ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Величко А.А. 1, Арзуманьян К.Л. 1
1Северо-Кавказский Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире каждый человек в процессе социальной и профессиональной деятельности сталкивается с огромным количеством различных по внутреннему содержанию и масштабности противоречий. Противоречия могут проявляться как в межгосударственном масштабе, так и на уровне интересов различных сообществ людей с полярными взглядами, убеждениями, представлениями и верованиями (Коржуев 2003: 45). Поэтому одной из ведущих образовательных задач является воспитание толерантности.

Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. В условиях формирования новых социально-экономических отношений особое значение приобретает проблема научно-обоснованной адаптации системы образования к ним. Система образования рассматривается как система условий для личностного становления. Особое место в ней занимает воспитание толерантности при профессиональной подготовке преподавателей.

Термин «толерантность», происходящий от латинского «tolerantia» (терпение), представляет собой сложное и емкое понятие. В декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году, рассматриваются различные стороны понятия «толерантность»:

1. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание различных культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

2. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.

3. Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма, демократии и правопорядка.

4. Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от собственных убеждений. Она подразумевает свободу придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими (Декларация принципов толерантности 1995).

Важным представляется воспитание толерантности у будущих преподавателей в целом и преподавателей английского языка в частности. Преподаватель передает накопленные знания следующему поколению будущих преподавателей, которые они в свою очередь передадут своим ученикам. Именно поэтому необходимо формировать у студентов установки толерантного сознания. Это является особенно важным для будущих преподавателей английского языка, так как в связи с процессами глобализации именно английский становится языком мирового общения. И именно толерантность станет проводником среди различных языков, культур и картин мира. Обучению иностранному языку как средству общения и приобщения к культуре страны изучаемого иностранного языка способствует создание межкультурного пространства, в котором переплетаются разные системы ценностей, имеющие свои особенности и своеобразие мировосприятия, что позволяет сформировать педагогическую толерантность студентов - будущих учителей иностранного языка.

С первых дней учебы в вузе необходимо изучать социальные установки студентов. Для этого возможно проведение тренингов и внеучебных мероприятий, позволяющих студентам раскрыться в менее формальной обстановке.

Не менее важным при воспитании толерантности у студентов является личный пример преподавателя. Слова, не подкрепленные собственным примером, не окажут необходимого воздействия. Преподаватель выступает в качестве носителя и транслятора идеала культуры общества, поэтому он должен обладать педагогической толерантностью, которая необходима для продуктивного осуществления профессионально-педагогической деятельности. Также возможно использование образа известных личностей, являющихся образцами гуманности и толерантности.

Различные стороны личности студентов также проявляются в период прохождения практики, во время которой они общаются с разными учениками, устанавливают контакты, помогают в решении различных проблем, и в процессе этой деятельности проявляют свои лучшие нравственные качества, такие как доброта, отзывчивость, бескорыстие, толерантность. Чтобы подготовить студентов к выходу на практику, необходимо создать такие условия, в которых студенты смогли бы проявить эти качества в ходе образовательного процесса (Ахметова).

Также одним из путей воспитания толерантности будущих преподавателей являются ролевые игры. Стоит отметить, что "с самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности" (Шмаков 1994: 5). Ролевые игры представляют собой мощное средство воспитания и самовоспитания личности и оказывают косвенное влияние не только на игровой, но и на реальный мир: повышают межвидовую, межрасовую, межнациональную толерантность и толерантность к любым индивидуальным отличиям (Ахмедов).

Ролевая игра требует от её участников проявления своих способностей и навыков в неожиданной и постоянно изменяющейся обстановке. Это даёт возможность совершенствовать личностные качества и навыки и приближать их к возможным в жизни действиям (Шмаков 1994: 137). Также это способствует формированию ряда социально-значимых качеств личности, таких как доброта, взаимопомощь, сопереживание, верность, толерантность, взаимоуважение, человечность и др. (Герлах 2008: 88).

Таким образом, воспитание толерантности, необходимой для достижения гармонии во всех сферах общественной жизни, должно стать неотъемлемой частью обучения будущих преподавателей.

Список использованной литературы

Ахмедов Ф. М. Ролевая игра как один из путей формирования толерантности будущего учителя английского языка / Ф. М. Ахмедов. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/4_SND_2013/Pedagogica/5_125423.doc.htm

Ахметова Б. А. Воспитание толерантности у будущих педагогов-психологов / Б. А. Ахметова. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/NTSB_2006/Pedagogica/2_ahmetovab.a.doc.htm

Герлах И. В. Воспитательный потенциал молодежных общественных организаций: сущность, средства и условия развития в контексте ролевого движения молодёжи. Монография / И. В. Герлах. – М., 2008. – 202 с.

Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.

Коржуев А. В. Толерантность в контексте педагогической культуры преподавателя ВУЗа / А. В. Коржуев // Педагогика. – 2003.-№5.-С.44-49.

Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры / С. А. Шмаков. – М.: Новая школа, 1994. – 240 с.

Просмотров работы: 1058