РАЗРАБОТКА СЕРИИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАЗРАБОТКА СЕРИИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. Рассмотрен авторский метод интерпретации литературного произведения в процессе выполнения учебного проекта. Выделены наиболее важные аспекты художественного плана, на которые необходимо обратить внимание при разработке иллюстративной части. Обоснована важность применения знаний, приобретенных в ходе изучения основных художественных дисциплин. Уточнены особенности комбинаторного подхода к выполнению учебного проекта.

Ключевые слова. Учебный проект, интерпретация произведения, авторский метод интерпретации произведения.

Актуальность. В ходе выполнения учебного проекта по предмету «Компьютерная графика» (педагог Тарнани А.И.), направленного на выполнение серии иллюстраций к литературному произведению, важен комплексный подход к интерпретации. Он позволяет поэтапно разобрать произведение, выделить основную концепцию. Вдумчивость и осмысление позволят выполнить иллюстрации на высоком уровне. Необходимо учитывать современные тенденции в процессе разработки иллюстративной части.

Авторский метод разработки серии иллюстраций. Мы провели анализ направлений работы по интерпретации произведения, которые являются основными. По нашему мнению, метод интерпретации существенно влияет на результат работы, от этого параметра зависит, будет ли иллюстративная часть соответствовать художественному замыслу литературного произведения, на котором базируется. В этой связи наше внимание сконцентрировано на поиске ключевых моментов произведения, тщательном анализе, грамотном выполнении задания на основе авторского метода интерпретации.

Был проведен анализ следующих статей: «Роль символа в анализе и интерпретации художественного текста» Власевской И. А., «Новая образовательная технология: адаптация этноискусствоведческого анализа к профессиональной подготовке творческих кадров» Ткалич С.К. Нами были подробно прочитаны и осмыслены: текст монографии «Технология создания журналистского произведения», автором которой является Ким М.Н, специалист по компьютерным технологиям; статья Сокольниковой Е.В. «Семантика шрифтовых систем и ее роль в графическом дизайне»; статья Тарнани А. И. «Графический дизайн в контексте течений и направлений изобразительного искусства XXI века: к вопросу о формировании профессионального мышления дизайнера», педагога по предмету «Компьютерная графика».

В ходе анализа научных статей было получено представление о методах анализа объектов графического дизайна, визуальных знаков в системе национальной культуры, проблем и технологий интерпретации художественного текста в дизайнерском решении.

Был также осмыслен результат эмпирического анализа, который представлен просмотрами работ, курсовых заданий, выполненных студентами других групп и курсов. Обобщение результатов аналитического и эмпирического материала было использовано для создания авторского метода интерпретации произведения.

На занятиях по предмету «Компьютерная графика» нами были освоены графические программы Adobe Photoshop CS 5.1, Adobe Illustrator CS 5.1. Полученные знания позволяют воплотить художественный замысел средствами компьютерной графики. Таким образом, можно сделать вывод, что визуальные показатели нашего метода являются результатом комбинаторного подхода на основе полученных теоретических знаний и инструментально-технологических навыков.

Сложность задания (педагог Тарнани А. И.) заключалась в том, что в процессе выполнения учебного проекта необходимо было найти образ выражения смысловой константы – цитаты, строки. Затем необходимо было продумать способ изображения. Для переработки художественного текста сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева» в визуально-графическую форму нами была проведена работа, проходившая поэтапно, с целью глубокого изучения и выражения идеи автора литературного произведения в иллюстрациях. Подготовку учебного проекта в соответствии с нашим авторским методом интерпретации можно разделить на следующие этапы.

Этап 1 – анализ литературного произведения, выделение основных идей, изучение работ иллюстраторов литературных произведений.

Этап 2 – использование навыка рисования эскизов.

Этап 3 – подбор исходных материалов для выполнения иллюстраций в технике художественного коллажа.

Этап 4 – в компьютерном варианте выполнение задания опиралось на следующие программы: Adobe Photoshop CS 5.1, Adobe Illustrator CS 5.1.

Этап 5 – создание презентации учебного проекта. Наша презентация включала 22 слайда, где были уточнены детали авторского метода.

Расшифруем содержание этапов. На первом этапе был проведен подробный анализ текста. В ходе анализа были выделены ключевые моменты произведения, в результате чего были определены образы выражения концепции произведения – цитаты, строки. Данные цитаты берутся за основу в качестве базиса для визуально-графической работы. Кроме того, необходимым является ознакомительный просмотр работ современных дизайнеров, иллюстраторов, с целью выявления современных тенденций в графическом дизайне в области иллюстраций.

