ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА.

Подсвирова С.В. 1, Маринина Г.И. 1
1Северо - Кавказский Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Толерантность, как социалогический термин, имеет довольно точное определение, происходит от латинского слова tolerantia – терпение. Но употребляя этот термин в современном поликультурном аспекте, мы говорим скорее о терпимости, о терпимости ко всему, что окружает того или иного человека, рознится с его представлениями о культуре, способах самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

Необходимо подчеркнуть, что толерантность не может быть врожденным качеством, это то, что необходимо понять, принять и заставить работать согласно закону постоянного взаимодействия. Толерантность очень часто используют как синоним лояльности.

Пристальное внимание исследователей к проблематике толерантности объясняется четко выраженной тенденцией гуманизации науки, повышением интереса к проблемам личностного роста индивидуума, выделением важнейшей задачи воспитания, заключающейся в формировании у современного подрастающего поколения гражданской активности и ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности. Воспитывая толерантную личность, мы воспитываем толерантное государство. Личность рассматривается в науке как многогранные, многоаспектные свойства человека и как целостное явление. Исходя из этого, социокультурная толерантность представлена как единство познавательного, эмоционально-нравственного и поведенческого компонентов.

Познавательный компонент представляет собой информационную базу, все то, что составляет содержание истории и культуры страны, мира (макросоциума); народа, края, региона, города; района (мезосоциума); детского сада, семьи (микросоциума).

Эмоционально-нравственный компонент - это эмоционально-чувственная сторона личности, связанная с ее потребностями, ценностями, идеалами, мотивами, установками, желаниями, стремлениями к самопознанию, саморазвитию и самореализации.

Поведенческий компонент - это психологическая готовность личности к реализации своих функций участника социокультурного процесса, выражающаяся в конкретных действиях, поступках, поведении. [Электронный ресурс]. URL: http://www.resobr.ru/materials/19/38390/ (дата обращения 17.12.2013)

В условиях такого микросоциума как федеральный университет на первое место выходит педагогический аспект толерантности. Толерантность – это то, чему можно и нужно учить. Не случайно на тему толерантного взаимоотношения проводятся многочисленные тренинги или даже курсы. Толерантность необходимо рассматривать в качестве активной нравственной позиции и психологической готовности к взаимодействию с людьми иной социальной, национальной, религиозной и культурной принадлежности. Можно выделить следующие ее виды: межличностная, межсоциальная, межконфессиональная, межэтническая или межкультурная, активная, пассивная, избирательная, вынужденная и интолерантность. Следовательно, поликультурное образование в аспекте формирования толерантной личности студента предполагает приобщение его к культуре своего народа и культуре народов ближайшего национального окружения, а также формирование начал этнической идентификации.

Современное общество характеризуется как коммуникационное, это обусловлено постоянным умножением, ускорением, уплотнением и глобализацией коммуникаций. Возрастает количество и качество коммуникаций, их чередование непрестанно ускоряется, все большее количество людей вовлекается в коммуникационный процесс, взаимосвязи между отдельными коммуникациями становятся все более обширными, расширяется круг действия коммуникаций, сеть которых достигла глобальных масштабов. Рост коммуникаций открывает новые возможности, которые освобождают людей от прежних ограничений, систем социального контроля и принуждения, создают новые основания личностного развития. Сейчас очень часто произносят словосочетания «коммуникабельный человек», «коммуникабельная личность». Но часто ли в современном обществе связывают понятия коммуникабельности и толерантности? Два этих понятия неразрывно связаны между собой. Вы хотите видеть коммуникабельного и компетентного студента, преподавателя, руководителя? Человека, с которым приятно работать, делиться новыми идеями и просто общаться? Это возможно только в том случае, если человек обладает ещё одним ценным качеством – умением быть толерантным.

Поэтому перед педагогической наукой стоит комплексная проблема разработки и реализации системы форм, средств и методов по формированию толерантности как мировоззренческого качества личности молодого человека. В настоящее время понятие «толерантность» стало одним из центральных в осмыслении процесса противостояния повсеместного нарастания агрессивности во всех сферах жизни. Толерантное сознание как жизненная стратегия приобретает все большую актуальность и востребованность в обществе.

Не стоит забывать, что между разработкой и реализацией методов, как правило, возникает ряд противоречий: существуют противоречия между требованиями, предъявляемыми к уровню развития коммуникативных навыков студентов и их реальными способностями. Трудности, которые испытывают студенты при построении высказываний, налаживании конструктивного диалога, организации полемики. Эту проблему можно решить только путем постоянного пребывания в поликультурной среде, непрерывного взаимодействия и анализа собственных решений на основе полученной информации.

Просмотров работы: 1601