БЮДЖЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНЕ И РЕГИОНЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

БЮДЖЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНЕ И РЕГИОНЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

Мариненко К.И. 1
1ФГБОУ ВПО РГЭУ(РИНХ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Государство, таким образом берет на себя ответственность в предоставлении гарантированного бесплатного образования, а следовательно, и покрытие затрат на его осуществление.

Актуальность бюджетного финансирования образовательных учреждений остается одной из главных проблем государственного бюджета.

Одним из основных законодательных актов, определяющим источники финансирования образовательных учреждений является закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, согласно которому финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждым типу, виду и категории образовательного учреждения.

Исключение составляют малокомплектные сельские школы - норматив их финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся.

При реализации образовательными учреждениями образовательных программ применяются различные методики образовательного процесса и образовательных технологий, но финансирование таких образовательных учреждений не влечет за собой увеличения норматива финансирования.

Учитывая, что федеральные нормативы финансирования образовательных учреждений, устанавливаемые федеральным законом, являются минимально допустимыми, образовательные учреждения, применяющие современные технологии образовательных программ, вынуждены искать дополнительные источники финансирования.

Формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования находится в исключительной компетенции органов местного самоуправления.

Схема финансирования государственного и муниципального образовательных учреждений определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

Образовательное учреждение независимо от его организационно - правовой формы вправе привлекать дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и иностранных юридических лиц. При этом привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и размеров его финансирования за счет бюджетных средств.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования вправе осуществлять сверх финансируемых за счет бюджетных средств заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся подготовку и переподготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования по договорам с физическими и юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения.

Образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.

Государство не в полной мере исполняет экономическую функцию в части финансирования образовательных учреждений, что ведет к росту платных услуг в сфере образования. Учитывая низкие доходы населения, особенно в сельской местности, не все родители могут позволить себе оплатить обучение своих детей, отвечающее современным требованиям, а это уже нарушение ст. 43 Конституции РФ, согласно которой «Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях».

В связи с необходимостью улучшения финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений основного общего образования, руководствуясь частью 2 статьи 80 Конституции Российской Федерации и в соответствии с пунктом 4 статьи 29 Закона Российской Федерации "Об образовании", согласно которому «Органам государственной власти субъектов Российской Федерации в случае недостаточности средств в бюджетах муниципальных образований на финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений основного общего образования принять меры, направленные на выделение муниципальным образованиям субвенций на финансирование соответствующих образовательных учреждений, в первую очередь на выплату заработной платы учителям и иным работникам указанных учреждений».

Разработка методики оценки эффективности использования бюджетных расходов образовательными учреждениями приобретает немаловажное значение. При этом такая методика должна позволять оценивать эффективность каждого конкретного образовательного учреждения для того, чтобы определить проблемные моменты в их деятельности и определить пути их решения, а также выработать мероприятия по снижению неэффективных расходов.

Необходимо подчеркнуть, что методика оценки эффективности использования бюджетных расходов образовательными учреждениями должна быть единой по всей стране, поскольку результаты проведения оценки по такой методике позволят проводить дальнейшие сопоставления по показателям эффективности, рассчитанных по единой для всех образовательных учреждений Российской Федерации формуле, как среди образовательных учреждений муниципальных образований, так и среди муниципальных образований субъектов Российской Федерации, и среди субъектов Российской Федерации.

Так, например, при бюджетном планировании расходов на 2013 год должны были учитываться результаты оценки эффективности бюджетных расходов по итогам 2011 года.

Разработка методики оценки эффективности использования бюджетных средств образовательными учреждениями требует1:

  1. Рассмотрение существующих в мировой практике методов оценки эффективности бюджетных расходов.

  2. Рассмотрение существующих в мировой практике моделей оценки эффективности бюджетных расходов на образование.

  3. Выбор наиболее приемлемых в российских условиях, с точки зрения практической применимости, методов и моделей оценки эффективности бюджетных расходов на образование, а также методов сравнительного анализа показателей эффективности бюджетных расходов на образование.

  4. Определение различных методов сравнительного анализа показателей эффективности бюджетных расходов на образование.

  5. Выработка основных принципов проведения оценки эффективности бюджетных расходов на образование.

