АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Россия стремится выстроить пенсионную систему, опираясь на опыт других стран. В экономическом плане основная дискуссия разворачивается вокруг двух ключевых вопросов: необходимости увеличения пенсионного возраста и целесообразности сохранения накопительной части пенсионных отчислений. При этом предъявляемые аргументы в основном базируются на расчетах, связывающих текущую демографическую ситуацию в стране с будущими размерами пенсий. Однако демографическая ситуация обладает значительной инерцией, поэтому поступления в пенсионную систему (особенно в долгосрочной перспективе) в большей степени зависят от развития экономики, ее возможностей. Более высокие темпы роста экономики, по-видимому, обеспечивают более высокие уровни оплаты труда и соответствующие уровни пенсионных отчислений. В связи с этим, по мнению многих экспертов, следует сосредоточиться на определении роли и места пенсионной системы в общей стратегии долгосрочного развития страны и на этой основе сформулировать ключевые требования к ней в настоящем и будущем.

При анализе перспектив развития пенсионной системы часто обращаются к опыту стран, обладающих сходными с российской системами социального обеспечения (прежде всего, Западной Европы). Однако часто забывают о том, что проблемы с обеспечением социальных обязательств в странах Европейского союза возникли на фоне очень высокого уровня социального обеспечения и замедления темпов экономического роста.

По уровню пенсионного обеспечения населения Россия значительно уступает большинству стран Европейского союза, при этом разрывы в уровне пенсий по старости больше, чем в душевых доходах.

Требуется радикально перестроить российскую пенсионную систему. Нам известно о существовании нескольких вариантов пенсионной реформы, до сих пор не ясно, какой из них будет официально утвержден.

Вышесказанное определило актуальность выбранной темы научного исследования.

Цель данной работы – на основе критического осмысления официальных вариантов пенсионной реформы выявить дальнейшие направления развития российской пенсионной системы.

Для достижения указанной цели были поставлены и последовательно решены следующие задачи:

  1. Определить необходимость и значение Пенсионного фонда России как важнейшего института в пенсионной системе;

  2. Проанализировать современное состояние пенсионной системы России;

  3. Сравнить различные варианты реформирования пенсионной системы.

Объектом исследования выступает российская модель пенсионной системы. Предмет исследования – отношения, возникающие в реформируемой пенсионной системе страны.

Теоретической и методологической основой работы послужили научные труды отечественных и зарубежных экономистов по общей теории финансов, фундаментальные и прикладные исследования по проблемам пенсионного обеспечения и страхования, а также методы системного анализа и синтеза, научной абстракции, индукции и дедукции, группировок, сравнений и оценок.

Фактологической базой исследования послужили данные ПФРФ, Министерства финансов РФ, Министерства труда РФ, Министерства экономического развития, электронные ресурсы сети Интернет.

Структура работы. В работе содержится 33 листа, 6 таблиц, 4 рисунка, 3 приложения, 19 источников литературы.

  1. Роль Пенсионного фонда РФ в пенсионной системе

Пенсионный фонд РФ – крупнейший из государственных внебюджетных фондов страны, которые представляют собой целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. Государственные федеральные внебюджетные фонды относятся к федеральной собственности.

На федеральном уровне, как самостоятельные, в настоящее время существуют три социальных внебюджетных фонда:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации;

  • Фонд социального страхования Российской Федерации;

  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФРФ) - один из наиболее значимых социальных институтов страны, самостоятельное финансово-кредитное учреждение, которое обеспечивает целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, финансирование расходов на выплату пенсий государственных, выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, а также выполнение некоторых других функций. ПФ РФ создан Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1. Как государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФРФ создан для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд.

Бюджет ПФРФ – форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в РФ. Он утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ. В таблице 1 указаны показатели бюджета ПФРФ за период с 2007 по 2011 гг.

Таблица 1

Показатели бюджета ПФРФ за период с 2007 по 2011 гг.1

 

2007

2008

2009

2010

2011

Доходы, млн.руб.

1914133,2

2621075,4

3217490,8

4102247,2

4757464,5

В % к ВВП

5,8

6,2

6,3

6,9

7,0

В % к доходам федерального бюджета

25,7

29,2

29,4

35,0

37,1

Расходы, млн.руб.

1777702,6

2378681,3

2911102,2

3721390,2

4268249,5

В % к ВВП

5,4

5,6

5,7

6,3

6,3

В % к расходам федерального бюджета

27,2

33,9

32,3

36,1

37,7

Дефицит (профицит) бюджета, млн. руб.

136430,6

242394,1

306388,6

380857,1

489215,0

Среди социально значимых функций Пенсионного фонда России выделяют:

1. Назначение и выплата пенсий (для 40 млн. пенсионеров);

2. Учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

3. Назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д.;

4. Персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования;

5. Взаимодействие со страхователями (работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;

6. Выдача сертификатов на получение материнского капитала;

7. Выплата средств материнского капитала;

8. Управление средствами пенсионной системы;

9. Реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений (56-ФЗ от 30.04.2008 года, она же программа «тысяча на тысячу»);

10. Администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию - с 2010 года;

11. Установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера - с 2010 года.

