ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Гарсаньян В.Д. 1
1Кубанский Государственный Технологический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Главная опасность, от которой необходимо оберегать детей, – их родители.»

Б.Шоу

Взаимоотношения в семье играют значительную роль на формирование его личности. Особенности межличностных отношений напрямую зависят от тех обстоятельств, в которых семья формируется, живёт и функционирует, от уровня образования и культуры членов семьи, материального положения, традиций и ценностей, которых они придерживаются и на которые ориентируются в своих жизненных планах и устремлениях, от места жительства, социальной принадлежности семьи, нравственных убеждений супругов и т.д.

Проблема влияния межличностных отношений на мировоззрение ребенка очень актуальна, т.к. общаясь со своими сверстниками он использует тот стиль общения, к которому он привык, он действует так, как приучен и как считает правильным, он выбирает ту группу общения, в которой он чувствует себя комфортно.

С целью выяснить, каким образом гармоничные или тревожные отношения в семье влияют на развитие личности ребенка, было проведено исследование

Объем выборочной совокупности составили 10 семей респондентов (01, 02, 03, 04, 05, 06, 07, 08, 09, 10), из которых имеют полный состав – ребёнка воспитывают оба родителя, 1 семья (04) – формально полная (в этой семье отец не участвует в воспитании детей из-за частых разъездов), в 1семье (10) − отсутствует мать. По количеству детей: в 1 семье (07) 3 детей, 5 семей (02, 03 , 05, 06, 08) , где 2 детей, 4 семьи (01, 04, 09, 10), где 1 ребенок.

При этом, в исследовании участвовало только по 1 ребенку возраста 5-8 лет из каждой семьи.

Для определения отношения ребенка к семейной ситуации, детям был предложен тест «Рисунок семьи», авторами которого являются Р. Бернс и С. Кауфман.

Тест состоял из двух частей: рисование и беседа после рисования. Для выполнения теста ребенку давали стандартный лист бумаги для рисования, карандаши и ластик. Тестирование проводилось с каждым ребенком индивидуально. Ему предлагалось нарисовать рисунок, где все члены его семьи заняты обычным делом.

При помощи наводящих вопросов исследователь уточнял смысл нарисованного ребенком, его чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло).

При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место уделяет им ребенок, выполняющий тест, и т.д

В тесте «Рисунок семьи» выделяют 5 симптомокомплексов:

  1. Благоприятная семейная ситуация.

  2. Тревожность.

  3. Конфликтность в семье.

  4. Чувство неполноценности в семейной ситуации.

  5. Враждебность в семейной ситуации.[1]

Результаты проведения теста с детьми младшего представлены в таблице 1.

Таблица 1 – симптомокомплекс семейной ситуации в семье.

Симптомокомплекс

Семья №

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

Благоприятная семейная ситуация

0,3

0,4

0,9

0,5

0,5

0,4

0,5

0,1

0,6

0,6

Тревожность.

0,4

0,4

0

0,2

0,3

0,9

0,3

0,2

0,3

0,6

Конфликтность в семье

0,1

0,3

0

0,3

0,6

0,3

0,2

0,5

0

0

Чувство неполноценности в семейной ситуации

0,1

0,5

0

0,2

0,1

0,2

0,2

0,1

0,2

0,2

Враждебность в семейной ситуации

0,2

0,5

0,2

0

0

0,4

0,2

0,5

0

0

В семьях 03, 04, 07, 09 – семейные отношения детьми определяются как благоприятные. Например, на рисунке ребенка из семьи 03 (Рисунок 1) ни тревожности, ни конфликтности практически не ощущается, об этом говорят такие признаки как преобладание всех членов семьи, отсутствие изолированных членов семьи, отсутствие штриховки и показателей враждебности, хорошее качество линий, адекватное распределение людей на листе

Рисунок 1− нарисовал ребенок из семьи 03.

В семьях 02, 06, 08 выражена тревожность детей. Анализируя рисунок ребенка из семьи 08 (Рисунок 2), можно выделить: отсутствие на рисунке некоторых членов семьи, двойные линии, линии с сильным нажимом, стирание, агрессивные позиции фигур.

Рисунок 2− нарисовал ребенок из семьи 08.

В семьях 01, 05, 10 наравне с благоприятным микроклиматом проявляется тревожность детей. В семье 05, несмотря на общую благоприятную ситуацию(преобладание людей на рисунке, преобладание всех членов семьи, отсутствие показателей враждебности), ребенок ощущает конфликтность об этом говорят: стирание отдельных фигур, изоляция отдельных фигур, член семьи, стоящий за спиной (Рисунок 3).

Рисунок 3− нарисовал ребенок из семьи 05.

Таким образом, можно сказать, что в данных семьях дети растут в благоприятной семейной атмосфере, однако, не маленький показатель тревожности, связанный с семейным микроклиматом, также присутствует.