  6. Определение этапов проведения оценки эффективности использования бюджетных средств образовательными учреждениями.

Оценка эффективности бюджетных расходов на образование предполагает не только расчет показателей эффективности, но и их оценку с применением методов сравнений. В связи с этим при разработке подхода к оценке эффективности бюджетных расходов на образование, приемлемого как для всех уровней бюджетной системы, так и на уровне образовательных учреждений, необходимо принимать во внимание существование различных методов сравнительного анализа показателей эффективности:

  • сравнение показателей эффективности бюджетных расходов на образование с аналогичными показателями в предыдущий период. Использование данного метода сравнительного анализа позволяет выявлять тенденцию повышения или снижения эффективности бюджетных средств в сфере образования по сравнению с предыдущим периодом и, следовательно, в динамике за несколько лет;

  • сравнение показателей эффективности бюджетных расходов на образование с плановым значением. Данный метод сравнительного анализа, с нашей точки зрения, неприемлем при проведении оценки эффективности бюджетных расходов на образование, поскольку оценка в таком случае будет зависеть от адекватности планирования плановых значений показателей эффективности;

  • сравнение показателей эффективности бюджетных расходов на образование конкретной административно – территориальной единицы или образовательного учреждения (в зависимости от уровня проводимой оценки) со средним значением показателя эффективности среди всех административно – территориальных единиц или всех образовательных учреждений. Данный метод сравнительного анализа позволяет ранжировать административно – территориальные единицы и образовательные учреждения (в зависимости от уровня проводимой оценки) по группам эффективности: с высокой, средней и низкой эффективностью.

В этой связи чрезвычайно важную роль сыграла реализация приоритетного национального проекта «Образование». С 2006 года в нем были задействованы бюджетные средства всех уровней бюджетной системы.

В результате реализации ряда мер, значительно росли расходы федерального бюджета вплоть до 2013 года.(См. рис. 1-2).

Рис 1. Динамика расходов федерального бюджета на образование.2

Рис 2. Динамика расходов федерального бюджета на образование в номинальном выражении.

В 2012 году был продолжен проект по поддержке российской школы: направлено на эти цели ещё 60 млрд рублей. Была поставлена задача - вывести зарплату учителей на уровень средней по экономике по всем субъектам Российской Федерации. В течение трёх лет за счёт федерального бюджета будет направлено 10 млрд рублей на поддержку дошкольного образования. 10 млрд рублей будет выделено тем регионам, которые работают по этому направлению эффективно.

Уменьшение бюджетных ассигнований федерального бюджета на образование в 2013 г. по сравнению с 2012 г. и в 2014 г. по сравнению с 2013 г. обусловлено завершением в 2013 г. реализации мероприятий по модернизации региональных систем общего образования, а также передачей с 1 января 2012 г. в соответствии с законодательством о разграничении полномочий между различными уровнями власти, обеспечения деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования за счет средств субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в связи с переводом финансового обеспечения полиции на федеральный уровень.

Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Образование» характеризуются следующими данными.Таблица 1- Расходы федерального бюджета на образование в 2011-2014 г.3

Показатель

2011 год, млн. рублей

2012 год

2013 год

2014 год

млн. рублей

изменения к предыдуще- му году, %

млн. рублей

изменения к предыдуще- му году, %

млн. рублей

изменения к предыдуще- му году, %

1

3

4

5

6

7

8

9

Образование

560 015,5

603 515,0

107,8

558 882,4

92,6

499 501,3

89,4

в том числе подразделы:

             

Дошкольное образование»

5 484,3

6 775,8

123,5

7 043,4

103,9

6 030,0

85,6

Общее образование

55 679,8

91 608,0

164,5

67 335,0

73,5

30 329,0

45,0

Начальное профессиональное образование

3 770,3

4 665,3

123,7

4 293,5

92,0

4 394,7

102,4

Среднее профессиональное образование

33 855,7

4 937,9

14,6

4 258,5

86,2

4 213,0

98,9

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

7 336,9

7 126,9

97,1

8 093,6

113,6

7 441,8

91,9

Высшее и послевузовское профессиональное образование

405 400,5

437 909,3

108,0

434 183,9

99,1

431 646,9

99,4

Молодежная политика и оздоровление детей

830,7

5 454,7

656,7

5 414,8

99,3

5 518,6

101,9

Прикладные научные исследования в области образования

21 845,0

20 567,9

94,2

6 200,3

30,1

737,6

11,9

Другие вопросы в области образования

25 812,3

24 469,3

94,8

22 059,4

90,2

9 189,4

41,7

В этой связи предусматривается сокращение бюджетных расходов в целом и на образование, в частности.