До 2010 года взносы в ПФ учитывались как составная часть единого социального налога. В качестве антикризисных мер для развития пенсионной системы в 2009 году были приняты федеральные законы № 212-Ф3; № 213-Ф3. В них с 1 января 2010 года предусмотрена отмена единого социального налога и переход к уплате страховых взносов в три государственных внебюджетных фонда: 1) пенсионный фонд; 2) фонд социального страхования; 3) фонд обязательного медицинского страхования. В 2010 году совокупный объём страховых взносов сохранился на уровне ставки ЕСН — 26 %, из которых 20 % направлялись в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхование). При этом взносы были уплачены с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышал 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимали, но и пенсионные права сверх этой суммы не формировались. С 2011 года размер совокупных взносов возрос до 34 %, из которых 26 % составили отчисления по обязательному пенсионному страхованию. Эта система позволяет существенно увеличить уровень пенсий в стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы, коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, составил не менее 40 % после 30 лет уплаты этих взносов при наступлении страхового случая (то есть старости, определяемой путем достижения гражданином установленного законодательством возраста — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин). На 2012–2013 годы для плательщиков страховых взносов, не включенных в льготные категории, совокупная ставка страховых взносов составит 30 %, из которых:

•ПФР – 22 %;

•ФСС – 2,9 %;

•ФФОМС – 5,1 %.

В бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат зачислению доходы, показанные в Приложении 1.

Динамика объема доходов Пенсионного фонда представлена в таблице 2.

Таблица 2

Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, млрд.руб.2

Год

Утверждено

Исполнено

Исполнено, %

2006

1 566,4

1 637,6

104,5

2007

1 914,1

1 946,8

101,7

2008

2 621,1

2 730,2

104,2

2009

3 282,9

3 222,7

98,2

2010

4 680,0

4 610,1

98,5

2011

5 137,4

5 255,6

102,3

2012

5 696,9

5 890,4

103,4

2013

6 343,3

3 543,3

55,9

2014

6 894,7

-

-

2015

7 787,4

-

-

Из данной таблицы видно, что процент исполнения поступлений в бюджет Пенсионного фонда с 2006 года по 2008 находился практически на уровне среднего значения 103,5.

Далее вследствие кризиса в 2009-2010 г.г. процент исполнения снизился до уровня среднего значения 98,4. Однако, в 2011 году он возрос до 102,3%. Следует отметить, что Правительством предусматривается динамика дальнейшего роста доходов Пенсионного фонда РФ. Значительную долю в доходах бюджета ПФР занимают средства федерального бюджета. Средства бюджета Пенсионного Фонда имеют целевое назначение.

Подводя итог, можно твердо утверждать, что Пенсионный фонд является одним из наиболее значимых социальных институтов.

В данной главе мы изучили функции Пенсионного фонда РФ, показатели бюджета ПФРФ, состав доходов Пенсионного фонда и основные направления использования средств Пенсионного фонда.

  1. Характеристика современной пенсионной системы России

В 2002 году в России была предпринята масштабная пенсионная реформа, цель которой повышение уровня жизни пенсионеров и гарантия финансовой устойчивости государственной пенсионной системы.

Действовавшая прежде пенсионная система основывалась на собирательно-распределительном принципе, то есть взносы, перечисляемые в Пенсионный фонд, направлялись на выплату текущих пенсий. Для обеспечения минимальных выплат одному пенсионеру требовались взносы не менее чем двух работающих. Однако демографическая ситуация в России такова, что сегодня на пенсионные выплаты одному пенсионеру приходятся отчисления с заработных плат менее чем двух граждан трудоспособного возраста, а к 2020 году, по оценкам экспертов, на одного работающего будет приходиться один пенсионер. Соответственно, по мере старения населения России существовавшая ранее пенсионная система не смогла бы обеспечить даже минимального уровня пенсионных выплат. Кроме того, в прежней пенсионной системе размер пенсии зависел только от стажа работы и от размера заработка за два последних года трудовой деятельности, соответственно, вклад каждого человека в доходы пенсионной системы учитывался не полностью.

В соответствии с мировой практикой существует два пути обеспечения минимальных пенсионных выплат в условиях старения населения.

Первый — увеличение налогов. Однако такой путь может привести к сокращению экономической активности населения и негативно повлиять на экономический рост страны.

Второй — переход к накопительной пенсионной системе, в которой пенсионные взносы граждан накапливаются на индивидуальных счетах и инвестируются на финансовых рынках для получения дохода. Доход от инвестирования также ежегодно зачисляется на индивидуальный счет гражданина. По достижении пенсионного возраста из общей суммы средств, накопленной на индивидуальном счете, осуществляются пенсионные выплаты. Такой путь позволяет увеличить выплаты пропорционально полученным доходам от инвестирования, а также обеспечить соответствие между совокупным заработком, полученным гражданином за все годы трудовой деятельности, и размером пенсионных выплат.

Очередное пенсионное законодательство было разработано и практически в полном объеме введено в действие в 2002-2003 годах. Так, были созданы институты обязательного пенсионного страхования, формирования и инвестирования пенсионных накоплений в рамках накопительной части трудовой пенсии, разгосударствлены функции страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

При переходе к рыночной экономике остро встал вопрос о необходимости реформирования существующей распределительной пенсионной системы. В результате реформирования пенсионная система в Российской Федерации - совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии, - состоит из определенных частей (приложение 2).

