Под бюджетным сектором понимается совокупность организаций (юридических лиц), денежные средства которых являются средствами того или иного бюджета бюджетной системы Российской Федерации (федерального, регионального или местного) [1].
Положениями Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» созданы условия для повышения эффективности бюджетных расходов, направляемых на финансовое обеспечение услуг. Это достигается путем создания стимулов для учреждений к сокращению внутренних издержек, а для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления - стимулов к оптимизации подведомственной им сети учреждений [6].
Проблемы развития бюджетного сектора можно условно разделить на четыре группы:
1. Демографические: демографический спад (крайне важно для профобразования); старение населения (крайне важно для здравоохранения и соц. обслуживания).
2. Экономические: расходы на социально-культурную сферу: рост не более 3% ВВП к 2020 г.; сокращение доли внебюджетных доходов от платных услуг населению; низкая эффективность деятельности учреждений; «отрицательный отбор» занятых в бюджетной сфере.
3. Социальные: рост дифференциации потребностей населения; неудовлетворенность потребителей качеством и доступностью услуг; недоверие населения к реформам бюджетной сферы.
4. Управленческие: проблемы с реализацией Федерального закона от 8 мая 2010 года №83-ФЗ; острая нехватка квалифицированных управленческих кадров.
Основными целями реформирования бюджетного сектора является:
повышение качества, доступности социально значимых услуг;
повышение эффективности предоставления услуг;
оптимизация использования ресурсов в условиях дифференциации потребностей населения.
В современной ситуации принципами реформирования бюджетного сектора выступают:
доступность и высокое качество оказания государственных и муниципальных услуг;
обеспечение обязательств в сфере образования, здравоохранения, культуры и т.п. с учетом определения объема гарантированных государственных и муниципальных услуг в данных сферах и формирования единых нормативных затрат на их оказание;
большая экономическая самостоятельность учреждений и ответственность руководства учреждений за финансовые результаты его деятельности;
использование широкого набора бюджетных инструментов для финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений;
публичность и открытость деятельности учреждений бюджетного сектора, что задает новый, существенно больший уровень их ответственности перед учредителями и потребителями услуг [3].
Можно выделить основные направления реформирования бюджетного сектора в современных условиях [4, 5]:
1. Повышение качества и эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений:
конкретизация социальных обязательств (пакеты услуг, госзадание);
переход от содержания учреждений к финансированию услуг;
реструктурирование сети;
создание стимулов для повышения эффективности труда руководителей и работников государственных и муниципальных учреждений;
подготовка и повышение квалификации управленческих кадров.
2. Оптимизация роли и места сектора государственного и муниципального управления в системе предоставления социально-значимых услуг:
привлечение к оказанию услуг негосударственных организаций - открытая социальная сфера;
развитие государственно-частного партнерства.
Развитие ГЧП в свою очередь включает:
государственная поддержка некоммерческих организаций в обмен на обязательства (социальная ориентация деятельности, ограничения по осуществлению приносящей доход деятельности и использованию доходов);
поддержка благотворительности, в т.ч. развитие инструмента целевого капитала;
обеспечение системности налоговых льгот [5].
Реформирование бюджетного сектора в рассмотренных направлениях позволит решить вопрос внедрения в бюджетной сфере новых экономических механизмов и одновременно обеспечить надежную основу для реализации социальных гарантий; получить необходимые стимулы и условия для существенного повышения эффективности использования кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов; создать конкурентные способы распределения бюджетных средств, соперничество между организациями за получателя социальных услуг.
Список литературы
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ.
Колчина О.А. Реформирование бюджетного сектора в системе социально-экономического развития региона //Управление территориальным развитием в условиях социального государства: сборник тезисов докладов и статей международной межвузовской интерактивной он-лайн видеоконференции, ФГБОУ ВПО «РЭУ имени Г.В. Плеханова». – Москва, 2013. – С. 98-100.
Колчина О.А. Шевченко И.К. Грезина М.А. Ракитина М.С. Синельников Т.Т. Бечвая М.Р. Сергиенко Е.В. Факторы и пути преодоления неравномерности социально-экономического развития регионов в условиях реформирования бюджетного сектора: монография. – Таганрог: Изд-во ЮФУ. – 181 с.
Колчина О.А., Грезина М.А., Ракитина М.С. Направления реформирования бюджетного сектора в системе социально-экономического развития региона //Известия Южного федерального университета. Технические науки – 2013. – №6. (143). – С. 41-47.
Лисин Н.В., Рудник Б.Л. Реформа бюджетного сектора: проблемы, риски и перспективы //Вопросы государственного и муниципального управления. – 2012. – №2.
Федеральный закон от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».