Образовательный комплекс Ростовской области – один из крупнейших в Российской Федерации, включающий в себя более трех тысяч образовательных учреждений практически всех организационно-правовых форм, типов и видов.

В систему общего образования Ростовской области включается 1 228 образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, в том числе: 1108 дневных муниципальных общеобразовательных учреждений, 15 образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад, 37 вечерних сменных школ, 17 общеобразовательных и кадетских школ-интернатов, 30 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (26 коррекционных школ-интернатов и 4 специальных коррекционных школы), 1 специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением, 2 образовательных учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализующих общеобразовательные программы, 5 оздоровительных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в длительном лечении, санаторных школ-интернатов, 13 негосударственных общеобразовательных учреждений.

На протяжении последних лет в области проходят процессы реструктуризации и оптимизации сети общеобразовательных учреждений, которые обусловлены в том числе и сокращением численности обучающихся общеобразовательных учреждений. За последние 5 лет численность обучающихся в сельских школах снизилась более чем на 15 тысяч человек, в ходе проведения мероприятий по оптимизации сети число муниципальных общеобразовательных учреждений сокращено на 108 единиц, в том числе сельских школ – на 70.

В области функционирует 344 малокомплектные школы, что составляет 46,4 процента от общего числа сельских школ, в которых обучается 19 процентов сельских школьников.

В целях создания равных условий для получения качественного общего образования детьми независимо от места проживания в области осуществляется подвоз обучающихся из малокомплектных сельских школ к опорным школам, в которых концентрируются материально-технические и кадровые ресурсы.

Кадровый ресурс системы общего образования области представлен более чем 30 тысячами педагогических работников.

В структуре работающего населения Ростовской области сектор образования занимает второе место после обрабатывающих производств. Так, по данным за 2010 год, среднесписочная численность работников (без внешних совместителей и работников несписочного состава) по виду деятельности «Образование» составила 147 229 человек, или 12,6 процента от значения показателя в целом по экономике.

На современном этапе актуальной является проблема совершенствования содержания и повышения качества начального и среднего профессионального образования с учетом современных требований к подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, востребованных на региональном рынке труда. В рамках реализации Комплексного плана мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования Ростовской области на 2007 – 2010 годы, утвержденного постановлением Администрации Ростовской области от 05.10.2007 № 386, минобразованием области проведена работа по оптимизации сети учреждений профессионального образования (реорганизовано путем присоединения 5 учреждений начального и 2 – среднего профессионального образования). На 1 января 2009 года в Ростовской области функционировало 87 учреждений начального и 16 – среднего профессионального образования, подведомственных минобразованию области, приняты меры по поэтапному повышению средней наполняемости учебных групп государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. В отдельных учреждениях начального и среднего профессионального образования произведено слияние учебных групп с низкой наполняемостью. Студенты учебных групп заочной формы обучения, численность которых не превышала 10 человек, переведены на экстернатную форму обучения. В 2008 году государственными образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования были получены лицензии на открытие 38 новых профессий и специальностей, востребованных на региональном рынке труда. Мероприятия Программы предусматривают дальнейшую реструктуризацию и оптимизацию сети учреждений начального и среднего профессионального образования и доведение количества государственных образовательных учреждений начального профессионального образования до 66, государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования – до 55 к 2015 году. С 2009 года проводятся мероприятия по созданию условий для внедрения федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования, возросли требования работодателей к качеству подготовки выпускников государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.

Существующие проблемы в сфере профессионального образования наиболее целесообразно решать программно-целевым методом, так как он позволяет учесть внешние условия (политические, экономические, социокультурные, демографические), потребности рынка рабочей силы и образовательных услуг, общества, личности, определить цели управления, организационную структуру управления, факторы формирования (количество обучающихся, профиль подготовки, образовательный процесс, маркетинг, взаимосвязь с внешними структурами и др.). В результате это позволит сформировать эффективную систему профессиональной подготовки кадров и специалистов, конкурентоспособных на региональном рынке труда.

