О ПРИМЕНЕНИИ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ БИЗНЕСОМ. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РОССИИ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

О ПРИМЕНЕНИИ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ БИЗНЕСОМ. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РОССИИ.

Арапова Е.Н. 1
1Институт управления бизнес-процессами и экономики Сибирский Федеральный Университет Красноярск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Пользователи сети Интернет ежедневно сталкиваются с облачными технологиями, будь то социальные сети, электронная почта или другие онлайновые сервисы. Суть таких сервисов состоит в том, что информация хранится в сети, на сервере провайдера. Имея выход в сеть Интернет и личный пароль можно получить доступ к информации с любого устройства. По документации IEEE (The Institute of Electrical and Electronics Engineers − Институт инженеров по электротехнике и радиоэлектронике), облачные технологии – это «парадигма, которая постоянно хранит пользовательскую информацию на Интернет-серверах и лишь временно кэшируется на стороне пользователя»[1]. Помимо предоставления места в «облаке» для хранения и интерактивной работы с данными, провайдеры предлагают ряд услуг для развития бизнеса.

В России использование облачных сервисов отечественного производства в малом и среднем бизнесе началось с 2006 года, с появлением на рынке компании «Мегаплан». Данная компания является Saas−провайдером (англ. software as a service − программное обеспечение как услуга; также англ. software on demand − программное обеспечение по требованию [2]), предоставляющим сервисы для управления бизнесом, а именно системы для управления задачами и проектами с использованием CRM систем (Customer Relationship Management − системы управления отношениями с клиентами [3]). Необходимо отметить, что системы, предоставляемые компанией «Мегаплан», имеют принципиальные отличия от ранее сформировавшихся западных сервисов, они адаптированы именно для Российского предпринимательства. При разработке отечественных систем для управления задачами и проектами были учтены особенности организационных структур предприятий, у них имеются настройки подчинения и ограничение видимости задач и проектов для различных отделов и уровней управленческой иерархии. К сегодняшнему дню насчитывается более 4000 компаний малого и среднего бизнеса, а также департаментов крупных компаний, пользующихся услугами провайдера «Мегаплан». Можно смело заявить, что с каждым годом облачные вычисления набирают все большую популярность. В 2011 году, по данным аналитического агентства Forrester Research, объем мирового рынка облачных технологий составил 42 млрд. долларов [4]. Согласно прогнозу агентства, к 2020 году эта цифра составит уже 240 млрд. Россия по внедрениям облачных технологий пока что занимает скромное 34-е место в мире с общим объемом около 0,25 млрд. долларов за 2011 год [4]. Обращая внимание на тот факт, что Россия занимает «скромное 34-е место в мире», можно отметить, что внедрение облачных технологий на российском рынке не так значительно, но вопреки этому такие технологии постепенно начинают проникать в отечественную бизнес-структуру. Попробуем разобраться в преимуществах использования облачных технологии при ведении бизнеса, а также, почему внедрение так называемых «облаков» на российском рынке не растет стремительными темпами, и потенциальные потребители испытывают к ним сильное недоверие.

Итак, использование облачных сервисов на предприятии имеет ряд следующих преимуществ: сокращение затрат, скорость внедрения решений на предприятие, повышение корпоративной мобильности, переход от капитальных затрат к операционным, гибкость использования и высокая технологичность. Рассмотрим преимущества более подробно.

С внедрением облачных технологий на предприятие можно отметить значительное уменьшение затрат. Это происходит благодаря тому, что компания больше не нуждается в приобретении высокомощных и дорогостоящих компьютеров, как следствие исключается необходимость в услугах по настройке оборудования и аппаратном обслуживании, так же нет потребности в приобретении и обновлении программного обеспечения. Использование облачных технологий ведет к повышению уровня корпоративной мобильности, увеличивается эффективность взаимодействия между сотрудниками. У служащих нет постоянной привязанности к одному рабочему месту, они имеют возможность совершать операции через виртуальный офис из любой точки мира, имея доступ к сети Интернет. К тому же, компания-пользователь облачных сервисов получает и оплачивает только те услуги, которые ему необходимы, оплата производится ежемесячно по факту их использования, следовательно появляется возможность расчета и планирования затрат на совершение определенных операций. Необходимо отметить, что все необходимые ресурсы предоставляются провайдером автоматически, нет необходимости в установке и настройке дополнительного оборудования.

Тем не менее, уровень проникновения облачных технологий в российское предпринимательство нельзя назвать значительным. Несмотря на столь хорошие преимущества таких сервисов относительно традиционных IT-систем, руководители российского бизнеса пока с недоверием относятся к облачным сервисам. Рассмотрим подробнее, чем же обуславливается такое сомнительное отношение потенциальных потребителей к использованию облачных сервисов в своем бизнесе и как обстоит ситуация на самом деле.

Компании малого и среднего бизнеса в первую очередь слабо информированы о возможностях «облаков», что определенно мешает облачным технологиям стать основой IT-инфраструктуры компаний, и обуславливает появление множества различных вымыслов относительно таких сервисов.