После того, как первый этап поиска был проведен, дальнейшая работа заключалась в осмыслении поставленных задач, в созерцании, далее в мыслительной работе над проблемой во время выполнения первичных эскизов, инкубации направляющей идеи. Для осуществления данных задач был проведен второй этап – эскизирование, что включает наброски карандашом и поисковые эскизы цветового решения. Этап эскизирования, целью которого является интерпретация произведения, выражение подтекста произведения, играет важную роль в процессе поиска визуально-графического изображения смысловой константы. Назовем этот важный этап «поиск графического изображения как «отражения» мыслительного процесса, воображения, ощущений и эмоций, полученных в результате прочтения литературного произведения». Конечным результатом эскизирования является законченная идея композиционно-образного решения, на основе которой вырабатывается концепция иллюстративной работы.

Формирование идеи происходит таким образом: в результате мыслительной работы в сферу сознания поступает идея изображения, иллюстрации (сначала в гипотетическом виде). В дальнейшем нами были проведены следующие действия: развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка. Также была разработана колористическая специфика данного иллюстративного произведения в соответствии с эмоциональным настроем и подтекстом литературного произведения.

В соответствии с текстом и подтекстом сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» выбраны следующие основные колористические решения: в иллюстрациях, на которых изображены Снежная Королева и Кай - использование холодных цветов, доминирующие цвета синий, голубой, белый. Тогда как в иллюстрации, на которой изображена Герда, наряду с холодными цветами фона, присутствуют также теплые тона в изображении девочки. Выбор данных цветовых решений связан с психоэмоциональным восприятием цвета зрителем, с ощущениями, которые мы планируем вызвать у зрителя. Холодные и теплые цвета, как и характер линий, при гармоничном синтезе, дают представление о характере героя, его основных категориях – добро, зло, его настроении. Необходимо детально продумывать изображение, вкладывая смысловую составляющую в графические иллюстрации.

В ходе третьего этапа, представляющего собой работу в графических программах Adobe Photoshop CS 5.1, Adobe Illustrator CS 5.1, нами были использованы инструментальные навыки и знания, полученные в ходе изучения следующих дисциплин: «Основы композиции», «Цветоведение», «Академическая живопись», «Академический рисунок». Был рассмотрен процесс формирования идентичности объектов графического дизайна и исходного литературного произведения под влиянием компьютерных технологий, а также проведен анализ взаимодействия шрифта и изображения в процессе визуальной коммуникации. Данный факт указывает на важность использования теоретических знаний, полученных в ходе учебного процесса, направленных на создание качественной иллюстрации, в полной мере отражающей идею литературного произведения.

Вывод. Рассмотренный авторский метод интерпретации литературного произведения включает: 1 – план предварительного анализа научной и специальной литературы педагогов, специалистов, 2 – определения ключевых моментов художественного произведения, выбранного для интерпретации в визуально-графическую форму, т.е. создания иллюстраций. Выполнение учебного проекта, целью которого являлось выполнение серии иллюстраций на основе литературного произведения, должно включать не только разработку практического задания, но и научный подход к осмыслению и формулировке авторских методов интерпретации, дополняющих основной метод комбинаторики и, соответственно, влияющих на развитие профессионально-комбинаторного типа мышления.

Литература

  1. Власевская И.А. Роль символа в анализе и интерпретации художественного текста. Статья // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2009. № 2. С.64-69.

  2. Ким М.Н.(преподаватель по компьютерным технологиям). Технология создания журналистского произведения. Монография. // СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.

  3. Сокольникова Е.В. «Семантика шрифтовых систем и ее роль в графическом дизайне» //Научно-аналитический журнал по вопросам искусствоведения (ВАК) «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда» – М.: МГХПУ им. С.Г. Строганова, 2010.

  4. Тарнани А. И. Поиск методологии преподавания графического дизайна в высшей школе: к вопросу о формировании профессионального мышления. Статья.//Художественное образование в XXI веке (часть 2). Сборник научных статей. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. М.: Синаксис, 2012. С. 85-92.

  5. Тарнани А.И. Курс-практикум по предмету «Компьютерная графика». Кафедра дизайна. МГГУ им. М.А.Шолохова. 2013.

  6. Ткалич С.К. Курс лекций и практикум по предмету «Основы исследовательской деятельности». Осенний семестр 2013. Кафедра дизайна, МГГУ им. М.А. Шолохова.

Просмотров работы: 2075