Финансовое обеспечение отрасли «Образование» в Ростовской области осуществляется за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, а также внебюджетных источников.

В соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» с 1 января 2012 г. изменился порядок финансирования образовательных учреждений Ростовской области.

Бюджетным и автономным образовательным учреждениям предоставляются субсидии на финансовое обеспечение государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) и субсидии на иные цели, не связанные с возмещением затрат на оказание ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).

В основу расчета объемов субсидий на выполнение государственного задания и бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение деятельности положен принцип нормативно-подушевого финансирования.

В 2011 году в рамках Комплекса мер по модернизации общего образования Ростовской областью выполнены обязательства по доведению размера среднемесячной заработной платы учителей общеобразовательных учреждений до уровня средней заработной платы по экономике за I квартал 2011 г. в регионе. В I квартале 2011 г. размер средней заработной платы учителей областных и муниципальных общеобразовательных учреждений составлял 12 112,0 рубля, размер средней заработной платы по экономике региона – 14 917,6 рубля. На 1 января 2012 г. размер средней заработной платы учителей областных и муниципальных общеобразовательных учреждений составил 16 223,1 рубля.

Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без адекватной обратной связи – системы оценки качества образования. Насущной задачей является создание региональной системы оценки качества образования. Необходимо осуществлять оценку качества при переходе с одной школьной ступени на другую, вводить инновационные механизмы добровольной оценки качества по разным группам образовательных учреждений, включая системы оценивания силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций, участие в международных сопоставительных исследованиях качества образования, создание методики сопоставления качества образования в различных муниципальных образованиях области.

Актуальные задачи общего образования по созданию современной школьной инфраструктуры, внедрению в практику образовательной деятельности информационных технологий, профилизации и профориентации, обновлению содержания и структуры общего образования в соответствии с современными требованиями, расширению общественного участия в управлении образованием, внедрению новых экономических механизмов, повышению воспитательного потенциала школы, росту квалификации педагогических кадров, повышению престижа педагогической профессии, выявлению и поддержке одаренных детей, социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно решать только комплексно, посредством реализации Программы.4

Развитие системы образования Ростовской области на сегодняшний день осуществляется в соответствии с направлениями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», приоритетного национального проекта «Образование», Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы, Областной долгосрочной целевой программы «Развитие образования в Ростовской области на 2010 – 2015 годы» и иными программами.

В системе образования в Ростовской области возникают проблемы, затормаживающие процесс ее модернизации. Ключевыми проблемами сектора образования Ростовской области являются:
  • недостаточное финансирование учреждений образования всех типов;

  • запаздывание в обновлении содержания и технологий образования в зависимости от изменений современного общества и экономики;

  • низкая оплата труда работников образования;

  • несоответствие материально-технической базы требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;

  • диспропорции системы образования, выражающиеся в отставании уровня развития общего и среднего профессионального образования от высшего профессионального.

  • дефицит преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации;

Для обеспечения безопасных и комфортных условий для обучения к 2011 году более чем в 700 муниципальных общеобразовательных учреждениях проведен выборочный и комплексный капитальный ремонт, в том числе по устранению аварийной и предаварийной ситуации.

В целях создания условий для получения качественного образования детьми независимо от места проживания осуществлялось повышение квалификации учителей общеобразовательных учреждений, обеспечение школ широкополосным доступом к сети Интернет, модернизация материально-технической базы, в том числе оснащение компьютерным оборудованием, оборудованием для школьных столовых, учебным, учебно-лабораторным, спортивным, интерактивным оборудованием, поставка школьных автобусов.

В области осуществляется создание и внедрение среды информационного взаимодействия образовательных учреждений, включая электронный документооборот, публичную отчетность всех учреждений системы образования, перевод образовательных услуг в электронный вид. 90 процентов общеобразовательных учреждений области имеют веб-сайты.

С 1 сентября 2011 г. во всех общеобразовательных учреждениях области введен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

В области созданы условия для полноценной интеграции детей-инвалидов в образовательный процесс и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в обучении на дому. Функционирует центр дистанционного обучения детей-инвалидов, в котором 409 детей-инвалидов получают полноценное общее образование с помощью современных технологий в режиме on-line через Интернет индивидуально или в малых группах (до 3 человек).