Во-первых, существует большая угроза безопасности данных и утечка информации. Безопасность данных, безусловно, один из главных аспектов, которым должны руководствоваться владельцы своих компаний при внедрении новых информационных технологий в свой бизнес. Обычно утечка информации может произойти по вине обслуживающего персонала серверов компании. Также ставят безопасность данных под угрозу бесплатные почтовые службы, которые часто используются на небольших предприятиях. Данные, используемые в облачных сервисах, хранятся в дата-центрах (как правило, это специализированное здание для размещения (хостинга) серверного и сетевого оборудования и подключения абонентов к каналам сети Интернет [5]). Такие центры обработки данных имеют трехуровневневую систему контроля доступа и регулярное резервирование данных. Обмен данными производится по шифрованному каналу, что исключает возможность утечки информации.

Во-вторых, сбой и потеря контроля над программным обеспечением. Как говорилось выше, данные хранятся в дата-центрах, у провайдера существует несколько таких центров, которые в свою очередь размещаются в разных местах, а то и на разных континентах (к примеру, как у компании Microsoft), это позволяет обезопасить данные от различных чрезвычайных ситуаций и катастроф. Средняя неработоспособность облачных сервисов 8 часов год, это приблизительно одна секунда в день, что в большей степени ни каким образом не отразится на вашем бизнесе.

В-третьих, использование облачных технологий в долгосрочной перспективе достаточно дорого. Как уже было упомянуто, при обозначении преимуществ облачных технологий, компания-пользователь облачных сервисов получает и оплачивает только те услуги, которые ему необходимы, грубо говоря «что использовали, за то и заплатили». То есть это своеобразная аренда услуг, некоторые пользователи убеждены в том, что покупка многих приложений обойдется дешевле, чем их аренда в течении нескольких лет. Именно в этом многие предприниматели ошибаются, не стоит забывать о том, что речь идет не только о единовременной покупке лицензии, но и о затратах на покупку оборудования, его непрерывном обслуживании, а также о затратах на внедрение системы, обновление программного обеспечения.

Помимо подобных «мифов» существует и несколько реальных проблем, препятствующих внедрению облачных технологий в российский бизнес.

Как известно, главным и необходимым условием для работы с облачными сервисами является постоянное подключение к сети Интернет. Поэтому в ситуации с внедрением облачных технологий в России возникают некоторые технические проблемы, а именно недостаточная зона покрытия территории всей страны высокоскоростной сетью Интернет. По результатам опроса, проведенного Агентством облачных вычислений, порядка 36% респондентов указали именно нестабильную работу и низкую скорость подключения к сети Интернет, как тормозящий фактор на пути внедрения облачных технологий [4]. Исходя из результатов ряда исследований, в России подключено к сети Интернет лишь немногим более 80% населения страны [4]. Не более 65% российских граждан могут отметить, что обладают бесперебойной и высокоскоростной связью с сетью. В этой области Россия на 10-12 лет отстает от таких стран, как Великобритания и Германия, где сетью Интернет пользуется 95% граждан, исключая только людей преклонного возраста и грудных детей [4]. Все это значительно усложняет внедрение облачных сервисов в компании, поскольку лишь 65% российских граждан имеют широкополосный доступ к сети Интернет.

Так же нельзя оставить следующий факт без внимания. Обратимся к результатам социологического исследования, проведенным Ассоциацией облачных вычислений, главной проблемой внедрения облачных технологий в России является отсутствие юридических механизмов [4]. И это вполне обоснованно, наличие таких механизмов могло бы урегулировать отношения между поставщиком облачных услуг и их потребителями. Такие юридические документы могли бы четко прописывать ответственность провайдеров в плане конфиденциальности и безопасности данных.

По данным электронного журнала C-NEWS, для решения ряда проблем, связанных с облачными технологиями, в России в апреле 2012 года была создана первая профессиональная ассоциация в сфере облачных технологий − Russian Cloud Computing Professional Association [6]. Насколько известно, деятельность данного объединения будет направлена на разработку единых подходов к формированию развития облачных вычислений в России и формирование экспертной площадки для развития российских облачных проектов на международных рынках. Вне сомнения это поможет с продвижением облачных услуг на российском рынке.

Подводя итоги, можно сказать, что облачные технологии являются эволюционным развитием IT-индустрии в целом. Поскольку, облачные вычисления могут предоставить организациям средства и методы повышения эффективности управления бизнесом. Глядя на неоспоримые преимущества таких технологий, можно смело предположить, что в ближайшем будущем так называемое «облако» станет основой IT-инфраструктуры большинства компаний.

Список литературы:

  1. Блог компании по разработке и продвижению сайтов IT-Solik, статья «Что такое облачные технологии?»

  2. Статья из интернет-энциклопедии Wikipedia «SaaS»

  3. Статья из интернет-энциклопедии Wikipedia «Система управления взаимоотношениями с клиентами»

  4. Национальный экономический портал, статья «IT: Облачные технологии в России могут быть узаконены»

  5. Статья из интернет-энциклопедии Wikipedia «Дата-центр»

  6. C-News: в России создана первая профессиональная ассоциация в сфере облачных технологий: электронный журнал

Просмотров работы: 3155