РАЗРАБОТКА КОЛЛЕКТИВНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ МЕТОДИКИ ИЗ ТРЕХ ЧАСТЕЙ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ: МАТРИЦА И ВАРИАТИВНОСТЬ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАЗРАБОТКА КОЛЛЕКТИВНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ МЕТОДИКИ ИЗ ТРЕХ ЧАСТЕЙ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ: МАТРИЦА И ВАРИАТИВНОСТЬ

Пантелеев А., Пилипчук И., Сабодаж Е.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. Для подготовки бакалавров важно уточнить художественное направление, в котором будущий педагог по декоративно-прикладному творчеству наиболее уверен. Обучающая методика опираться на дидактическую основу и учитывать все моменты работы с разными категориями населения.

Ключевые слова. Бакалавриат, учебная программа, художественное творчество, обучающая методика, преимущественный показатель инновации.

Актуальность. Несомненным показателем подготовленности бакалавров является его знание различных методик, которые он применяет для обучения разных категорий и возрастных групп населения.

Как правило, когда начинается разговор о школах искусств, имеются в дети из успешных семей, которых приводят на занятия бабушки и даже платные «гувернёры». Но население России представлено разными категориями. Более того, проблема сегодня в том, чем занять людей, которые, по оценкам социологов, составляют сложные по управляемости виктимогенные группы. Следует продумывать такой род творческих занятий в мастерских и «народных студиях», который доступен всем.

Важным показателем начальной стадии такой работы мы считаем разработку «инструментально-технологической карты». Задание было выполнено по предмету «Современные проблемы ДПИ». Новый блок гуманитарных знаний был получен после выполнения задания по теме: «Конспект тезисов» по работам конкретных авторов. Ключевые слова поиска: народная художественная культура, направления и жанры искусства России, народное творчество, светское искусство, искусство живописи, искусство каллиграфии; самобытный дизайн.

Тезис 1: «Характерными особенностями первобытного искусства являются, во-первых, то, что в первобытном обществе едва ли не все виды духовной деятельности связаны с искусством и выражают себя через искусство, тем самым наполняя его собой, а, во-вторых, в первобытном искусстве получают свое развитие первые представления об окружающем мире, способствующие закреплению и передаче навыков и знаний» [1].

Тезис 2: «Изобразительное искусство палеолита по степени натурализма до сих пор остаётся непревзойдённым. Но именно натурализм, не имеющий аналогий в архаичном искусстве более поздних времён, и является важнейшим доказательством того, что палеолитическое искусство не было идентично современному и представляло собой вид деятельности, неразрывно связанный с эволюционным» [2]. Новые источники гуманитарных знаний позволили еще более внимательно относиться к такой ценности, как художественное наследие народов России.

Прежде всего, все подготовили презентацию, где студенты поясняли особенности своей любимого вида творчества. Потом каждый студент разработал рабочую технологическую программу (или алгоритм выполнения) на основе «учебной матрицы». Далее корректировалась рабочая программа, чтобы получилась авторская методика обучения конкретному виду народного промысла или творчества.

Таким образом, на зачёт представлен уже готовый вариант инструментально-технологической карты народного промысла или вида творчества, наиболее интересного автору - будущему педагогу. ИТ-Карта разработана так, чтобы была возможность создать информационный методический ресурс для студий. Их можно использовать в современном дизайне буклетов и плакатов, изготавливаемых графиками для студий и «народных мастерских». Коллективный проект представлен из 3-х частей.