Трудовая пенсия в Российской Федерации с 2002 года состояла из трех частей: базовая, страховая и накопительная. Базовая часть – предназначена для выплаты пенсий нынешним пенсионерам.

Базовая часть имеет фиксированный законодательно определяемый размер, одинаковый для всех пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Эта часть трудовой пенсии подлежит индексации в зависимости от инфляции в стране. Страховая часть пенсии непосредственно зависит от размера заработной платы застрахованного лица. Взносы на ее финансирование поступают и суммируются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных граждан и представляют собой пенсионные обязательства государства перед застрахованными лицами. Накопительная часть выделяется только для граждан, родившихся в 1967 году и позже. Взносы на финансирование данной части трудовой пенсии не расходуются на выплату текущих пенсий, а предназначены для инвестирования и получения дополнительного дохода в пользу будущего пенсионера.

За счет введения накопительного элемента, пенсионная реформа должна была способствовать формированию долгосрочного инвестиционного потенциала для реального сектора экономики, развитию финансовых рынков, а также повышению уровня пенсионной культуры граждан и их ответственности за свое благосостояние в старости.

Проводимая государством пенсионная реформа относится не ко всем категориям российских граждан. Все население России делится на две группы, и задачи государства в отношении этих групп различны. Первая группа – нынешние пенсионеры. Они уже никак не могут повлиять на размер своей пенсии. Поэтому повышение уровня их жизни, является важнейшей задачей государства. Вторая группа – работающие граждане. В процессе проведения пенсионной реформы государство должно решить следующие задачи:

– обеспечить гарантированный минимальный уровень пенсионного обеспечения для любого гражданина России независимо от уровня его доходов;

– создать условия для формирования населением достаточных пенсионных накоплений, как путем введения обязательных платежей, так и с помощью развития самообеспечения граждан на основе стимулирования социального партнерства и индивидуальной инициативы.

Для этих целей в 2002 году всем гражданам моложе 1952 года (мужчины) и 1956 года (женщины) были открыты персональные накопительные счета. Но с 2005 года правительство внесло изменения в реформу. Накопительные счета у граждан старше 1967 года рождения перестали пополняться. Таким образом, у мужчин 1952-1966 года рождения и женщин 1956-1966 года рождения пенсионные накопления сформировались лишь за период 2002-2004 года.

Начиная с 2005 года действовали следующие схемы распределения взносов:3

  • для граждан 1967 года рождения и моложе;

  • для граждан 1966 года рождения и старше – базовая часть составляет 6%, а страховая часть 14%.

Размер страхового тарифа взноса на обязательное пенсионное страхование для граждан 1967 года рождения и моложе представлен в таблице 3 с изменениями по годам.

На каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде открыт индивидуальный лицевой счет, на который зачисляются взносы, уплачиваемые работодателем.

Таблица 3

Размер страхового тарифа взноса на обязательное пенсионное страхование для граждан 1967 года рождения и моложе4

 

Базовая часть

Страховая часть

Накопительная часть

до 2008 года

6%

10%

4%

с 2008 года

6%

8%

6%

С 2011 года

-

20%

6%

С 2012 года

-

16%

6%

Однако, с 1 января 2010 года вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) устанавливается в твердом размере. При этом применяется порядок его дифференциации, аналогичный ранее действовавшему в отношении базовой части трудовой пенсии.

Деление трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части не предусмотрено.

При этом размеры страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяются с учетом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца соответственно.

Таким образом, размер пенсии напрямую зависит от суммы на лицевом счете, сформированной за всю трудовую деятельность.

Начиная с 1 января 2009 года, россияне могут увеличить свою будущую трудовую пенсию с участием государства. В Российской Федерации действует Программа государственного софинансирования пенсии: часть взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть – государство и работодатель.5 Программа действует в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений.

Средства Фонда национального благосостояния в 2012-2014 годах планируется использовать в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан (таблица 4).

Таблица 4

Прогноз объема Фонда национального благосостояния, млрд.руб. 6

Показатель

2011 год

(закон)

2012 год

2013 год

2014 год

Объем Фонда национального благосостоянияна начало года

2 695,5

2 555,3

2 542,3

2 531,4

% к ВВП

5,1

4,4

4,0

3,6

Поступления и курсовая разница

-135,2

-5,5

-0,9

29,9

Использование средств Фонда национального благосостояния (софинансирование пенсионных накоплений)

-5,0

-7,5

-10,0

-10,0

Объем Фонда национального благосостояния на конец года

2 555,3

2 542,3

2 531,4

2 551,3

% к ВВП

4,8

4,4

4,0

3,6

Средства Фонда национального благосостояния, размещенные в финансовых активах

648,5

550,7

474,0

472,6

Объем Фонда национального благосостояния на конец года без учета размещения в финансовых активах

1 906,8

1 991,6

2 057,4

2 078,7

Чтобы получить право на государственное софинансирование пенсии, нужно подать заявление в Пенсионный фонд Российской Федерации. В Программе государственного софинансирования пенсии уже участвуют более 7 000 000 человек.7 В Ростовской области 124467 жителей вступили в государственную программу софинансирования пенсий.

Однако практическая реализация пенсионной реформы столкнулась со значительными трудностями. Основная из них заключается в том, что реальные страховые механизмы финансирования пенсий так и не заработали.

