1. Описание проекта
1.1. Обоснования необходимости проекта
Важнейший показатель благополучия общества и государства – состояние здоровья подрастающего поколения. Крепкое здоровье способствует успешности занятий любым видом деятельности, а так же, гармоничному развитию личности.
Общество не может иметь высокое развитие морально-нравственных качеств, растратив ресурс здоровья в юности, или, даже в детстве.
Граждане, систематически занимающиеся физической культурой и спортом, составляют менее одной пятой части взрослого населения РФ, что в 1,5-2 раза меньше среднеевропейских показателей. Между тем, по мнению ученых, образ жизни на 50-55 % определяет здоровье человека.
У большинства жителей России отсутствует ответственность за поддержание собственного здоровья, не сформирована мотивация к здоровому образу жизни. Из года в год увеличивается количество детей, подростков пристрастившихся к никотину, алкоголю, наркотикам (приложение 1). Нужно отметить, что ведение нездорового образа жизни подрастающим поколением постепенно сдвигается к все более раннему возрасту, когда личность ребенка еще не сформирована, неустойчива, очень чувствительна к влиянию внешних факторов. Как правило, пристрастие к вредным привычкам является продуктом патологического развития личности в результате дефицита правильного воспитания в семье, серьезных нарушений процесса социализации, или, возможно, генетических отклонений и неблагоприятных условий среды жизнедеятельности.
Как известно, для большинства молодёжи здоровье и здоровый образ жизни не являются ценностью. Они не всегда понимают, что для достижения поставленных целей необходимо быть здоровым. Запасы здоровья каждого не безграничны. В связи с этим, перед обществом встала проблема воспитания гармонично развитой личности, стремящейся к здоровому образу жизни начиная с младшего школьного возраста. Для этого необходимо учитывать потребности и ценности, актуальные для разных возрастов, а здоровье и здоровый образ жизни рассматривать как непременный залог успешного достижения жизненных целей.
В результате, возникла идея об организации практической добровольческой деятельности, целью которой является формирование студентами колледжа у младших школьников интереса к ведению здорового образа жизни, привитие им навыков ответственного поведения за сою жизнь и здоровье. Воспитание здорового поколения, а так же, развитию у студентов коммуникативных навыков и организаторских способностей.
1.2. Цель и задачи проекта
Цель проекта:Пропаганда ЗОЖ в целях формирования гармонично развитой личности, осознающей ответственность за своё здоровье, среди учащихся 3 «Б» класса МБОУ «СОШ №64» Железнодорожного района г.Барнаула и студентов КГБОУ СПО «Барнаульский торгово-экономический колледж» в течение 2013/2014 уч.года.
Задачи проекта
- вовлечь в реализацию проекта студентов КГБОУ СПО «Барнаульский торгово-экономический колледж» и младших школьников;
- пробудить интерес к ведению здорового образа жизни;
- сформировать навыки ответственного отношения к своему здоровью;
- развивать практическую добровольческую деятельность в современных условиях.
1.3. Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели.
Для достижения поставленной цели необходимо использовать просветительское и профилактическое направление, применяя технологии личностно-ориентированного подхода и метод обучения «равный-равному». Преимущества выбранного метода состоят в том, что с его помощью будет отсутствовать барьер между студентами и учениками, что делает обучение неформальным. «Равный-равному» позволит ученикам и студентам лучше понимать потребности и мотивацию друг друга, даст возможность задавать «нескромные» вопросы и выяснять тонкие подробности, а значит, глубоко интегрировать знания или навыки в личность ученика, сделать их очень практичными. Позволит передавать личный опыт, не формализованный в виде курса обучения, а «от себя». Кроме того, мотивация студентов может передаваться ученикам, энтузиазм, с которым студенты делятся опытом, делает знания эмоциональными и запоминающимися. Для этого необходимо: 1. Вовлечь в реализацию проекта студентов КГБОУ СПО «Барнаульский торгово-экономический колледж» и младших школьников Необхдимо разработать информационные буклеты о добровольческой деятельности, на кураторских часах рассказать о добровольчестве и пропаганде ЗОЖ, провести опрос и выявить студентов, желающих реализовывать проект. Затем, сформировать команду и информировать школьников о предстоящей работе, представить план и рассказать о его реализации, провести опрос среди школьников, выявляющий их отношение к проекту.
