СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ШВЕЦИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ШВЕЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Чтобы быть социальным работником, недостаточно иметь доброе сердце. Социальные работники должны не только «понимать жизнь», здраво ее, осмысливая, но и обладать особыми профессиональными знаниями и опытом. На сегодняшний день социальной работе обучают в основном в высших учебных заведениях. Курс обучения включает теорию и практику социальной работы, а так же социологию, психологию, социальную политику, экономику, методологию исследования.

В разных странах существуют различные модели профессиональной подготовки социальных работников. Остановимся подробнее на опыте Швеции. Шведская модель социальной работы является самой эффективной. Она признана во многих странах мира. Обучение в области социальной работы началось в середине XIX века. Впервые подготовка социальных работников была начата в 1920 г. в Стокгольме. В 1943–1944 гг. при Гетеборгском университете был создан институт подготовки социальных работников. Третье учебное заведение было открыто в 1969 году в г.Лунде, на базе университета была создана кафедра по подготовке социальных работников. Четвертое учебное заведение по подготовке социальных работников было открыто в 1960-е годы в г. Умео. Всего в Швеции действует 6 учебных заведений и несколько кафедр, занимающихся подготовкой социальных работников [1, 214]. С конца прошлого века, в подготовке социальных работников принимает участие Лютеранская церковь. Уже с начала 1930-х годов подготовленные на базе церквей слушатели фактически признаются как социальные работники.

Все учебные заведения изначально создавались по инициативе местных властей, затем они присоединялись к университетам и действовали под их руководством. Для того чтобы получить базовую подготовку социального работника, необходимо пройти обучение в течение 3,5 лет. После необходимо заняться практической деятельностью, которая длится от 4-х до 10 лет.

Возрастных рамок для обучения в данных учебных заведениях не ставят. В Швеции достаточно большое количество «великовозрастных» студентов проходят обучение в университетах. То есть это те люди, которые уже имеют получили профессиональное образование, но решили освоить другую в качестве основной или же, как дополнение к своей первой профессии. Для того, чтобы поступить в университет нужно пройти достаточно жесткий отбор, который проводится с учетом личных качеств абитуриента. Студенты проводят половину учебного времени на занятиях в аудиториях, а остальное — в организациях, где работают под руководством квалифицированных социальных работников, обучаясь работе с клиентами на практике. Учеба продолжается, как правило, два года. Диплом социального работника выдается по совместному решению преподавателей и руководителей практики [2].

Рассмотрим подготовку социальных работников на примере Гетеборгского университета. На первом году обучения преподаются общественные науки по шести учебным курсам. Учащиеся расширяют и углубляют свое понимание сути и значимости, взаимосвязи и взаимодействия таких социальных систем, как индивид – общество, определяют свою гражданскую позицию. Одним из ведущих предметов, преподаваемых в рамках общественных наук, является психология. Следующий блок занятий связан с изучением структуры общества, особенностями экономики, социальной политики, социологии. После чего начинается изучение юридических аспектов социальной работы, политической системы государства, системы функционирования муниципалитетов. Особое место занимает подготовка к решению проблем теории и методов социальной работы. Уже после первого года обучения студенты проходят учебную практику. Важно то, что ею руководит профессионал – социальный работник, который уже получил образование и подготовку по данной профессии. После экзаменационной проверки результатов практики преподаватель дает свою оценку, и если она положительная, то студент допускается для продолжения дальнейшего обучения.

Второй год обучения проходит в течение 4-го и 5-го семестров. На данном этапе обучения изучается непосредственно сама социальная работа, как вид профессиональной деятельности. Так же на втором году обучения происходит разделение на отдельные курсы. Причем студенты изучают углубленно социально-психологические аспекты овладения профессией и проблемы семьи. В целом учебно-воспитательную работу на данном этапе можно объединить в двуединую группу вопросов. Первая группа касается социально-психологических сторон работы с индивидами, семьей, детьми, составляющими группу риска и социальной группой. Второй аспект подготовки будущих социальных работников основывается на структурных проблемах, т. е. связанных непосредственно с трудной жизненной ситуацией клиентов: жилищные проблемы, социальные связи и отношения, общественная деятельность, а так же общество в целом. Весь процесс обучения продолжается с неотрывным изучением теории социальной работы, преподаются такие предметы, как психология, социология и семейное право. Используются различные формы практической реализации приобретаемых теоретических знаний, например, в форме различных ролевых игр и упражнений. Студенты выступают поочередно и в роли клиента, и в роли социального работника. Проигрываются наиболее возможные ситуации их взаимодействия. Так же в процессе обучения широко используются технические средства [3].