Во-первых, материальное положение российских пенсионеров улучшается слишком медленно и не соответствует представлениям о достойной старости.

В таблице 5 представлена численность пенсионеров, средний размер назначенных пенсий по видам пенсионного обеспечения, величина прожиточного минимума. Для лучшей оценки уровня пенсионного обеспечения пенсионеров используется показатель соотношения пенсии с прожиточным минимумом пенсионера. Оптимальным считается соотношение 2,5–3 прожиточных минимума. В России средняя пенсия существенно ниже — 1,5–1,7 прожиточного минимума.8

Таблица 5

Численность пенсионеров, средний размер назначенных пенсий по видам пенсионного обеспечения, величина прожиточного минимума9

 

2007

2008

2009

2010

2011

II кв. 2012

Численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда РФ, тыс. человек

38467

38598

39090

39706

39966

40367

Средний размер назначенных пенсий, руб.

3682,3

4546,3

6177,4

7593,9

8203

9 111

Величина прожиточного минимума, руб.

3191

3712

4091

4683

4961

5020

Доля величины прожиточного минимума в среднем размере пенсии, %

86,6

81,6

66,2

61,6

60,4

55,1

На рисунке 1 представлена динамика соотношения среднего размера назначенных пенсий к величине прожиточного минимума пенсионера.

Рис.1. Отношение среднего размера назначенных месячных пенсий к величине прожиточного минимума пенсионера в РФ, %10

В 2011 году средний размер трудовой пенсии составил 8,5 тыс. рублей. Он возрос до 9,3 тыс. рублей в 2012 году и планируется 10,2 тыс. рублей в 2013 году и 11,1 тыс. рублей в 2014 году. Средний размер социальных пенсий возрастет с 5,1 тыс. рублей в 2011 году до 5,7 тыс. рублей в 2012 году, 6,2 тыс. рублей в 2013 году и 6,9 тыс. рублей в 2014 году.

Борьба с бедностью среди пенсионеров проводится единственно возможным путем – увеличением базовой части трудовой пенсии (единственная часть трудовой пенсии, размер которой зависит от правительственных решений) и финансируется за счет текущих бюджетных поступлений. При существенном номинальном росте пенсии не удается сохранить их уровень не ниже дореформенного. Средний коэффициент замещения по России в течение последних лет снижается, поскольку темпы роста пенсий отстают от темпов роста заработной платы (рисунок 2).

Рис.2. Коэффициент замещения в РФ с учетом прогноза11

Для сравнения в Великобритании суммарный коэффициент замещения по обязательной и добровольной схемам для самых богатых пенсионеров составляет 87%, а для самых бедных — лишь 21%. В среднем коэффициент замещения, обеспечиваемый обязательными пенсионными схемами, составляет 47,6%. Во Франции совокупный уровень замещения трудовых доходов наемных работников достаточно высок: в среднем первая пенсия составляет 55% - 70% последней заработной платы без учета разницы в налогообложении; учет этой разницы увеличивает коэффициент замещения приблизительно на 10 пунктов. В Швеции в среднем коэффициент замещения, обеспечиваемый обязательными пенсионными схемами, составляет 68,2%.12

Однако, отмечая относительно низкий размер коэффициента замещения, не следует забывать об отраслевой и региональной российской специфике исчисления данного показателя, принципиально отличающейся от методологии Международной организации труда. В России используется солидарный коэффициент замещения, который рассчитывается как соотношение среднего для всех получателей размера пенсии в текущем году и средней заработной платы в экономике за этот же период, выраженное в процентах.

Величина солидарного коэффициента замещения среднего размера трудовой пенсии по старости по Российской Федерации составляла 35,3% в конце 2009. В результате реформы 2010 г. он увеличился до 38,4% в целом по России. Сейчас он составляет 40%, но в последующие годы его снижение возобновится и к 2050 г. он составит 22%.

Рис.3.Величина солидарного коэффициента замещения среднего размера трудовой пенсии по старости по Российской Федерации13

Сравнение российского солидарного коэффициента замещения с международными нормами, по меньшей мере, некорректно, т.к. в нем учитывается пенсия лиц, не выработавших 30 лет страхового стажа, которые составляют 23% от числа получателей трудовой пенсии по старости.

Тем не менее, независимо от методики расчета, коэффициент замещения, действительно, в России имеет тенденцию к снижению. И обусловлена эта тенденция, в первую очередь, демографическим старением населения, ведущим к росту числа пенсионеров и сокращению занятых и соответственно – расходованию уменьшающихся поступлений средств в пенсионную систему на больше число пенсионеров.

Во-вторых, финансовая устойчивость государственной пенсионной системы не была обеспечена задуманными нововведениями, и фактически достигается за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и страховых (налоговых) поступлений – сегодняшние работники (работодатели) платят пенсии сегодняшним пенсионерам. Если рассматривать структуру доходов фонда, видно, что финансовое состояние Пенсионного фонда России характеризуется все возрастающим дефицитом, который пока покрывается за счет государственного бюджета (рисунок 4) Таким образом, с течением времени постреформенная пенсионная система откатывается все дальше к своим историческим проблемам.