2. Пробудить интерес к ведению здорового образа жизни, посредством повышения компетентности в области здоровьесбережения. Привлечь к реализации проекта родителей школьников и классного руководителя через организацию внеурочной деятельности (конкурсы, дни здоровья). Проводить совместных с БТЭК выставок творческих работ, акций за здоровый образ жизни, круглых столов по актуальным проблемам формирования ЗОЖ.
3. Сформировать навыки ответственного отношения к своему здоровью, используя формы и методы превентивного обучения: группа, положительная психологическая атмосфера, кооперативное обучение, игры (в т.ч. ролевые), дискуссии, упражнения-энергизаторы, «мозговые штурмы», обратная связь, рефлексия и др.
4. Развивать практическую добровольческую деятельность в современных условиях, что повысит заинтересованность студентов в обучении. Позволит им реализовать творческий потенциал. Будут созданы условия для личностного роста и гармоничного развития личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни. Формирование жизненной стратегии, ориентированной на успех. Широкие возможности для самореализации.
Итак, привлекая младших школьников и студентов к ЗОЖ как к важному показателю развития общества и государства осуществляется формирование гармонично развитой личности, осознающей ответственность за своё здоровье. Для реализации проекта необходимы ресурсы: свободное помещение в образовательном учреждении для проведения различного рода мероприятий, канцелярские товары, по необходимости, призы для мероприятий и продукты. Важно отметить, что учреждение имеет необходимую технику для работы с применением ИКТ: компьютер, интерактивную доску, принтер/копир, цифровой фотоаппарат.
Ограничения и рискипри реализации проекта:
ID Риска |
Описание риска |
Ранг Высокий Средний Низкий |
Мера/Меры реагирования на угрозы проекта Уклонение Передача Снижение Принятие |
Ответственный |
Статус риска Открыт Закрыт |
|||||||||
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
|||||
1 |
Риск отсутствия финансирования для реализации проекта |
Высокий |
Снижение: Убеждение в нужности и значимости проекта. |
Кукса Т.П. |
Открыт |
Открыт |
Открыт |
Закрыт |
Закрыт |
Закрыт |
Закрыт |
Закрыт |
Закрыт |
Закрыт |
2. |
Риск отсутствия замотивированных студентов |
Средний |
Снижение: реализация проекта с уже замотивированными студентами |
Заневская А., Бажина Д., Некрасов Я. |
Закрыт |
Открыт |
Открыт |
Открыт |
Закрыт |
Закрыт |
Закрыт |
Закрыт |
Закрыт |
Закрыт |
3. |
Риск незаинтересованности администрации МБОУ «СОШ №64» в реализации проекта на базе учеников 3 «Б» класса |
Низкий |
Снижение: Знакомство администрации школы со статистическими данными и ожидаемыми результатами при реализации проекта. |
Кукса Т.П. |
Открыт |
Открыт |
Закрыт |
Закрыт |
Закрыт |
Закрыт |
Закрыт |
Закрыт |
Закрыт |
Закрыт |
.1.4. География проекта
В реализации проекта задействованы следующие муниципальные образования Алтайского края:
1. КГБОУ «Барнаульский торгово-экономический колледж».
2. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 64» Железнодорожного района, г. Барнаула.
2. Рабочий план реализации проекта
2.1. Сведения об основных исполнителях проекта
1. Кукса Татьяна Петровна. Куратор проекта. Педагог-психолог КГБОУ СПО «Барнаульский торгово-экономический колледж».
2. Заневская Алиса Васильевна. Менеджер проекта, разработчик программ, студентка I курса КГБОУ СПО «Барнаульский торгово-экономический колледж», специальность 031601 «Реклама».
3. Бажина Дарья Андреевна. Информационная поддержка проекта, студентка I курса КГБОУ СПО «Барнаульский торгово-экономический колледж», специальность 031601 «Реклама».
