ИСТОРИЯ ГИМНАЗИИ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИСТОРИЯ ГИМНАЗИИ В РОССИИ

Цеханов В.А. 1
1Южный Федеральный Университет, филиал в г.Новошахтинск Новошахтинск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Гимназия — государственное учебное заведение. В гимназиях вели свои беседы философы, риторы, учёные и др.[1]

Гимназия - средняя общеобразовательная школа в России и зарубежных странах, возникли в Германии в 16 веке.[2]

Гимназии в XVIII веке:

Эрнст Глюк 2 мая 1703 года основал первую в России гимназию. Петр I ввел физическую подготовку как учебный предмет в виде: фехтование, верховая езда, гребля, парусное дело, стрельба из пистолета, танцы и игры.

Второй русской гимназией была гимназия при Московском университете, основанная в 1755 г., называлась Университетской или Академической. Целью её было подготовлять к слушанию университетских лекций. По составу учащихся, она делилась на два отделения: одно для разночинцев, другое для дворян. Курс обучения дворян включал фехтование и танцы, в остальном курс был одинаков в обоих отделениях. Подразделялось на 4 школы, которые делились на классы.

В первой были классы: 1) грамматика, 2) стихотворство 3) красноречие;

во второй — 1) грамматика 2) синтаксис латинского языка;

в третьей — 1) арифметика, 2) геометрия и география и 3) философия,

четвёртой — языки европейские и греческий.

Во главе Гимназии стоял инспектор — один из профессоров университета.

Гимназия в Казани в 21 веке.

Гимназия в Казани была основана в 1758 г., по образцу московской, которая существует и теперь под именем 1-й казанской гимназии.

В Казанской гимназии было обращено особенное внимание на преподавание восточных языков: татарского, калмыцкого и других. В 1804 году гимназия была преобразована по общему для гимназий уставу и подчинена министерство народного просвещения.

Гимназии в XIX веке. I период:

В начале XIX века было образовано Министерство народного просвещения, возникли учебные округа и стали открываться гимназии по всей России.

Александр I 24 января 1803 года утвердил «предварительные правила народного просвещения», по которым гимназии открывались в каждом губернском городе. Он объявил гимназии всесословными учебными заведениями, подразделенными на 4 годичных курса. Цель их учреждения в «Уставе» определялась так:

  1. приготовить к слушанию университетских наук;

  2. преподать сведения, необходимые для благовоспитанного человека;

  3. приготовить желающих к учительскому званию в уездных, приходских и других низших училищах.

Гимназии времен Александра I далеко не удовлетворяли своей цели, так как было много предметов в курсах, недостаток в учебниках, плохой состав преподавателей.

II период:

Здание Красноярской губернской мужской гимназии, фото 21 века.

В 1826 году «Комитет устройства учебных заведений» выработал новый устав для гимназий. Ставилась для гимназий двоякая цель:

1) приготовить к слушанию университетских лекций;

2) «доставить способы приличного воспитания».

Гимназия состояла из семи классов; из них первые три имели во всех гимназиях одни и те же предметы, а начиная с 4-го класса, гимназии разделялись на классические гимназии и реальные гимназии. Главными предметами признаны древние языки и математика. Увеличивалось число уроков по закону Божию и отечественному языку. Оставались: география и статистика, история, физика, новые языки, чистописание и рисование из других предметов.

III период:

Классная комната в гимназии. Тюмень.1889 год.

В 1849 г. был издан указ об изменениях и дополнениях к уставу гимназий 1828 г. Гимназический курс делился на общее и специальное обучение. Последнее начинается с четвёртого класса.

В первых трёх классах постановлено обучать:

Закону Божию, русскому и славянскому языку, математике, географии немецкому языку, французскому чистописанию, черчению и рисованию.

В специальных классах общие предметы для всех гимназий:

Закон Божий русский и славянский язык, математика, физика и математическая география, история всеобщая и русская, немецкий и французский языки, черчение и рисование для желающих.

Кроме общих предметов, для готовившихся на службу преподавались:

Русский и славянский язык, математика, русское законоведение.