ЧАСТЬ 1 (Пантелеев Андрей)

Инструментально-технологическая карта

Инструменты и материалы

Народный промысел или стиль

Подробное описание этапов выполнения

Роскрышь Темпера ПВА Вода, ветошь Кисть №2-3 (белка), №2-3(колонок), подручник, палитра Рабочий стол, настольная лампаПропись Темпера ПВА Вода, ветошь Кисть №0-1 (белка), №0-1 (колонок), подручник, палитра Рабочий стол, настольная лампаПолутона Темпера ПВА Вода, ветошь Кисть №1-3 (белка), №2-3(колонок), подручник,палитра Рабочий стол, настольная лампаПробела (3 этапа) Темпера ПВА Вода, ветошь Кисть №1-3 (белка), №2-3(колонок), подручник, палитра. Рабочий стол, настольная лампа

 

Лаковая миниатюра исполняется темперными красками ПВА. Выполняются этапы:

1. Роскрышь (раскрытие цветовых пятен).Нанесение роскрыши производится сверху вниз при помощи кистей (белка №2-3), воды, ветоши. Объемное покрытие наносится при помощи приплавок цветом. На область лица и открытые части тела наносится «санкирь» темперой ПВА (окись хрома, кадмий оранжевый, кадмий красный светлый, охра (или неаполитанская), титановые белила).2.Пропись.Обрисовка и уточнение драпировок, архитектуры, элементов пейзажа и т.п. осуществляется тонкими «живыми» линиями с помощью кистей, темперных красок, воды, ветоши. (на тон темнее роскрыши)3.Полутона.Наносятся при помощи кистей (белка №2-3), воды, ветоши, темперной краски. Осуществляется выявление темных теневых мест всех элементов композиции, уточнение и придание объема.4.Пробела осуществляются в три этапа.Первый пробел - лессировочный, на тон светлее роскрыши.

Второй пробел – более плотный, на тон светлее первого.

Третий пробел – «насечка» в самых светлых местах.Пробела подчеркивают плави и детали рисунка в светлых местах. Они осуществляются при помощи кистей белка №1-3, колонок №1-2, темперной краской, водой, ветошью.Человек изображается с размером головы 7 к 1, деревья узнаваемы по листьям.

ХОЛУЙ

Роскрышь Темпера ПВА Вода, ветошь Кисть №2-3 (белка), №2-3(колонок), подручник, палитра Рабочий стол, настольная лампаПропись Темпера ПВА Вода, ветошь Кисть №0-1 (белка), №0-1 (колонок), подручник, палитра Рабочий стол, настольная лампаПолутона Темпера ПВА Вода, ветошь Кисть №1-3 (белка), №2-3(колонок), подручник,палитра Рабочий стол, настольная лампаПробела (3 этапа) Темпера ПВА Вода, ветошь Кисть №1-3 (белка), №2-3(колонок), подручник, палитра Рабочий стол, настольная лампа

МСТЁРА

1. Роскрышь (раскрытие цветовых пятен).Нанесение роскрыши производится сверху вниз при помощи кистей (белка №2-3), воды, ветоши. Объемное покрытие наносится при помощи приплавок цветом. На область лица и открытые части тела наносится «санкирь» темперой ПВА (окись хрома, кадмий оранжевый, кадмий красный светлый, охра (или неаполитанская), титановые белила).2.Пропись.Обрисовка и уточнение драпировок, архитектуры, элементов пейзажа и т.п. осуществляется тонкими «живыми» линиями с помощью кистей, темперных красок, воды, ветоши. (на тон темнее роскрыши)3.Полутона.Наносятся при помощи кистей (белка №2-3), воды, ветоши, темперной краски. Осуществляется выявление темных теневых мест всех элементов композиции, уточнение и придание объема.4.Пробела осуществляются в три этапа.Первый пробел - лессировочный, на тон светлее роскрыши.Второй пробел – более плотный, на тон светлее первого.Третий пробел – «насечка» в самых светлых местах.Пробела подчеркивают плави и детали рисунка в светлых местах. Они осуществляются при помощи кистей белка №1-3, колонок №1-2, темперной краской, водой, ветошью.