4. Некрасов Ярослав Владимирович разработчик программ, студент I курса КГБО СПО «Барнаульский торгово-экономический колледж», специальность 100401 «Туризм».
2.2. План-график реализации проекта
№ |
Наименование этапа проекта |
Дата |
Основное содержание этапа |
Ответственный |
1. |
Подготовительный |
Август |
Анализ литературы: 1. по вопросам ведения ЗОЖ. 2. об особенностях организации практической добровольческой деятельности |
Бажина Д., Заневская А., Некрасов Я. |
Август -сентябрь |
Создание информационного банка методических и дидактических материалов для проведения групповых занятий с элементами треннинга |
Бажина Д., Заневская А., Некрасов Я. |
||
Сентябрь |
Анализ созданного информационного банка в соответствии с психическими и возрастными особенностями детей |
Кукса Т.П. |
||
Сентябрь |
Привлечение студентов из групп нового набора к реализации проекта |
Бажина Д., Заневская А., Некрасов Я., Кукса Т.П. |
||
2. |
Планирование работы |
Сентябрь |
Составить и согласовать план совместных действий по реализации проекти совместно с классным руководителем, учащимися школы, студентами круглый стол «Наши планы». |
Бажина Д., Заневская А., Некрасов Я., Кукса Т.П., Дубовицкая И.А., учащиеся школы. |
3. |
Реализация проекта |
Сентябрь |
Пре-анкетирование участников проекта. |
Заневская А. |
Сентябрь |
Проведение группового занятия с элементами треннинга «Связанные одной целью». |
Бажина Д., Заневская А., Некрасов Я. |
||
Октябрь |
Проведение группового занятия с элементами треннинга «Общение и я». |
Бажина Д., Заневская А., Некрасов Я. |
||
Ноябрь |
Проведение группового занятия с элементами треннинга «Ценности жизни». |
Бажина Д., Заневская А., Некрасов Я. |
||
Ноябрь |
Участие учащихся школы в выставке творческих работ, проводимой в БТЭК «Здоровый образ жизни – выбираю» |
Дубовицкая И.А. Кукса Т.П. |
||
Декабрь |
Проведение группового занятия с элементами треннинга «Эмоции в жизни человека» |
Бажина Д., Заневская А., Некрасов Я. |
||
Декабрь |
Подведение итогов работы за I полугодие, подготовка видеоролика для родителей «Наши достижения» |
Бажина Д., Заневская А., Некрасов Я., Кукса Т.П. |
||
Январь |
Проведение группового занятия с элементами треннинга «Как разрешать конфликты» |
Бажина Д., Заневская А., Некрасов Я. |
||
Январь |
Проведение конкурса поделок «Здоровье школьников – будущее России» |
Дубовицкая И.А., Кукса Т.П. |
||
Февраль |
Проведение группового занятия с элементами треннинга «Как научиться сопротивляться давлению» |
Бажина Д., Заневская А., Некрасов Я. |
||
Февраль |
Проведение конкурса видеопрезентаций «Новое поколение выбирает ЗОЖ» |
Дубовицкая И.А., Кукса Т.П. |
||
Март |
Проведение круглого стола (совместно с родителями) «Один раз безопасно. Так ли это? (вся правда об алкоголе и табаке)» |
Бажина Д., Заневская А., Некрасов Я., Кукса Т.П., Дубовицкая И.А. |
||
Апрель |
Проведение дня Здоровья (совместно с родителями) «Моё будущее: успех и ЗОЖ» |
Бажина Д., Заневская А., Некрасов Я., Кукса Т.П., Дубовицкая И.А. |
||
4 |
Контрольно-диагностический |
Май |
Пост-анкетирование участников проекта. Выявление динамики развития. |
Заневская А., Кукса Т.П. |
Май |
Подведение итогов работы при реализации проекта, подготовка видеоролика для родителей «Мы и ЗОЖ». |
Бажина Д., Заневская А., Некрасов Я., Кукса Т.П., Дубовицкая И.А. |
2.3. Бюджет проекта
Наименование статьи затрат
Стоимость,
руб.
Кол-во,
мес. (шт.)
Всего,
руб.
Имеется
у партнера
руб.