Особенности новых учебных планов: увеличение числа уроков по закону Божию, математике и древним языкам, введение в число необходимых предметов гимнастики и пения, отмена преподавания законоведения и полная свобода преподавателей и педагогического совета в составлении программ и в выборе учебников.

В. Г. Белинский, А. И. Герцен критиковали педагогику и считали, что в содержание воспитания в равной степени должны входить умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие.

IV период:

Граф Д. А. Толстой назначен министром народного просвещения, составил комиссию для выработки нового устава гимназий, который был утвержден 30 июля 1871 г.

Гимназия 19 века.

Он признает только классические гимназии с двумя древними языками и прогимназии. Целью гимназии признано общее образование и подготовление к университету. Гимназии состоят из 7 классов, а седьмой — с двумя годичными отделениями. При каждой гимназии — приготовительный класс.

Особенности нового учебного плана:

  1. Признание главного значения за древними языками: число уроков по латинскому языку доведено до 49, а по греческому — до 37.

  2. Прекращение преподавания естественной истории, сначала в низших классах, а потом и вовсе.

  3. Замена космографии — математической географией.

  4. Введение логики.

  5. Уменьшение числа уроков чистописания, рисования и черчения.

  6. Уменьшение числа уроков по истории и по закону Божию.

  7. Введение географии в VII и VIII классах.

Также существовали гимназии разной направленности:1. Гимназии коммерческие:

Основы коммерческого образования в России были заложены в эпоху реформ Александра I и состояли: 1) из приходского училища, 2) уездного училища, 3) собственно гимназии.

2. Гимназии военные:

Д. А. Милютин преобразовал кадетские корпуса, в 1863 г., в военные. Они имели целью дать общее образование и воспитание и подготовить к поступлению в специальные военные школы. Курс учения — 6-летний.

3. Частные гимназии:

С 1856 г. стали основываться частные гимназии. Они должны следовать в преподавании программам, утвержденным министерством просвещения, должностных лиц иметь по назначению правительства и находиться под наблюдением начальства округа.[1]

4. Гимназии женские министерства народного просвещения и женские ведомства Императрицы Марии:

Возникновение первых женских гимназий в России относится к началу 60-х гг. XIX века.

Заслуга организации и распространения женских гимназий в России принадлежала профессору педагогики, инспектору классов в женском Павловском институте Н.Л. Вышнеградскому. Большой вклад в постановку женского образования внесли В.И. Водовозов и К.Д. Ушинский. Гимназическое образование развивалось активно.

Женские государственные учебные заведения в основном имели принадлежность или к Министерству народного просвещения (гимназии и прогимназии), или к Ведомству учреждений императрицы Марии (институты, гимназии и прогимназии — мариинские).

Гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии имели семилетний курс обучения. По окончании выпускницы получали аттестат домашней учительницы, а получившие награду (медаль или книгу) — аттестат домашней наставницы и право без экзаменов поступать на платные педагогические курсы.

Женские гимназии Министерства народного просвещения с 1870 г. имели свой устав. После семи классов воспитанницы получали аттестат учительницы, с медалью — домашней наставницы. После окончания восьми классов можно было поступить без экзаменов на платные Высшие женские курсы. Гимназии также были платными. Система оценки знаний — пятибалльная.[2]

Таким образом, создание гимназий послужило толчком к образованию населения, как для тех, кто мог себе позволить, дворяне, богатые купцы и помещики, так и простое население. Гимназии дали возможность овладеть различными знаниями по разным сферам. Также образование в гимназиях сводилось к узкой направленности подготовки для тех, кто желал – это военные гимназии, и образование смогли получить девушки. В наше время учиться в гимназии очень престижно и роль их огромна в образовании общем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  •  
    1. Гимназическое образование в России XIX-XX веков. [Электронный ресурс]. – URL: http://project5gym6.narod.ru/3/65/index.htm

    2. Учебные заведения - Гимназия - Гимназии в России. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.russer.ru/a/a/gimnaziya_-_gimnazii_v_rossii

Просмотров работы: 4434