Роскрышь Темпера ПВА Вода, ветошь Кисть №2-3 (белка), №2-3(колонок), подручник, палитра Рабочий стол, настольная лампаПропись Темпера ПВА Вода, ветошь Кисть №0-1 (белка), №0-1 (колонок), подручник, палитра Рабочий стол, настольная лампаПолутона Темпера ПВА Вода, ветошь Кисть №1-3 (белка), №2-3(колонок), подручник,палитра Рабочий стол, настольная лампаПробела (3 этапа) Темпера ПВА Вода, ветошь Кисть №1-3 (белка), №2-3(колонок), подручник,палитра Рабочий стол, настольная лампа

ПАЛЕХ

  1. Роскрышь (раскрытие цветовых пятен).Нанесение роскрыши производится сверху вниз при помощи кистей (белка №2-3), воды, ветоши. Объемное покрытие наносится при помощи приплавок цветом. На область лица и открытые части тела наносится «санкирь» темперой ПВА (окись хрома, кадмий оранжевый, кадмий красный светлый, охра (или неаполитанская), титановые белила).2.Пропись.Обрисовка и уточнение драпировок, архитектуры, элементов пейзажа и т.п. осуществляется тонкими «живыми» линиями с помощью кистей, темперных красок, воды, ветоши (на тон темнее роскрыши).3.Полутона.Наносятся при помощи кистей (белка №2-3), воды, ветоши, темперной краски. Осуществляется выявление темных теневых мест всех элементов композиции, уточнение и придание объема.4.Пробела осуществляются в три этапа.Первый пробел - лессировочный, на тон светлее роскрыши.Второй пробел – более плотный, на тон светлее первого.Третий пробел – «насечка» в самых светлых местах.Пробела подчеркивают плави и детали рисунка в светлых местах. Они осуществляются при помощи кистей белка №1-3, колонок №1-2, темперной краской, водой, ветошью.

Подмалевок масляная краска ветошь,уайт спирит,вода кисти колонок № 1,2 .белка № 2,3,4. подручник рабочий стол,лампа дневного светаПеремалевок масляная краска ветошь, уайт-спирит, вода кисть колонок № 0,1 белка № 2,3 рабочий стол,лампа дневного светаБликовка масляная краска ветошь,уайт спирит,вода кисти колонок № 0,подручник рабочий стол,лампа дневного света

ФЕДОСКИНО

Лаковая миниатюра исполняется масляными красками в три-четыре слоя — последовательно выполняются: 1.Подмалевок.Раскрываем цветовую гамму композиции, уточняем объем, помощью флейцивания, придаем росписи мягкий переход светотени и от цвета к цвету.

Материалы: льняное масло, масляные краски, уайт-спирит, вода. Инструменты: кисти колонок №1.2 , белка № 2,3,4. 2.Перемалевок.Уточняем объем, делаем полутона, уточнение пейзажа.Кисти колонок

№ 0,1 белка № 2,3. Белкой флейцуем, чтобы были мягкие переходы. Материалы: масляные краски, уайт-спирит, ветошь, вода. Инструменты: колонок № 0,1 белка № 2,3,Подручник.3.Бликовка.Уточнение объема, прописываем орнамент на ткани, бликуем лицо, самые светлые места при помощи колонка №0 . Материалы: масляные краски, уайт-спирит, ветошь, вода.

Федоскинская техника. Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по-сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал – металлический порошок, сусальное золото или поталь, или делаются вставки из перламутра. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения. Помимо миниатюрной живописи, изделия украшаются «сканью» (орнамент из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по сырому лаку), «цировкой» (процарапывание рисунка с помощью лекала по лаку, положенному поверх листа металла на поверхность изделия), «шотландкой» (сложная сетка, нанесённая жидкими красками рейсфедером с помощью линейки) и др.

Техника «Холуй» широко известна в Росси и за рубежом как лаковая миниатюра.

Техника «Мстёра».В отличие от стиля «Холуй», мастера придерживаются манеры иконописного стиля. Фигура человека выглядит вытянутой (тело и ноги длиннее), голова укладывается 10 к 1, а то и 12 к 1. Деревья нельзя узнать по листьям. На последнем этапе, по самому светлому пробелу прописывается серебром или золотом. По желанию мастера.

Техника «Палех».В отличие от стиля «Мстёра» и «Холуй», стиль «Палех» делается не на цветном фоне, а на черном. Последний пробел прописывается золотом.