В 97,6 процента школ области действуют органы государственно-общественного управления, обладающие комплексом управленческих полномочий, в том числе по принятию решений о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения, 32,5 процента школ имеют управляющие советы.

Система общего образования Ростовской области характеризуется стабильно высокими качественными результатами, которые соотносятся со среднероссийскими показателями.

Что касается системы профессионального образования: 74 учреждениями начального профессионального образования, в том числе 68 подведомственными министерству общего и профессионального образования Ростовской области, 6 – подведомственными департаменту по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области; 61 учреждением среднего профессионального образования, в том числе 46 подведомственными министерству общего и профессионального образования Ростовской области (далее – минобразование области), 7 подведомственными министерству здравоохранения Ростовской области, 5 подведомственными министерству культуры Ростовской области, 1 подведомственным министерству по физической культуре и спорту Ростовской области, 2 учреждениями среднего профессионального образования федерального подчинения. При этом 24 учреждения среднего профессионального образования федерального подчинения переданы в ведение Ростовской области только в 2012 году.

Кроме того, на территории области функционируют 25 учреждений высшего профессионального образования, не считая филиалов образовательных учреждений других субъектов Российской Федерации.

Поэтапная модернизация материально-технической базы учреждений профессионального образования осуществляется как за счет средств областного бюджета, так и за счет собственных средств образовательных учреждений, средств социальных партнеров: работодателей, попечительских советов, общественных профессиональных объединений и др.

Развиваются 14 региональных отраслевых ресурсных центров подготовки рабочих и специалистов высокой квалификации, созданных на базе государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования: совершенствуется материально-техническая база, расширяется спектр и объём предоставляемых услуг, проводится стажировка педагогических работников одноотраслевых учреждений начального и среднего профессионального образования. В ресурсных центрах созданы условия для получения студентами средних и высших профессиональных учебных учреждений рабочих профессий.

В соответствии с Областной долгосрочной целевой программой «Развитие образования в Ростовской области на 2010 – 2015 годы» и с учетом передачи в 2012 году с федерального на региональный уровень 24 учреждений среднего профессионального образования продолжилась реструктуризация сети образовательных учреждений профессионального образования.

В целях модернизации и повышения качества профессионального образования минобразованием области совместно с Союзом работодателей Ростовской области, учреждениями профессионального образования и предприятиями – заказчиками кадров проводится работа, направленная на развитие государственно-частного партнерства:

  • в рамках формирования регионального сегмента системы оценки и сертификации квалификаций выпускников учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах, на базе государственных образовательных учреждений профессионального образования создаются Центры оценки и сертификации квалификаций;

  • в учреждениях высшего профессионального образования формируются корпоративные кафедры, создаются учебно-тренировочные центры совместного пользования.

Одной из ключевых проблем системы профессионального образования является вопрос о соответствии уровня и качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования требованиям современного рынка труда, востребованности компетенций, усвоенных учащимися, студентами в процессе обучения. Для ее решения образовательными учреждениями проводится системный анализ потребностей предприятий области в рабочих кадрах и специалистах. Учреждения профессионального образования привлекают к образовательному процессу специалистов-практиков, проводят научно-практические конференции, приглашают в качестве председателей государственных аттестационных комиссий руководителей предприятий, учреждений и организаций, заключают договоры о социальном партнерстве в сфере подготовки и переподготовки рабочих кадров и специалистов, об организации учебной и производственной практики в условиях предприятий-работодателей. В учреждениях профессионального образования Ростовской области созданы центры содействия трудоустройству выпускников, способствующие их адаптации на региональном рынке труда.

Стратегической целью развития сферы образования в Ростовской области является формирование всесторонне гармонично развитой, социально активной, творческой, патриотичной, духовно-нравственной личности, способной к самореализации и адаптивности в условиях динамично изменяющегося мира. Качество системы образования предопределяет качество человеческого капитала, способность государства ответить на вызовы, стоящие перед ним в социально-экономической сфере, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующую задачу: развитие человеческого потенциала Ростовской области за счет совершенствования системы обучения и переобучения, формирования образовательных кластеров, вовлечения работодателей в образовательный процесс.