Рис.4. Доля межбюджетных трансфертов федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда РФ в 2010-2012 гг., млрд.руб

Особо подчеркнем, что основные характеристики бюджета Пенсионного фонда России свидетельствуют о наличии профицита (таблица 6), что вводит в заблуждение общественность по поводу финансовых проблем функционирования фонда. Вопрос о фактической сбалансированности системы пенсионного страхования по доходам и расходам остается нерешенным по сегодняшний день.

Таблица 6

Основные параметры бюджета Пенсионного фонда России, млрд.руб.14

Год

Доходы

Расходы

Дефицит (профицит)

2006

1566,44

1 489,47

76,98

2007

1914,13

1 782,35

131,78

2008

2621,08

2 113,71

507,37

2009

3282,95

3 041,48

241,47

2010

4680,04

4 398,04

282,00

2011

5137,38

4 822,39

314,99

2012

5 696,86

5 407,31

289,55

2013

6 280,07

5 948,08

331,99

2014

6 938,64

6 567,61

371,03

В-третьих, не был реформирован институт досрочных пенсий, не созданы корпоративные пенсионные системы, не предприняты все необходимые шаги для действительного развития накопительного компонента. Также население плохо информировано о целях и принципах пенсионной реформы, о своих возможностях в новой системе пенсионного обеспечения.

И, наконец, достаточно часто со стороны государственных органов звучат предложения о полном или частичном демонтаже накопительного компонента в рамках системы трудовых пенсий15.Подобные меры означали бы отход от накопительных принципов в пенсионной реформе и постепенный возврат к уравнительной модели пенсионного обеспечения, а также снижение финансовой устойчивости пенсионной системы в долгосрочной перспективе.

  1. Предложения по реформированию российской пенсионной системы

После опубликования итогового доклада Стратегии-2020, включившей и пенсионный раздел, с новой силой разгорелись дискуссии о том, как реформировать нынешнюю дефицитную пенсионную систему. Либерально настроенные эксперты ищут пути уменьшения пенсионных трат и бюджетных вливаний в Пенсионный фонд. Среди предложений - постепенное повышение пенсионного возраста и уравнивание времени выхода на пенсию для мужчин и женщин. Кроме того, авторы Стратегии-2020 считают абсурдным понятие "работающий пенсионер" - по их мнению, если достигнувший пенсионного возраста человек продолжает работать, пенсию он получать не должен.

Были выдвинуты разные варианты новой пенсионной реформы в России, основные предложения которых мы обобщили в приложении 3. Критически осмыслим ключевые новации.

Предложения Минтруда16 носят радикальный характер: они предполагают серьезную перестройку всех существующих правил пенсионной системы. Минтруд предлагает в течение трех лет направлять часть накопительной части пенсии - от 2% до 4% из нынешних 6%- на текущие выплаты пенсионерам, а с 2015 года предоставить гражданам право выбора — оставить себе накопительный внос или перевести его солидарную часть. Минтруда призывает сократить накопительную часть пенсии с 6% до 2%. Взамен предлагается развивать добровольные корпоративные пенсионные программы. За счет этих мер планируется сбалансировать пенсионную систему страны уже к 2016 году, сократив дефицит ПФР более чем на 400 миллиардов рублей. Предлагается поэтапное сокращение числа получателей досрочных пенсий, сокращение досрочных льготных пенсий для учителей и врачей, рост тарифа для работодателей с проблемными рабочими местами и для самозанятых.

Минздравсоцразвития предлагает сделать действующую в 2012-2013 годах ставку страховых взносов в Пенсионный фонд в размере 22% постоянной. Кроме того, считается необходимым сохранить ставку в 10% для зарплат, получаемых сверх взносооблагаемого заработка -1,2 млн. руб.(сейчас 512 тыс. руб. в год).17 Предлагается ввести несколько категорий стажа. Минимальный (15 лет) будет необходим для получения социальной пенсии. Стаж в 30 лет станет основанием для получения 40 процентов от утраченного заработка, а стаж в 40 лет - для получения пенсии в 45 процентов от зарплаты. Для формирования досрочных пенсий предлагается платить дополнительный тариф, в частности, за работников по 1-му списку перечня вредных и опасных производств в размере 4%, по 2-му списку - 2%. Также предлагается повышение пенсионного возраста для женщин до 60 лет к 2029 году. Поэтапное увеличение планируется начать в 2015-м. К 2047 году пенсионный возраст и мужчин, и женщин должен составить 65 лет. Для этого с 2030 года возраст выхода на пенсию россиян обоих полов планируется повышать по три месяца в год, а с 2036 года - по шесть месяцев в год. Проведенный в марте опрос фонда общественного мнения показал, что против повышения пенсионного возраста выступает 84% населения.

Минфин настаивает на более "мягкой" пенсионной реформе. В частности, считает необходимым стимулировать более поздний выход граждан на пенсию, увеличивая ее на 6 процентов за каждый дополнительно отработанный год, а также повысить минимальный необходимый для пенсии трудовой стаж с 5 до 10 лет.18 Министерство также предлагает вовлечь в пенсионную систему самозанятое население (репетиторы, таксисты и т.д.) и заставить его платить страховые взносы, а также отменить ряд льгот по пенсиям. Кроме того, ведомство предлагает плавно повысить страховые взносы для вредных производств, работники которых имеют право на досрочную пенсию. За счет этих мер Минфин планирует сократить дефицит Пенсионного фонда до 0,46 процентов ВВП к 2020 году. Сейчас показатель составляет около 2% ВВП (почти триллион рублей).