ЧАСТЬ 2 (Пилипчук Ирина)

Инструментально-технологическая карта

«Вышивка и декорирование работ шелковыми лентами».

Для изготовления потребуются:

  • -Канва подходящего размера

  • -Рама или пяльцы для вышивания

  • -Нити мулине для закрепления лент

  • -Иглы с широким ушком

  • -Ленты шелковые

Этапы выполнения

  1. Изготовление эскизов.

Эскизы выполняются обобщённо, нанося только основные объёмы, т.к. при вышивке всё равно всё может измениться в процессе вышивки.

  1. Перенос рисунка на изделие. Изделие переносится путём переноса рисунка карандашом.

Тонирование ткани под эскиз вышивки. Если запланирован цветной фон, то надо канву затонировать уже на этом этапе!

  1. Подбор материала.

Вышивка выполняется лентами шириной от 0.3 до 1,5 см.

  1. Вышивка крупных предметов лентами шириной 1,5 см.

Сначала выполняется корзинка элементом «Плетенка»

Элемент «Плетенка» выполняется следующим образом:

  • -Сначала делаются вертикальные стежки по всей длине корзинки. Сделайте необходимое количество вертикальных стежков, протягивая иголку с лентой с изнанки на лицевую сторону. Заведите иголку под все стежки и выровняйте их, оттягивая их иголкой в нижней и верхней частях.

  • -Лентой другого цвета выполните аналогичные горизонтальные стежки, протягивая ленту между вертикальными: один раз над стежком, другой — под ним.

  • -Протягивая ленту между стежками, следите за тем, чтобы лента не перекручивалась.

  • -Располагать стежки можно и по диагонали. Такая плетенка выглядит более эффектной.

  1. Проработка более мелких деталей путём вышивки лентами меньше ширины.

Вышивка листьев выполняется путем выполнения элемента «Прямой стежок», либо элементом «Смещённый ленточный стежок».

«Прямой стежок» выполняется следующим образом:

  • -Лента выводится на лицевую часть рисунка, и делается стежок нужной длины, вводом иглы на изнаночную сторону.

  • -В соседний квадратик канвы также выводите иглу, и повторяете предыдущее действие.

  • -Эти 2 части листочка, чтобы не распасться, сшиваются по середине ниткой.

Выполнение элемента «Смещённый ленточный стежок»:

  • -Игла с лентой выводится на лицевую сторону.

  • -Отступив нужную длину, следует проколоть иглой ленту и ткань и протянуть ленту на изнаночную сторону.

  • -При этом нельзя слишком сильно затягивать ленту, иначе стежок получится некрасивым

  • -Прокол можно сместить влево или вправо. При этом стежок немного изменится.

Веточки делаются путём прямого стежка.

  • -Лента с иглой выводятся на лицевую сторону.

  • -Перекрутить пару раз ленту.

  • -Ввести иглу на внутреннюю сторону, не затягивая ленту, чтобы не стягивать вышивку.

Изделие готово.

ЧАСТЬ 3 (Сабодаж Екатерина).

Разработка алгоритма занятий в воскресной студии

для детей и взрослых

Ключевые слова. Техника «декупаж», алгоритм выполнения задания, поиск источника.

Актуальность организации воскресных студий сегодня никто не подвергает сомнению. Важно правильно организовать занятия для всех возрастных групп.Очень часто заниматься творчеством стремятся не только дети и подростки, но и взрослые люди, которые никогда не рисовали по разным причинам. В этом сами люди не виноваты, просто у них не было возможности, так как условия жизни у всех разные.

Кроме того, в мегаполисах и на производствах многие люди попадают в различные аварии, у них ослабевает возможность передвижения. Занятия творчеством для таких людей является спасением.

Можно начинать с рисования. Но взрослые люди ценят время, они не желают два года учиться делать штриховку или писать «по-сырому». В тех студиях, где ведут занятия известные мастера, таких людей не принимают: надо уметь рисовать. И куда же идти в таком случае? Студии должны практиковать работу как с теми, кто умеет рисовать, так и с теми, кто не умеет опыта обучения рисованию, но создавать своими руками стремится.

