Аннотация. Граффити - это язык городских улиц и больших пространств на торцах домов, она украшает и поражает размахом и сложностью выполнения в экстремальных условиях. Живопись в технике граффити уже несколько десятилетий активно расширяет свое пространство в системах визуальной культуры.В этой технике облагораживаются старые здания и технические корпуса, транспорт. Важно каждому дизайнеру-графику знать технику и алгоритм выполнения задания.
Ключевые слова. Этапы подготовки, технологический переход от эскиза к реализации, настенная живопись большого формата aэрозолью, аэрографом, инструментарий дизайнера.
В последние десятилетия живопись граффити, как вид украшения городских плоскостей, потеснила даже ландшафтный дизайн. Граффити привлекает внимание не только яркостью и иногда непонятными сообщениями, но и масштабным размахом.
Если заглянуть в интернет, то можно познакомиться с разными современными находками в области граффити. Например: Metropolis — граффити на стекле, посвященное научно-фантастическому фильму эпохи немого кино; лазер-граффити; граффити-статьи.
Мурализм. Если «граффити» – слово европейское, то «мурализм», или художественная роспись стен – пришло из Латинской Америки. Художники предлагают широкий спектр художественно оформительских услуг. Роспись любых поверхностей, созданную в различных стилях и техниках - 3D-граффити. Например, киевская команда граффитчиков "Інтересні Казки", свое творчество называет не просто "граффити", а "мурализм" (от испанского "mural" — стена) [6].
Авторы пишут, что исследование граффити является научно-важным и для психолога, социолога, педагога. Предлагаются граффити-уроки. Другие авторы рассматривают граффити как школу жизни. Третьи - как направление творчества Hip-Hop культуры. Есть авторы, которые изучают, как и где зародилось это искусство, другие авторы исследуют граффити времен войны. Появились ксенофобские граффити, что подвергается научному анализу. В последние годы, наравне с надписями на заборах и стенах, появились граффити на телефон [1,2,3,4]. В том числе, «московской галереей» для граффити стали стены частных гаражей.
Таким образом, явление граффити признано направлением культуры, живописной техники. Уже несколько десятилетий не утихает неуёмная тяга подростков к самопрезентации с помощью баллончиков. Заодно, стимулируется индустрия аэрозольной продукции.
Выход один - распространить школу граффити настолько, чтобы каждый подросток мог не только «фантазировать», но и оценивать, анализировать графические сообщения «из ниоткуда в никуда». Мы считаем, что основы граффити надо ввести на уроках рисования в школе для старшеклассников и далее в вузах на кафедрах дизайна. Культура граффити должна получить эстетическое оформление.
С точки зрения горожанина, замысловатая шрифтовая или стилизованная образная композиция, приятная глазу, украшает плоскости городских пространств и снижает урбанистическую монотонность бетонных сооружений и огороженных строительных пространств различного назначения. Но с точки зрения специалиста не каждый «шедевр» достоин того, чтобы кодировать собой город или небольшой посёлок городского типа. Если доведется такому шедевру остаться для истории, то через 30-50 лет наши потомки могут сделать ошибочный вывод об уровне эстетической культуры, который нас устраивал.
Предлагаем советы для начинающих дизайнеров, исходя из собственного опыта.Художнику-дизайнеру не так уж просто получить заказ на окраску старого автомобиля, который участвует в гонках, или на окраску торца серого здания, или участвовать в других крупных проектах. Думаю, что многие из нас сталкиваются с такой же проблемой по месту жительства. Тем не менее, особенность выживания дизайнера-фрилансера заключается в «эвентуальном ангажементе», что означает готовность выполнить разработать эскизы и выполнить композицию в любое время и на любом формате плоскости. Это может быть изображение орла на автомобильной запаске или просто на стене. Однако не каждый дизайнер-график подготовлен к тому, чтобы выполнить изображение с помощью аэрозоли или аэрографа в реальности.