Подведем итоги дискуссий ключевых министерств по выработке стратегии пенсионной реформы.

Наиболее дискуссионным вопросом относительно развития пенсионной системы является повышение пенсионного возраста. Для расчетов можно использовать единый демографический сценарий. Возрастные коэффициенты рождаемости в течение всего прогнозного периода задавались постоянными и соответствовали уровню 2009 г. (таким образом, суммарный коэффициент рождаемости был равен 1,5).19

Противники повышения пенсионного возраста часто ссылаются на то, что большая часть плательщиков взносов на пенсионное страхование не доживет до пенсионного возраста. Однако, прогнозируемое снижение смертности, даже при повышении пенсионного возраста к 2030 г. до 65 лет, позволит доживать до пенсии большей доле мужчин, чем сейчас, и примерно такой же доле женщин.

Повышение пенсионного возраста, по нашему мнению, - мера неизбежная. Считаем необходимым разъяснять гражданам страны необходимость такого чрезвычайно непопулярного способа решения проблем пенсионной системы. Данные изменения приняли все развитые страны, как ответ на возросшую нагрузку на трудоспособное население вследствие роста продолжительности жизни при снижении показателей рождаемости, поэтому и в нашей стране необходимо уточнить демографический прогноз и отслеживать соответствующие изменения.

В 2011 году в России действовали повышенные тарифы во внебюджетные фонды - 34%. Однако по инициативе президента России Дмитрия Медведева ставки страховых взносов с 2012 года были снижены до 30%, так как введенная с 2011 года ставка оказалась неподъемной для многих видов бизнеса, однако такое снижение ведет к уменьшению поступлений в Пенсионный фонд РФ, тогда как необходимо решать задачу достижения его финансовой устойчивости не за счет средств федерального бюджета, а других источников. По нашему мнению, следует не столько изменять тарифы страховых взносов, сколько работать с базой их формирования, прежде всего заработной платой работающих граждан за счет увеличения на основе экономического роста и вывода из «тени».

Накопительный компонент необходимо развивать, переводя в корпоративный или добровольный формат, либо оптимизировать сам размер страхового тарифа на накопительную часть. Есть и другое предложение: сделать накопительный компонент обязательным для граждан после достижения ими определенного, достаточно высокого уровня доходов.

Даже при относительно высоких темпах экономического роста с сохранением текущих параметров пенсионной системы не удастся достичь приемлемых показателей роста доходов пенсионеров. Однако более высокие темпы развития экономики позволят покрывать потребности пенсионной системы и обеспечивать высокий уровень роста доходов пенсионеров.

Завершающий этап реализации пенсионной реформы так еще и не начался. Новый порядок начисления пенсий предполагается ввести 1 января 2015 года. Глава думского Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев по итогам заседания Межфракционной группы по пенсионной реформе заявил, что обсуждается два варианта рассмотрения законов - 20 декабря 2013 года во втором чтении и 23 декабря 2013 года - в третьем, либо 23 декабря 2013 года во втором и третьем сразу20. Предлагается внести существенные поправки, а в частности это:

  1. Сохраняется перерасчет пенсии работающих пенсионеров, но при этом ограничивается 3 баллами в год;

  2. За четвертого ребенка будет установлен нестраховой период, оплачиваемый так же, как за третьего - в этом случае 96% матерей в полном объеме получат возмещение всех нестраховых периодов (в настоящее время законодательством при выходе в декрет предусмотрено начисление стажа за первого, второго и третьего ребенка);

  3. Отдельно законом о страховой пенсии будет установлена стоимость «переходного коэффициента», то есть балла, исходя из которого будет осуществлен перерасчет ранее накапливающихся прав. Кроме того, с 2015 года стоимость коэффициента будет устанавливаться федеральным законом, а не постановлением правительства;

  4. Индексация стоимости балла будет ориентироваться на уровень инфляции - предполагается проводить индексацию на основе доходов пенсионного фонда, но при этом не ниже уровня инфляции, чтобы избежать обесценивания баллов;

  5. Будет заменен термин "пенсия по старости" на "пенсию по возрасту", а термин трудовая, который выпал в связи с разделением пенсии на страховую и накопительную, будет восстановлен.

Однако вице-спикер Госдумы, президент ООО «Общество «Знание»» Людмила Швецова предложила отложить принятие пакета законопроектов о пенсионной реформе на первое полугодие 2014 года и использовать отложенное время для доработки документов и их широкого общественного обсуждения.21

Важнейший посыл на современном этапе – четко определиться с дальнейшими направлениями российской пенсионной реформы, в том числе, опираясь на международный опыт, а не постоянные изменения государством «правил игры» при проведении пенсионной реформы, которые подрывают доверие населения к ней.

Заключение

В процессе изучения мировой практики и опыта реформирования пенсионного обеспечения в Российской Федерации было доказано, что пенсионная система, основанная на принципах социального страхования в переходной экономике является более предпочтительной с точки зрения государства, так как освобождает его бюджет от расходов на выплату пенсий, создает у граждан стимулы к зарабатыванию пенсии, повышению производительности труда и, как следствие, к повышению реальной заработной платы, улучшению качества жизни. Это направление в сегодняшних условиях является магистральным в развитии социального обеспечения в целом.

Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве – где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем. Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров.

Реформирование пенсионной системы РФ достаточно длительный процесс, который сопровождается победами и неудачами государства в выбранной политике. Утвержденная правительством концепция реформы предусматривает сокращение накопительной части пенсии с 6 до 2% и рост страховых взносов для вредных производств. Автором предложений считается Министерство труда. Однако, предложения Минтруда уже неоднократно подвергались критике со стороны экспертов. За счет реформы правительство планирует снизить дефицит Пенсионного фонда России, который по итогам прошлого года составил почти триллион рублей. Стратегия развития пенсионной системы до 2030 года была утверждена правительством и представлена президенту 1 октября. В сентябре Владимир Путин критиковал министров за то, что пенсионная реформа не учтена в проекте бюджета на 2013 год. Основной финансовый документ поступил в Госдуму также 1 октября.

Президент России Владимир Путин поручил правительству внести необходимые законопроекты по пенсионной реформе в Государственную Думу до 15 декабря. До этого представленный администрации президента проект реформы должен пройти "широкое общественное и экспертное обсуждение". Президент поручил по итогам этого обсуждения внести необходимые коррективы в стратегию долгосрочного развития пенсионной системы РФ, что предоставит почву для наших дальнейших научных поисков.

Библиографический список

  1. Бюджетный кодекс РФ по сост. На 2012г. /комментарий Е.Ю. Сафаровой. –М. : ООО «Рид Групп», 2012.-336с.-(Законодательство России с комментариями к изменениям), Ст.146.

  2. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

  3. Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ (ред. от 27.07.10) "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

  4. Федеральный закон РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

  5. Афанасьев С.А. Расчет пенсии: первый этап - стартовый пенсионный капитал. - М.: МЦФЭР, 2002. - с. 13-15

  6. Афанасьев М.П., Беленчук А.А., Кривогов И.В., Бюджет и бюджетная система. -М: Юрайт,2010.-770с.

  7. Потапенко В.В., Широв А.А., Прогноз развития пенсионной системы России на период до 2030 г. [электронный ресурс].URL: http:// www.macroforecast.ru/doc/shirov_potapenko.doc. (дата обращении 14.09.2012).

  8. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды:Учеб.пособие/Под ред. В.В. Карчевского.-М.:Вузовский учебник,2010.-224с.

  9. Основные направления бюджетной политики на 2012-2014// Официальный сайт Министерства финансов//www.minfin.ru.

  10. Официальный сайт Рейтигового агентства «Эксперт Ра»//www.raexpert.ru.

  11. Официальный сайт Пенсионного фонда РФ//www.pfrf.ru

  12. Официальный сайт Министерства финансов//www.minfin.ru.

  13. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики//www.gks.ru.

  14. Официальный сайт Негосударственного Пенсионного фонда «Оборонно-промышленный фонд»

//www.npfopf.ru

15. ИТАР-ТАСС. Госдума может принять пакет законопроектов о пенсионной реформе 23 декабря.[электронный ресурс].URL: http:// itar-tass.com. (дата обращении 17.12.2013)

16. Общероссийский народный фронт. Людмила Швецова: Необходимо отложить принятие пакета законопроектов о пенсионной реформе на первое полугодие 2014 года. [электронный ресурс].URL: http://onf.ru. (дата обращении 17.12.2013)

17. Мониторинг центральных СМИ по пенсионной и социальной тематике. [электронный ресурс]. URL : http://pfrrt.ru/press_center/weekly/5185/ (дата обращении 14.09.2012).

18. Газета «Ведомости». [электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/2012/04/17. (дата обращении 14.09.2012).

19. Газета «Новые известия». [электронный ресурс]. URL: http://www.newizv.ru/society/2012-04-17/162361-40-let-bez-prava-otdyha.html. (дата обращении 14.09.2012).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Состав доходов Пенсионного Фонда22

Приложение 2

Основные характеристики составных частей новой пенсионной системы России23

Части пенсионной системы

Государственное пенсионное обеспечение

Обязательное пенсионное страхование

Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение

Пенсии военнослу-жащим и др.

Пенсии "черно-быльцам"

Социаль-ные пенсии

Трудовые пенсии

Профес-сиональ-ные пенсии

Накопи-тельные пенсии

Негосуда-рственные пенсии

Доплаты к пенсиям

Базовая часть

Страховая и накопите-льные части

Финансовая основа

Федеральный бюджет

Единый социаль-ный налог

Обязательные страховые взносы

Добро-

вольные взносы работода-телей и личные взносы

Средства бюджетов и организа-ций

Размеры пенсий

45-75% денежного содержания

Фиксированный размер

Пенсионный капитал /

ожидаемый период выплаты

На условиях договора

По решению собствен-ника средств

Формы управления

Государст-венное управление

Пенсионный фонд РФ

Негосударственные пенсионные фонды и иные страховщики

Управле-ние собствен-ником средств

Приложение 3

Сравнительная характеристика вариантов пенсионной реформы в России24

п/п

Направления

Разработчики

Минтруд

Минздавсоцразвития

Минфин

1.

Пенсионный возраст

нет планов повышать пенсионный возраст

Повысить к 2047 году и для мужчин, и для женщин до 65 лет.