Мы решили в статье обратить внимание, как любителей творчества, так и педагогов воскресных студий, на направление творчества, где не нужно рисовать. Это техника «декупаж».

Итак, «Декупаж деревянной шкатулки». Для изготовления потребуются материалы, которые необходимо приготовить заранее и разложить на рабочем столике:

  • деревянная шкатулка, либо любой другой понравившийся вам объект;

  • салфетка для декупажа;

  • ножницы;

  • плоская синтетическая кисть со средней жесткостью;

  • клей ПВА или специальный клей для декупажа;

  • акрил;

  • акриловый лак (при желании).

Этапы выполнения творческого задания ««Декупаж деревянной шкатулки». Самое важное правило для тех, кто впервые начал работу, заключается в том, чтобы не нарушить этапы работы.

  1. Необходимо подготовить декорируемую поверхность.

Ошкурить поверхность дерева, при необходимости можно обработать спиртом для обезжиривания поверхности. Если используете другой материал (пластиковые горшки, кожа и т.д.), то перед этим помыть с мылом, тщательно высушить. Не используйте салфетки для декупажа на темные поверхности без дополнительной подготовки.

  1. Выбор салфетки или «декупажной карты».

Выберите понравившуюся салфетку и аккуратно вырежьте нужный мотив. При желании можно не вырезать картинку, а даже аккуратно «вырвать» , так получается даже интереснее. Но в большинстве случаев край требует дополнительного декорирования.

Если вы используете многослойную салфетку, то не забудьте снять 2 белых нижних слоя, они будут усложнять приклеивание салфетки и создадут большую рельефность поверхности.

  1. Покрыть акрилом поверхность шкатулки.

Цвет акриловых красок выбираем в зависимости от выбранной салфетки. Убедившись, что акрил высох, приступаем к следующему этапу.

  1. Выбор лака: обычный клей ПВА используют для тех изделий, которые не будут подвергаться намоканию, влажной уборке и прочим механическим воздействиям. Например, настенное панно, декоративная рамочка. Рекомендуется специальный клей для декупажа, который может содержать в своем составе клей и лак, что лучше защищает Вашу работу.

Примечание: при использовании специальных клеев и лаков, читайте способ использования, т.к. некоторые из них требуют запекания в духовке или СВЧ печке.

  1. Приступаем к наклеиванию салфетки.

  • Не набирайте на кисточку слишком много клея, иначе салфетка сильно намокнет и расползётся. Приклеиваем салфетку, разглаживая от центра к краям, аккуратно «выгоняя» из-под салфетки воздух. Когда салфетка будет полностью приклеена, можно аккуратно вокруг рисунка протереть влажной салфеткой, чтобы убрать лишний клей.

  • Высыхание работы можно ускорить домашним феном, направив на нее теплый воздух. После того, как салфетка высохла, поверх салфетки можно наносить акриловые краски, усиливая при этом контрастность и яркость рисунка.

  • Можно воспользоваться дополнительными материалами, которые часто используют в технике «декупаж». Это структурные пасты, лаки-кракле, патина, акриловые краски и гели, лаки 3D.

  1. И наконец, можно покрыть изделие акриловым лаком.

Ваше изделие готово.

Литература

  1. Мириманов В.Б. - Первобытное и традиционное искусство (Малая история искусств). М., 1973. 320 стр.

  2. Куценков П.А. Психология первобытного и традиционного искусства. М.: Прогресс/Традиция, 2007. 232 с., ил.

  3. Сокольникова Н.М. История искусств. Учебник для учащихся 1-5 классов. М., 2012.

  4. Ткалич С.К. Курс лекций и практикум по предмету «Современные проблемы ДПИ». Кафедра дизайна. Факультет «Дизайн и визуальные искусства». Осенний семестр 2013.

Просмотров работы: 1068