Имеется
у заявителя
руб.
Требуется,
руб.
Примечания1 |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4=2х3 |
5 |
6 |
7=4 -(5+6) |
|
Канцелярские товары |
5,98р. |
8 шт. |
47.84 р. |
0 |
0 |
47.84 р. |
1. Бедж «Sakura/Sterling (90x57мм)» |
180 р. |
3 упаковки |
540 р. |
0 |
0 |
540 р. |
2.Бумага листовая для офисной техники «HP Office» | |
8,91 р. |
10 шт |
89,10 р. |
0 |
0 |
89,10р |
3.Ручка шариковая «Attache Style (черный ст., прорезиненный корпус)» | |
177,45 р. |
2 пачки |
354, 90 р. |
0 |
0 |
354,90 р. |
4.Цветные карандаши 24цв, 3гр, L=175мм, D=6.9мм, d=2.9мм Kores «Эконом» | |
Итого |
1031,84 р. |
||||||
Продукты |
275, 72р. |
2кг |
551, 44 р. |
0 |
0 |
551,44 р. |
1.Конфеты «Батончик» |
157,24 р. |
2 кг |
314,48 р. |
0 |
0 |
314,48 р. |
2.Печенье «Крекер Янтарный с сыром» | |
57,77 р. |
2 упаковки |
115, 54 р. |
0 |
0 |
115,54 р. |
3.Чай «Greenfield Summer Bouquetфруктовый, 25 пакетиков» | |
13 р. |
30 бутылок по 0,5 л. |
390 р. |
0 |
0 |
390 р. |
4.Минеральная вода «Карачинская» |
|
Итого |
1371, 46 р. |
||||||
Прочие расходы |
1.Одноразовая посуда |
||||||
50,40 р |
3 упаковки |
151,20 р. |
0 |
0 |
151,20 р. |
Стакан«Эконом» для хол/гор, 0,2л. (прозр, ПП, 100шт./уп.) |
|
84,94 р. |
1 упаковка |
84,94 р. |
0 |
0 |
84,94 р. |
Тарелка одноразовая (d=205мм, белая, 50шт/уп,24уп/кор) | |
40 р. |
50шт |
2000 р. |
0 |
0 |
2000 р. |
2.Призы для мероприятий (магниты, платочки и т.д.) |
|
Итого |
2236,14 р. |
||||||
Итого за 9 месяцев |
4639,44 р. |
В среднем, на проведение мероприятий, в месяц требуется 515, 50 рублей (на одну встречу – 290 рублей).
3. Механизм оценки результатов
Исходя из цели проекта - пропаганда ЗОЖ в целях формирования гармонично развитой личности, осознающей ответственность за своё здоровье среди учащихся 3 «Б» класса МБОУ «СОШ №64» Железнодорожного района г.Барнаула и студентов КГБОУ СПО «Барнаульский торгово-экономический колледж» в течение 2013/2014 уч.года – целесообразно оценить эффективность проекта по следующим параметрам:
1. Повышение внимания школьников и студентов к тематике здорового образа жизни. Повышение культуры здоровья, восприятие здоровья как осознанной ценности,
2. Тиражирование успешного опыта посредством выпуска видеороликов, презентаций и представление их на родительских собраниях.
3. Построение системы сотрудничества и преемственности «Здоровый ССУЗ – здоровая школа».
Достижения поставленных задач и намеченных результатов в ходе выполнения проекта и по его окончании будет оцениваться следующим образом:
1. Повышение числа заинтересованных студентов, занимающихся добровольческой деятельностью.
2. Проведение пре- анкетирования, пост-анкетирования, позволяющее отслеживать динамику развития школьников. Процедура будет проходить в несколько этапов: -Составление анкеты для обследования – Бажина Д.
- Проведение обследования школьников – Заневская А.
- Обработка результатов анкетирования – Кукса Т.П., Некрасов Я.
- Информирование участников о результатах, подведение итогов – Заневская А., Некрасов Я., Бажина Д. (примерные вопросы для участников проекта указаны в приложении 2).
