К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Грибов Е.С. 1, Жданова В.В. 1
1Южный Федеральный Университет, филиал в г.Новошахтинск Новошахтинск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Основным и целенаправленным требованием к личности на современном этапе является ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, в котором мы живем. Личность должна обладать и с успехом применять в жизни такие качества как общение, мобильность, ответственность, решительность и умение применять на деле полученные знания – т.е. быть компетентной. По мнению отечественных исследователей компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные компоненты (А.Г. Бермус, [1]); стремление к обновлению и использованию собственных знаний и умений (М.А. Чошанов); готовность к деятельности (П.Г.Щедровицкий); способность осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности (А.В.Хуторской). Выделяются такие компоненты компетентности как ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования (А.В.Хуторской [2]); компетенции личности, взаимодействия, деятельности и пр. По мнению Л.О.Филатовой понятие «компетенции» является понятием процессуальным, включает когнитивную, операционально-технологическу, мотивационную, этическую, социальную, поведенческую составляющие; способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной деятельности и формируется в рамках формального, неформального и внеформального образования [3, 9].

Одним из важнейших элементов компетентности в целом выступает социальная компетентность как степень адекватности и эффективности реагирования человека на проблемные жизненные ситуации, достижение реальных целей в социальном контексте с использованием подходящих методов, как позитивное развитие личности в результате ее активности [4]. Начало исследования социальной компетентности за рубежом относится к 1950-м гг. Анализ зарубежных подходов к социальной компетентности представлен отечественными авторами (Ю.Мель): с точки зрения В.Э.Уайта социальная компетентность - это определенная способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающей средой; Ю.Хабермас подчеркивал, что социальная компетентность заключается в адекватности и эффективности решения многообразных проблемных ситуаций, с которыми сталкивается человек в социуме; Т.Кавел предложил трехкомпонентную модель, включающую социальные способности, представления и достижения, а в качестве критерия социальной компетентности выделял результативность межличностного взаимодействия и социального достижения [5, 62]. В настоящее время в зарубежных источниках выделяются такие группы социальных компетенций как инструментальные, системные и межличностные; оперативная, вербальная и коммуникативная, социально-психологическая и эго-компетентность, а также ряд других интерпретаций.

В отечественной педагогике и психологии в настоящее время идет активная разработка понятия социальной компетентности. Так, В.Н.Куницына определяет социальную компетентность как систему знаний о социальной действительности и себе; систему социальных умений и навыков взаимодействия; систему поведения в стандартных социальных ситуациях. Все системы способствуют адаптации, целесообразному принятию решений и максимальному использованию обстоятельств [6, 244]. Данный подход можно определить как вариант «знаниевой» концепции.

В интерпретации А.А.Реана и Т.Ю.Базарова социальная компетентность выступает как условие, компонент и результат личностного развития и включает в себя умение эффективного социального взаимодействия, социальную зрелость, базовые установки личности [7, 316]. Данный подход можно определить как аксиологический.

Т.Н.Щербакова, В.Н.Куницына, Н.В.Казаринова, В.М.Погольша и др. показывают, что на высоких уровнях развития социальная компетентность и социальный интеллект проявляются в адекватности, автономности и аутентичности личности. В качестве основных функций выделяются адаптация, социальная ориентация, интеграция личностного и общесоциального опыта[6, 246]. В данном подходе доминирующей видится деятельностная компонента.

Компетентностный подход начинает играть ведущую роль в педагогике и психологии. Его преимуществами в сравнении с традиционным для России знаниевым подходом является наличие ряда компонентов, таких как: аксиологический (учет ценностной сферы личности), мотивационный (желание быть компетентным субъектом социальных интеракций), деятельностный (трактовка компетентности не только как системы знаний и умений, но как способности и готовности реализовать модели компетентного социального поведения); адаптивный (возможность принять и ассимилировать требования современной социальной реальности, социальную мобильность), прогностический (способность конструировать прогностически эффективные модели поведения).

Литература:

  1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании А.Г.Бермус // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm

  2. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. / А.В.Хуторской. – URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

  3. Филатова Л.О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования./ Л.О.Филатова // Дополнительное образование. - 2005. - №7. - С.9-11.

  4. Управление качеством дошкольного образования. [Электронный ресурс]. - URL // http://pik100.ucoz.ru/forum/5-545-3

  5. Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа Я в ситуации социального перелома. / Ю. Мель // Вопросы психологии. - 1995. - № 5.

  6. Щербакова Т.Н. Психологическая компетентность учителя: содержание, механизмы и условия развития. / В.Н.Куницына, Т.Н.Щербакова. - Ростов-н/Д, 2005.

  7. Реан А.А. Социальная педагогическая психология. /А.А.Реан, Я.А.Коломинский. - СПб.: Питер, 1999.

Просмотров работы: 2517