участия не только государства и частного сектора, но и различных некоммерческих организаций.
В созданиимеханизма ГЧП в социальной сферебольшую роль играет формирование институтов развития. К данным институтам относят различныефонды, кластеры, технопарки и пр. Зарубежный опыт показывает, что перед ГЧП стоят сложныезадачи, для решения которыхтребуется участие специальных институтов, в результатеобразуется так называемое институциональноепартнерство, в которое входят так же и некоммерческиеорганизации. Такимобразом, для успешной реализациипроектов в социальнойсфере необходимо сочетание различных форм ГЧП, включение совместных проектов в федеральные или региональныецелевые программы, принятие ведомственных программ, а также привлечениеинститутов развития.
Важным фактором, влияющимна успех реализации государственно-частногопартнерства, является наличие и высокаястепень развития государственногостратегического планирования. Это обусловлено как формами ГЧП, которыевозможно применять в социальной сфере, так и его природой. Как показываетпрактика, средний срок реализациипроекта составляет 5-15 лет.
Очевидно, что за этотпериод может произойти сменаполитических элит. Поскольку ГЧП являетсяважным элементом инвестиционной политики, необходимо развитие долгосрочной политики, чтобы обязательства, принимаемые в началереализации проекта, были поддержаны и не изменились условия их существования. В этом случае государство должно в качестве участника данного соглашения принимать на себя определенныериски. К таким рискамотносятся риски досрочного прекращенияпроекта. Данная группарисков связана с порядком, использованиемпостроенных объектов, в особенностиобъектов социальной инфраструктуры. Кроме того, высокивалютные риски и риски, связанные с изменением условийрефинансирования проекта, не зависящиеот частного инвестора. В своюочередь, развитие стратегическогопланирования позволяетсогласовывать в долгосрочнойперспективе стратегические цели государства и бизнеса наоснове программы, в которойтакже описываются процедуры реализации конкретных проектов.
В мировойпрактикедля развитиясоциальной инфраструктуры модели государственно-частногопартнерства используются ужемного лет. К строительству и управлениюбольницами, школами и дажетюрьмами частный секторначали привлекать послеуспешной модернизации фундаментальныхотраслей - транспорта, энергетики.
Так, в Германии ГЧП активноприменяется пристроительстве объектов в сфереобразования, в Австралии развитапрактика участия частных компаний в реконструкции, строительстве госпиталей, больниц, а также управления этими учреждениями.
Анализ применения разными европейскимистранами проектов ГЧП в социальной сферепоказывает, что, несмотряна все различия в действительности всеони схожи. Так, ключевыеевропейские участники в секторе здравоохранениясталкиваются с похожимипроблемами и их инвестиционнымирешениями. Демографические и эпидемиологические переходы, связанные состарением населения, прорывы в медицинских технологиях и фармацевтике, рост ожиданий населения, неравенство возможностей в получениимедицинских услуг, а насегодняшний день и неблагоприятныеэкономические перспективы - стимулируют государство искать частныхпартнеров. Тем не менее, в разныхстранах доминируют определенные моделипартнерства. Например, в Германиимедицинские учрежденияприватизируются за относительнонебольшие деньги в обмен на инвестиции и обязательствапо государственному заказу, а в Швеции разрешено брать в арендубольницы, лаборатории и службы скорой помощи1.
В последнее время появляютсяпервые проекты с использованиемчастных инвестиций и в России (Татарстан, Ханты-Мансийскийавтономный округ, Санкт-Петербург). Сегодня в Россиипартнерство в сфере здравоохранениятолько делает первые шаги, и единичныеслучаи представлены, как правило, лишь инвестиционнымидоговорами на строительство, реконструкциюили модернизацию точечныхсоциально-значимых объектов, причеминвестиции зачастую можно окупить лишь в крупныхгородах. По мнению специалистов таких формпартнерства недостаточно: необходимоболее активное внедрение полноценной концессионной модели (что требует развития концессионного законодательства), включаявозможность производства и предоставления услуг населению в течениевсего жизненного циклаобъекта соглашения 2.
Если говорить об объектахобразования (школы, дошкольные учреждения), то российскийопыт ГЧП в этой области ограничивается строительством и ремонтомзданий и сооруженийучреждений социальной сферы (реализуемых в рамкахгосударственных закупок). ГЧП в области услуг вообщепока не развито (в том числеуправление зданиями образовательныхучреждений, обеспечение поддержанияматериальных средств в образовательных учреждениях и управление такими учреждениями). Например, Петербург выступил с инициативой, чтобы инвесторы, возводящие жилые комплексы и микрорайоны, строили там объекты социальной инфраструктуры для их жителей, например, детские сады и школы с последующим их выкупом города по себестоимости. Инвесторы восприняли это предложение положительно, и уже более двенадцати компаний подписали соглашения о подобном строительстве в рамках комплексного освоения территорий.
Идею с перерегистрацией бизнеса в Ленобласти впервые озвучил вице–губернатор региона по строительству Георгий Богачев. Объемы жилой застройки постоянно растут. Бюджет не в состоянии обеспечивать коммерческие проекты социальной инфраструктурой. Государство готово отдавать до половины налоговых поступлений на выкуп у компаний социальных объектов по цене, рекомендованной Минрегионом. Для этого компания должна перерегистрироваться в Ленобласти. Важен не просто факт регистрации, но и реальная уплата налогов в бюджет области.
Петербургские застройщики, у которых есть проекты в соседнем регионе, отнеслись к предложению всерьез. "Мы планируем перерегистрировать те компании холдинга, на которые оформлены крупные проекты в Ленобласти: "Семь столиц" (Кудрово) и "GreenЛандия" (Мурино). Отчисления в бюджет области по этим стройкам за 5 лет составят 1,5 млрд рублей", — заявили Setl Group.
Проведенный анализ показывает, что социальная сфера России испытываетзначительные потребности в финансовых ресурсах, внедрении современных методов управления, передовых технологияхоказания услуг и обслуживания. Бюджетные средства, ресурсы целевогофинансирования не позволяют полностью удовлетворять эти потребности, поэтому становится необходимым прямое привлечениекомпетенций и инвестиций частного сектора. В настоящее время применениегосударственно-частногопартнерства ограничено слабой проработанностью методическогоаппарата и нормативно-правовой базы. В Российской Федерации только 16 регионов имеет законодательные акты по ГЧП. Для успешного развития ГЧП необходимо разрабатывать и совершенствовать эти направления .
Литература
Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство: международный опыт и российские перспективы. М., 2010. С. 318-320.
Камилов Д.А. Механизм государственно-частного партнерства как метод государственного регулирования развития отраслей социальной сферы // Экономические науки, 2011
Нуркенова Н. ГЧП в социалке: вчера, сегодня, завтра. Астана, 2011.
http://www.ecsn.ru
http://www.rg.ru/2011/08/23/socialka.html
1 http://www.rg.ru/2011/08/23/socialka.html
2 там же