На развитие донского образования стабильно расходуется свыше четверти консолидированного бюджета области. В 2013 году — это около 30 млрд рублей. На будущий год также5 сохраняется для образовательной сферы приоритетное финансирование. Вопрос в том, насколько эти вложения соответствуют потребностям образовательного комплекса. Потребности, конечно, намного значительнее возможностей бюджета области и муниципальных образований. Острую дискуссию в российском профессиональном сообществе вызвало решение о переводе образовательных учреждений со сметного финансирования на государственные, муниципальные заказы. Кое-кто из родителей, общественных и политических деятелей высказывал опасение, что таким образом становится платным не только высшее, но и среднее образование. Были и другие, крайне полярные оценки. Тем не менее, решение принято. От финансирования затрат мы переходим к финансированию результата, который зависит от количества и качества оказанных услуг.

Фонд софинансирования расходов в 2013 год увеличился на 29% по сравнению с 2012 годом, при этом обращает на себя внимание резкое увеличение (более чем в 2 раза) расходов на капитальный ремонт муниципальных учреждений. Фонд компенсаций в текущем году увеличился по сравнению с 2012 годом незначительно – на 12%, однако субвенция на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству возросла почти в 2,8 раза.

По итогам функционирования образовательного комплекса области в 2013 году министерством сформирован рейтинг муниципальных образований. В связи с изменениями в показателях для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации в сфере образования показатель по неэффективным расходам не учитывался. Вместо него был вновь введен показатель с максимальным статистическим весом, характеризующий степень освоения средств ФСР и ФНР, выделенных муниципальным образованиям.

В результате среди 43 муниципальных районов лидирующие позиции в сводном рейтинге занимают Сальский, Песчанокопский и Верхнедонской.

Список отстающих по сравнению с рейтингом за 2011 год практически не изменился, кроме резкого ухудшения позиций Ремонтненского района, который с 13-го места по итогам 2011 года переместился по итогам прошедшего года на предпоследнее.

Среди 12 городских округов лучшим по рейтингу,как и год назад, стал г. Таганрог, на втором месте – вновь вернувшийся в число лидеров Волгодонск, и на третьем месте, как и в 2012 году - Батайск.

Для достижения развития системы образования Ростовской области на период до 2020 года необходимо развитие следующих приоритетных направлений:

  • повышение доступности качественного образования;

  • подготовка нового поколения педагогических кадров;

  • укрепление, развитие материально-технической, учебной базы учреждений образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

  • повышение эффективности управления в системе образования;

  • сохранение и укрепление здоровья детей в процессе обучения;

  • выявление и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи;

  • удовлетворение потребности регионального рынка труда в квалифицированных кадрах и формирование современной системы непрерывного образования.

Эффективность управления в системе образования зависит от решения следующих задач6:

  • внедрение эффективной системы управления качеством образования;

  • внедрение моделей государственно-общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования;

  • подготовка управленческих кадров, отвечающих современным квалификационным требованиям;

  • внедрение моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования;

  • обеспечение всеми образовательными учреждениями свободного доступа граждан к информации, а также возможности повышения своей компетентности в вопросах развития и воспитания детей с использованием информационной среды системы образования.

Список используемой литературы.

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.12.2013)

  2. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (с изменениями и дополнениями).
  3. Постановление Правительства РО от 23.08.2013 N 529 "О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 27.11.2009 N 625".

  4. Постановление от 19 июля 2012 г. N 659 «Об утверждении Концепции развития системы образования Ростовской области на период до 2020 года».

  5. Ольга Горбоконева, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» в Ростовской области.

  6. Газета «Наше время», №378-389 от 18.07.2012.

  7. Марков С. Н."Управление экономическими системами: электронный научный журнал"

  8. http://www.donland.ru/

  9. http://www.vestnikdona.ru/

  10. http://www.budgetrf.ru

1 Марков С. Н."Управление экономическими системами: электронный научный журнал"

2 http://www.budgetrf.ru

3 Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (с изменениями и дополнениями).

4 Газета «Наше время», №378-389 от 18.07.2012

5 http://www.vestnikdona.ru/

6 http://www.donland.ru/

 

Просмотров работы: 3349