Аннотация. Процесс подготовки дизайнеров-модельеров фокусирует внимание студентов на конструкции костюма и цветовой гамме. Декор выполняется с помощью аппликаций. В нашем подходе к модернизации подготовки дизайнеров сценического костюма внимание уделено изучению артефактов наследия. Как следствие, утверждается новая образовательная единица – художественно-графическая детализация кодов наследия.
Ключевые слова. Артефакты наследия, художественная графика, эскиз костюма, этнохудожественный артефакт, эко-интерпретация наследия, графическая детализация декора.
Опыт работы со студентами специализации «дизайн костюма» показывает, что каждый проект должен привносить в базис учебного процесса эффект освоения какой-либо новой образовательно-дидактической единицы. У студентов появляется интерес к освоению нового знания, а вариативный практический выход в виде костюмов для тематической коллекции создаёт атмосферу творческой лаборатории.
В процессе выполнения курсового проекта студенты, как правило, увлекаются технологией изготовления костюма. И это похвально. Но при этом понижается интерес к выполнению эскизов по той причине, что «идея торопится воплотиться в реальном изделии», а сроки, как правило, поджимают.
И все же на любых выставках студенческих работ видно, что сам эскиз может являть собой самостоятельное художественное произведение, если внятно показаны особенности инструментальных и поисковых достижений модельера. Тем более что сценический костюм сегодня воспринимается специалистами и коллекционерами как ценный экспонат. В этой связи детали декора костюма являются важным дополнением к костюму. От них зависит ценность костюма как художественного раритета и коммерческого продукта.
Студенты-дизайнеры не любят заниматься копированием. В то же время в программе эко-интерпретации достижений этнохудожественного наследия небрежность к деталям навесного и вышитого декора не допускается. Прорисовка деталей очень часто поверхностна и схематична. При просмотре проектных планшетов необходимо уточнять со студентами детали, не получившие должного графического внимания. Студенческая небрежность говорит о том, что детали до конца не уточнены, не расшифрована их семантическая характеристика. В результате получается mix «по мотивам», который также многие называют северной, африканской, островной «экзотикой». Это можно простить дилетантам, но не специалистам, и тем более дизайнерам сценического костюма.
В традиционном костюме каждая подвеска, кисточка, орнаментальная вставка должна быть расшифрована. Сегодня в городах, потерявших связь с исконными корнями, с большим энтузиазмом копируют (или воплощают, интерпретируют) «образ шамана». Молодежь мегаполисов находит в этом удовольствии двойной эффект: можно смотреть и можно «войти в образ», не уточняя, к какой этнографической нише принадлежит данный историко-культурный феномен, отражающий определенный период развития у всех народов.
В то же время существует этический норматив, эко-художественный, понятийно-охранительный комплекс знаний. К сожалению, в творческих вузах он вообще не преподаётся. Подросло уже третье поколение (120 лет со времени внедрения в нашу жизнь интернета), насыщающее свое воображение теле-интернет-продукцией, не ведающее о душевном трепете первооткрывателей, когда даже маленькое перышко или клюв птицы могут открыть новую страницу историко-культурной тайны бытия народов.
В нашей программе работы со студентами мы усиливаем значение детализации всех элементов, украшающих, по замыслу дизайнера, костюм.
В этой связи значительно повышается степень подготовленности студента в области графического инструментального навыка владения рапидографом, пером, что позволяет вырисовывать мельчайшие детали декора, вплоть до объёма декоративного шнура или отверстий для пуговиц, знаковой миниатюрной символики на костяных пуговицах.
Важным организационно-методическим показателем мы выдвигаем междисциплинарный подход, когда над проектом работают три педагога: теоретик, инструменталист, методолог по эко-интерпретации наследия в проектах. Данная проблема уже поднималась учеными, но в пределах творческой кафедры. Сейчас тема таких исследований в прикладной педагогике актуальна, она приобретает новое международное звучание.
Вывод. Утверждение в учебном процессе подготовки дизайнеров сценического костюма новой образовательной единицы мы формулируем как метод «художественно-графическая детализация» в процессе эко-интерпретации кодов наследия в учебных проектах. Инновация требует усиление внимания к графической подготовке дизайнеров для межрегиональных и международных проектов.
Литература
Коновалова А.В. (в соавторстве). Перспективное моделирование комбинированной образовательной методики для дизайнеров: императив триадичной интеграции. Статья. //Успехи современного естествознания: РАЕ. № 10. 2013. С. 95-97. ISSN 1681-7494. Импакт-фактор РИНЦ - 0,186.
Ткалич С.К. Принцип «спецификационной интеграции» в профессиональной подготовке дизайнеров вуза культуры и искусств//Вестник МГУКИ. 2007. № 1. С. 113-117.
Ткалич С.К. Региональный вектор исследований в дизайне: информационная репликация изобразительного искусства в структуре наследия. //Сборник международной конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии». Новосибирск РФ: Сибирская Академия. 2013. № 27. С. 47-52. Режим доступа: URL www.sibac.info.