В течение 4-го семестра продолжается обучение по юридическим дисциплинам. Это вопросы, связанные с управлением, различными правовыми аспектами деятельности социального работника. Приобретаются навыки научного исследования. Они принимают форму статистических отчетов, способных приносить пользу не только с учебной точки зрения. В рамках второго года обучения особое внимание обращается на деятельность социального работника по месту жительства и в жилых районах. Поэтому основательно изучается как правовая сторона этой деятельности, так и практические формы ее реализации, то есть каким образом социальный работник далее будет работать в условиях проживания своих клиентов.

Профессиональная подготовка социальных работников направлена на комплексную подготовку будущих профессионалов к практической социальной работе. Служба социальной работы в Швеции формировалась с начала текущего столетия. В настоящее время она очень многогранна. Условно можно выделить три основные группы социальных работников. Первую составляют те, кто занимается уходом за больными людьми и инвалидами и работает в основном в медицинских заведениях. Вторая группа представлена социальными педагогами. И третья группа включает собственно социальных работников (патронаж) – это наиболее эффективно действующая, разветвленная многочисленная группа социальных работников. В Швеции, население которой составляет примерно 8 млн. человек, насчитывается около 20 тыс. профессионально подготовленных специалистов – социальных работников [4]. Социальная работа в современной Швеции проводится на различных уровнях: индивидуально, в семье и общине.

Социальная работа в общине. Задача социального работника состоит в том, чтобы помочь людям объединиться, организоваться на решение злободневных проблем. Это могут быть и пенсионеры и матери-одиночки и молодежь со своими проблемами. Социальные работники исходят из того, что не всегда личность может решить свои проблемы в одиночку, кроме того, всегда есть люди, у которых такие же проблемы.

В Швеции существуют очень хорошие традиции сотрудничества. Народные движения, различного рода общественные организации, общества «Трезвость», спортивные союзы, профсоюзы – очень много внимания уделяют решению именно социальных вопросов. Сотрудничество с этими организациями является весьма важным для социальных работников.

Социальная работа в Швеции налажена давно, однако только с конца 70-х годов она была поставлена на профессиональную основу и научно обеспечена теоретическими разработками. Именно в 70-е годы начали осуществляться различные проекты, которые в первую очередь касались трущобных районов.

В соответствии с законом, принятым в 1982 г., коммуны сами регулируют вопросы жилищной застройки в том, что касается организации общественного сервиса. В законе указывается, что функции социальных служб являются одними из важнейших при решении вопросов такого планирования.

В стране действует целая сеть кризисных центров. Например, кризисные центры для мужчин, женские кризисные центры, молодежные центры преодоления кризиса.

Цель работы кризисных центров для мужчин – помочь мужчине найти выход из круга семейных неурядиц, вызывающих насилие и травмирующих всех участников и свидетелей. В таких центрах трудятся специалисты по социальной работе, психологи, социологи. Подобные подразделения есть не только в городах и населенных пунктах, но и при тюрьмах, где они, естественно, имеют свою специфику.

Специалисты центров исходят из того, что мужчина в состоянии тактично общаться с женщиной, с людьми вообще, но ему требуется время, чтобы выйти из кризисной ситуации, которая, как правило, неоднородна (семья, местожительства, работа, состояние здоровья, алкоголь, отношение с окружающими).

Женские кризисные центры решают не менее серьезные и жизненно важные проблемы. Здесь, круглосуточно действует телефон доверия. Так же обращает на себя внимание изолированность, полузасекреченное существование центра, отсутствие свободного доступа в его помещение. Это непременное условие, так как женщина (одна или с детьми) должна чувствовать себя в безопасности. Находясь в центре, женщина так же может продолжать работать. Организовать быт ей помогут сотрудники и пациенты. Консультативный вид деятельности женского кризисного центра и дневная форма организации его работы так же присутствуют. Обратившиеся за помощью не только получают квалифицированную помощь, но и могут какое-то время (день или несколько дней) побыть здесь, отдохнуть, выйти из состояния стресса, проанализировать сложившуюся ситуацию, что позволит преодолеть или уменьшить напряженность в отношениях, повысить свой жизненный потенциал, нормализовать социальные связи.