Для определения видения родителями ситуации в семье, им предложено было пройти тест-опросник Варги-Столина. Родителям предлагалось выразись свое согласие или несогласие с утверждениями в опроснике. Его заполняли оба родителя из каждой семьи. Затем производился подсчет совпавших ответов с ключом согласно пяти шкал:

1.Принятие – отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

2.Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

3.Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

4. Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

5. Отношение к неудачам ребенка. Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам. [2]

Таблица 2 – отношение родителей к детям.

Родитель

Принятие – отвержение ребенка

Кооперация

Симбиоз

Контроль

Отношение к неудачам ребенка

1.

Мать

18

6

5

6

3

Отец

15

6

3

4

7

2.

Мать

11

3

6

5

3

Отец

7

4

5

4

6

3.

Мать

20

7

7

5

4

Отец

16

6

6

3

1

4.

Мать

25

8

5

4

5

Отец

-

-

-

-

-

5.

Мать

17

5

5

5

6

Отец

19

6

6

4

8

6.

Мать

15

7

6

4

5

Отец

12

2

4

6

6

7.

Мать

22

7

6

6

4

Отец

17

5

4

3

5

8.

Мать

14

4

3

7

4

Отец

11

5

5

3

5

9.

Мать

16

8

7

5

7

Отец

18

6

5

7

5

10

Мать

-

-

-

-

-

Отец

19

7

6

5

3

В результате опроса были получены результаты, представленные в таблице 2. В семьях 01, 03, 04, 05, 06, 07, 09, 10, в основном, ощущается благоприятное отношение к ребенку, по крайнее мере, со стороны одного из родителей. В семьях 02, 08 проявляется достаточно много негатива в отношении к ребенку.

Если сопоставить результаты обоих тестов, можно заметить некоторую закономерность:

  • в семьях под номерами 01, 03, 04, 05, 07, 09 , показатели, как со стороны родителей, так и со стороны ребенка, дают положительные результаты. Здесь не ощущается агрессия или какая-либо враждебность по отношению к детям, и дети не ощущают её со стороны родителей

  • 02, 08 – это семьи, в которых, напротив, результаты тестов показывают, что дети чувствуют тревожность и конфликтность со стороны родителей. И эта тревожность обусловлена тем, что у взрослых действительно негативное отношение к детям: они их считают «маленькими неудачниками», проявляют либо повышенный контроль, либо наоборот, совсем их не контролируют и дети остаются без внимания.

  • в семье 06, мать близка к ребенку, и по результатам теста, у нее положительное отношение к нему, что нельзя сказать об отношении отца: взрослый не проявляет должного интереса к ребенку. Несмотря на благоприятное отношение матери, из-за плохого отношения отца, ребенок ощущает на себе выраженную тревожность, которую показал его рисунок.

Анализ полученных результатов показал, что, действительно, неадекватное отношение родителей к ребенку обуславливает его тревожное состояние, эмоциональный и психологический дискомфорт. В семье с высоким уровнем критики у ребенка формируется негативная схема восприятия себя, своих способностей в сочетании с высокими требованиями к себе и стандартами. Именно эти установки задают соревновательный тон, которые сопровождают ребенка по жизни.

В тех семьях, где родители проявляют интерес к ребенку, близки с ним, положительно настроены к нему, у детей в меньшей степени проявляются такие чувства как тревожность, конфликтность, враждебность и неполноценность. Такие взаимоотношения не приведут к деструктивному развитию ребенка, а, напротив, способствуют его конструктивному развитию. Внимательные, заботливые по отношению к ребенку, стремящиеся помочь и поддержать, родители, являются залогом формирования полноценного, развитого и способного человека. И, наоборот, в тех семьях, где родители негативно относятся к ребенку, не ценят его, не проявляют должного интереса к его успехам, чрезмерно контролируют, в большей степени проявляются чувства детской тревожности, конфликтности, враждебности и неполноценности. В таком случае, мало вероятности, что развитие ребенка будет конструктивным.

В целом, нельзя сказать со 100% уверенностью, что в семьях с тревожными или конфликтными отношениями дети ничему не научатся или будут развиваться категорически неправильно. Однако, семья это то место, где люди находятся большую часть своей жизни, здесь они растут, живут. Общаться и знакомиться они начинают в семье, именно родители являются эталоном поведения для ребенка, поэтому, безусловно, она накладывает немалый отпечаток на человека и влияет на развитие личности.

Список использованной литературы:

  1. Проективные рисуночные методики "Рисунок семьи" и "Кинетический рисунок семьи".[Электронный ресурс]:[сайт] http://test-metod.ru (дата обращения: 06.11.2013);

  1. Методика диагностики родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столин. [Электронный ресурс]:[сайт] http://test-metod.ru (дата обращения: 06.11.2013).

Просмотров работы: 2264