Техника граффити требует особых знаний и многолетней практики, помогающей получить навыки работы на большой плоскости. Обратимся к зарубежному опыту. Памэла Шанто (г. Соунтон, штат Огайо) работает в технике аэрографики на плоскостях кузовов больших автомобилей. Но до этого она создала множество уникальных иллюстраций, тем самым вызвав к себе интерес со стороны производителей индустрии «Фэнтэзи» и ролевых игр [7]. Художник Futura-2000 (Леонард МакГурр) начинал с того, что в 1970-е разрисовывал вагоны нью-йоркской подземки. Теперь он известный дизайнер, и его выставки регулярно проходят в престижных нью-йоркских галереях [6].
Несомненно, что получив заказ, нужно уметь собраться и быть чрезвычайно организованным в работе с клиентом/заказчиком и группой помощников. Многие считают, что работать с помощью баллончика - это и есть навык граффити. Однако такое мнение ошибочно.
Алгоритм выполнения заказа требует, кроме художественно- профессиональных, также и организационных знаний. Необходимо знать основы работы с коллективом, уметь организовать четкий алгоритм действий и контролировать его.
Рабочий вариант алгоритма в нашей практике выглядит следующим образом:
разговор с заказчиком, где следует понять его желание и предложить свой вариант рисунка,
выяснить финансовые возможности заказчика, озвучить и решить многие нюансы: это метраж и стоимость, качество поверхности, где будет выполнена работа,
разработка эскиза, который будет использован в качестве матрицы,
параллельно ведется подготовка или обработка поверхности, учитывая её материал и степень износа: грунтовка, зачистка металлических поверхностей, обезжиривание,
согласование и утверждение эскиза заказчиком,
расчётная стоимость эскиза,
обоснование перед заказчиком суммы расходных средств на закупку необходимых инструментов, красок и подручных средств: это насадки на баллончики, краскопульт, кисти, аэрозоль и другие необходимые материалы, самоклеющаяся лента,
подбор необходимой гаммы цветов, поиск и закупка,
перенос контуров изображения с учётом цветовых блоков на подготовленную, обработанную плоскость стены,
выполнение с помощью вспомогательных механических средств, что зависит от места нахождения объекта/стены (например, используется подъёмник, если плоскость расположена на высоте),
завершение работы; сдача живописной работы заказчику,
фотография живописной композиции,
завершение финансового вопроса - получение оплаты за выполненную работу.
Как видим, следует знать и распределить 13 основных этапов работы, чтобы своевременно и качественно выполнить заказ.
Работа с краскопультом из «аэрозольных баллончиков» требует соблюдения техники безопасности для здоровья. Советуем приобрести для таких работ защитную маску-респиратор с угольным фильтром, что важно в условиях вредного воздействия распыляемой краски.
Необходимо продумать, в какой очередности наносить цветовые блоки, объёмные формы композиции, как сделать край, контур. Например, многие мастера делает вначале крупные форматы с помощью краскопульта, а потом начинают задувать краской мелкие элементы.
На последнем этапе, когда прорабатываются мелкие детали, важно иметь возможность отходить и смотреть на расстоянии. Чтобы видеть: работа завершена или требует еще каких-то уточнений. По согласованию с заказчиком выполненную композицию можно покрыть прозрачным лаком.
Литература
Алекс Бор. Граффити. | Librioom. Интернет-ресурс: http://librioom.net/graffiti/ Librioom/net.graffiti.
Библиотека Граффити. Интернет-ресурс: Graffity-Lib.info.
Все о граффити. Интернет-ресурс: http://www.codered.ru/mag/culture .
Городской дизайн: «Cтрит-арт». Интернет-ресурс: vivacity.ru/intervie-interesni-kazki.
Шанто Памела. Мастерская воздушных иллюзий. //Художественный совет. № 4. 2000. С.26-29.
Ткалич С.К. Курс лекций и практикум «Основы исследовательской деятельности в дизайне». Кафедра дизайна, МГГУ им. М.А.Шолохова. весенний семестр-2013.