В молодежные центры преодоления кризиса (или «молодежные дома») помещают по направлению судов правонарушителей в возрасте от 16 до 21 года. Вокруг этих учреждений отсутствует не только колючая, но и вообще всякие ограждения. Более того, в дни своего рождения воспитанники могут посещать своих родных и близких, друзей, передвигаться по городу без сопровождения. Обстановка молодежных центров достаточно необычна. Каждый воспитанник имеет отдельную комнату, которая не похожа на камеру исправительного учреждения. В центре есть музыкальные инструменты, телевизоры и магнитофоны, хорошо оборудованный спортивный зал, медицинский пункт, библиотеки, учебные классы. За серьезные проступки правонарушителей помещают в камеру с ограниченными бытовыми удобствами и возможностями передвижения. Решение о применении такой меры наказания принимается на совете центра по представлению руководителей отделений. Однако неотвратимость наказания – не главное в работе сотрудников центра. Они стремятся установить с воспитанниками доверительные отношения, создать условия для переосмысления жизни, привить трудовые навыки, познакомить с правилами общения в сфере быта, культуры, интимных отношений.

Особо важную задачу призваны решать приюты для подростков, ушедших из семьи, находящихся «в бегах». Здесь не спешат возвращать их в семью или родственникам, поставить на учет в полицию. Работники приюта применяют к своим подопечным индивидуальный подход, опираясь на позитивные личностные качества, пытаются разобраться в характере подростка, мотивах его ухода из семьи, стремятся увидеть в нем не трудновоспитуемого, а полноправного партнера при решении его проблем. Главная цель – направить усилия подростка на осмысление сложившейся ситуации и действий по выходу из нее, создать ему полноценные условия жизни, что послужит объективной предпосылкой преодоления кризиса.

Примером комплекса учреждений, объединенных в единую службу, являются шведскиенаркотические службы. Они занимаются лицами, которые злоупотребляют алкоголем, а также их семьями. Кроме того, меры социальной поддержки и медицинской помощи предусматриваются для лечения и реабилитации наркоманов и тех, кто злоупотребляет лекарственными средствами.

Таким образом, можно сказать, что подготовка социальных работников в Швеции носит функциональных характер. Здесь мы наблюдаем ориентацию не только на теоретический характер преподавания, а так же большое внимание и значения уделяется практики подготовки будущих социальных работников. Хорошо развита сеть социальной работы. Люди с образованием социальных работников работают на различных уровнях. А именно, в комуннах (community) – административно-территориальная единица, в аппарате областного руководства, медицинских учреждениях, в исправительно-трудовых заведениях, в бюро по поиску рабочих мест, в школах и заведениях, занимающихся подготовкой социальных работников; в специальных учреждениях в качестве специалистов по планированию семьи, социальные работники с высшим образованием по этой специальности широко представлены в шведской парламенте. На мой взгляд, социальное образование и социальная работа в Швеции находятся на высоком уровне организации. Данный опыт является хорошим примером для совершенствования социальной работы в нашей стране.

Литература:

  1. Мустафаева С.А. Основы социальной педагогики: учебно-методическое пособие [Текст] / С.А.Мустафаева. – М., 2002.

  2. Портал «Изба-читальня» [Электронный ресурс]. – URL:http://uchebnikfree.com/page/valeologiya/ist/ist-8--idz-ax240--nf-89.html

  3. Социальная работа в Швеции [Электронный ресурс]. – URL: http://nashaucheba.ru/v48792/%D0%BC%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D1%84.%D0%B0._%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B8?page=17

  4. Murzim «База знаний» [Электронный ресурс]. – URL:http://murzim.ru/nauka/pedagogika/istorija-pedagogiki-i-obrazovanija/26950-socialnaya-pedagogika-i-socialnaya-rabota-za-rubezhom.html

Просмотров работы: 4270