Критерием оценки эффективности проекта будет достижение участниками более высокого уровня развития личности, осознающей ответственность за своё здоровье (положительная динамика при проведении пост-анкетирования). Анализ статистических данных: заинтересованность детей, родителей и студентов в мероприятиях проекта, их участие. Отзывы участников проекта.
4. Конкретные ожидаемые результаты и эффект проекта в долгосрочной перспективе
Ожидаемые результаты от реализации проекта:
Сформировать студентами БТЭК у учащихся и их семей устойчивый интерес к своему здоровью, вовлечь их к ведению ЗОЖ, что отразится на стиле дальнейшей жизни участников проекта (не менее 70% учащихся).
Сформировать у участников проектаздоровьесберегающую компетенцию. Учащиеся получат знания о понятии «здоровый образ жизни», о психологии отношений в коллективе, о влиянии вредных привычек на развитие растущего организма. Научатся продумывать все «за» и «против» перед тем, как сделать выбор, различать свои чувства (волнение, гнев, страх, горе, радость и т.д.), и конструктивно их выражать (не менее 95% учащихся).
Профессиональный и личностный рост студентов, занимающихся добровольческой деятельностью (расширение кругозора в области пропаганды здорового образа жизни, организация совместной деятельности на основе сотрудничества с учениками и взрослыми через совместные формы работы, развитие творческих способностей и коммуникативных навыков, позитивное изменение самооценки и ценностных ориентаций, пропаганда ценностей здорового образа жизни).
Подготовить специалистов, востребованных на рынке труда, готовых достойно выполнять свои профессиональные функции. Не менее 90% студентов, реализующих проект.
Создать в социальной сети «В контакте» группу «Ступеньки к ЗОЖ» с целью распространения полученного опыта при помощи созданных видеороликов, видеопрезентаций, фотографий (Приложение 3), а так же, оказания помощи (в виде памяток, накопленного материала, советов) людям, готовым работать над вышезаявленной проблеме.
Приложение 1
Статистические данные о россиянах, имеющих никотиновую зависимость.
Возраст |
Юноши (мужчины) |
Девушки (женщины) |
15-19 лет |
40% |
7% |
Студенты |
75% |
64% |
Более 23 лет |
65% |
30% |
Статистические данные о подростках, употребляющих алкоголь.
Возраст |
Процентное соотношение употребляющих алкоголь |
До 11 лет |
38-42% (мальчики), 25% - девочки |
До 14 лет |
63% |
17 лет |
90% |
2% подростков до 14 лет ежедневно употребляют алкоголь, до 40% школьников употребляют алкоголь один раз в месяц, до 20% - ежедневно. Из общего числа россиян, употребляющих алкоголь, 96,2% приобщились в возрасте до 15 лет, а 33% - до 10 лет.
Статистические данные о подростках, употребляющих наркитики и имеющих наркотическую зависимость.
Возраст |
Юноши |
Девушки |
14-18 лет (хотя бы 1 раз) |
88% |
93% |
12-17 лет (регулярно употребляющие наркотики) |
45% |
18% |
По данным портала статистических данных Статистика.ru.
Приложение 2
Примерные вопросы для анкетирования участников проекта.
1.Пол: Муж, Жен
2.Возраст________
3. Какие полезные для здоровья занятия ты знаешь?
4. Перечисли твои жизненные ценности.
5. Является ли здоровье и здоровый образ жизни одной из важных ценностей в жизни человека?
6. Какие техники общения ты знаешь?
7. Некоторые люди думают, что алкоголь безопасен. Ты с этим согласен?
8. Реклама табака и алкоголя советует людям покупать их. О чём она умалчивает?
9. Что ты скажешь человеку, предлагающему тебе попробовать пиво или покурить?
10. Хотели бы вы, чтобы ваши дети пили, курили?
Да
Нет
Не знаю
11. Хотели бы Вы, чтобы ваш муж, жена курили, пили?
Да
Нет
Не знаю
12. Как вы думаете, Человек отвечает за то, как он проживёт жизнь?
Да
Нет
Не знаю
13. Как вы считаете, нужно ли больше заниматься укреплением своего здоровья и почему?
14. Ваши предложения по работе в теме профилактики и формирования ЗОЖ.