стимулировать более поздний выход граждан на пенсию

2.

Трудовой стаж

увеличить трудовой стаж, необходимый для выхода на пенсию, до 45 лет у мужчин и 40 лет для женщин, а стаж, необходимый для выхода на пенсию в 60 лет — до 15 лет

ввести несколько категорий стажа

повысить минимальный необходимый для пенсии трудовой стаж с 5 до 10 лет

3.

Тарифы взносов в ПФР

увеличить тариф для работодателей с проблемными рабочими местами и для самозанятых

сделать действующую в 2012-2013 годах ставку страховых взносов в размере 22 % постоянной; сохранить ставку в 10 процентов для зарплат, получаемых сверх взносооблагаемого заработка

повысить страховые взносы для вредных производств, работники которых имеют право на досрочную пенсию; установить тарифы для самозанятого населения

4.

Накопительный компонент

Отменить полностью или частично (на две трети) персональные пенсионные накопления

сформировать трехуровневую систему пенсионных накоплений: обязательную государственную (за счет отчислений страховых взносов), корпоративную (должна формироваться работодателем) и добровольную (личные накопления граждан) накопительную.

сделать обязательным для граждан после достижения ими определенного, достаточно высокого уровня доходов;

сохранить накопительную часть пенсии в привычном виде

5.

Добровольные корпоративные пенсионные программы

развивать добровольные корпоративные пенсионные программы

развивать корпоративные пенсионные программы вместо системы обязательных накоплений

развивать добровольные корпоративные пенсионные программы

6.

Досрочные пенсии

сократить число получателей досрочных пенсий

установить дополнительный тариф по перечню вредных и опасных производств

отменить ряд льгот по пенсиям

1 Составлено автором. Источник: Официальный сайт Пенсионного фонда РФ // www.pfrf.ru.

2 Составлено автором. Источник: Официальный сайт Министерства финансов//www.minfin.ru.

3 Информация о размере страхового тарифа взноса на обязательное пенсионное страхование//Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики//www.gks.ru.

4 Составлено автором. Источник: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики//www.gks.ru.

5 Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ (ред. от 27.07.10) "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

6 Основные направления бюджетной политики на 2012-2014// Официальный сайт Министерства финансов//www.minfin.ru.

7 Информация о программе государственного софинансирования пенсии// Официальный сайт ПФРФ// www.pfrf.ru.

8 Газета «Новые известия». [электронный ресурс]. URL: http://www.newizv.ru/society/2012-04-17/162361-40-let-bez-prava-otdyha.html. (дата обращении 14.09.2012).

9 Составлено автором по материалам официального сайта Федеральной службы государственной статистики // www.gks.ru, официального сайта Министерства финансов РФ // www.minfin.ru.

10 Составлено автором по материалам официального сайта Федеральной службы государственной статистики // www.gks.ru, официального сайта Министерства финансов РФ // www.minfin.ru.

11 Официальный сайт Негосударственного Пенсионного фонда «Оборонно-промышленный фонд» // www.npfopf.ru

12 Официальный сайт Пенсионного фонда РФ // www.pfrf.ru

13 Составлено автором по материалам официального сайта Федеральной службы государственной статистики // www.gks.ru

14 Составлено автором. Источник: Официальный сайт Министерства финансов РФ//www.minfin.ru

15 Официальный сайт Рейтигового агентства «Эксперт Ра»//www.raexpert.ru.

16Мониторинг центральных СМИ по пенсионной и социальной тематике. [электронный ресурс]. URL : http://pfrrt.ru/press_center/weekly/5185/ (дата обращении 14.09.2012).

17,32Мониторинг центральных СМИ по пенсионной и социальной тематике. [электронный ресурс]. URL : http://pfrrt.ru/press_center/weekly/5185/ (дата обращении 14.09.2012).

18 Мониторинг центральных СМИ по пенсионной и социальной тематике. [электронный ресурс]. URL : http://pfrrt.ru/press_center/weekly/5185/ (дата обращении 14.09.2012).

19 Потапенко В.В., Широв А.А., Прогноз развития пенсионной системы России на период до 2030 г. [электронный ресурс].URL: http:// www.macroforecast.ru/doc/shirov_potapenko.doc. (дата обращении 14.09.2012).

20 ИТАР-ТАСС. Госдума может принять пакет законопроектов о пенсионной реформе 23 декабря.[электронный ресурс].URL: http:// itar-tass.com. (дата обращении 17.12.2013)

21 Общероссийский народный фронт. Людмила Швецова: Необходимо отложить принятие пакета законопроектов о пенсионной реформе на первое полугодие 2014 года. [электронный ресурс].URL: http://onf.ru. (дата обращении 17.12.2013)

22 Составлено автором. Источник: Бюджетный кодекс РФ по сост. На 2012г. /комментарий Е.Ю. Сафаровой. –М. : ООО «Рид Групп», 2012.-336с.-(Законодательство России с комментариями к изменениям), Ст.146.

23 Афанасьев С.А. Расчет пенсии: первый этап - стартовый пенсионный капитал. - М.: МЦФЭР, 2002. - с.13-15.

24 Составлено автором по материалам мониторинга центральных СМИ по пенсионной и социальной тематике. [Электронный ресурс]. URL : http://pfrrt.ru/press_center/weekly/5185/

 

Просмотров работы: 14058