ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Лизинг является одним из самых прогрессивных методов финансирования производства, способным предоставить современным предприятиям доступ к самой передовой технике.1

Лизинг на сегодняшний день это один из немногих способов долго - и среднесрочного финансирования, которые доступны российским организациям. Механизм лизинга привлекателен для лизингополучателей благодаря его экономической эффективности, большей гибкости и доступности по сравнению с банковским финансированием2.

Тем не менее, можно сказать о том, что объем лизинговой деятельности в России невелик, а темпы роста не очень быстры. На долю РФ приходится всего лишь 0,28% общего объема лизинговых операций 50 ведущих стран мира. У Германии этот показатель равен 4,7%, у Японии - 18%, на США приходится 47%, суммарный объем лизинговых сделок в США приравнивается к 200 млрд. долларов. Из пятидесяти участников в рейтинге стран по развитию лизинга Россия находится в конце третьего десятка 3.

Весьма распространенный предмет лизинга в РФ – это сельскохозяйственная техника, потому что на ее приобретение обычно выделяется бюджетное финансирование. После следует лизинг компьютерной техники, автолизинг и лизинг медицинской техники. Большое число российских лизинговых организаций предлагает пассажирский и грузовой автотранспорт, телекоммуникационное и производственное оборудование. Сегодня большинство лизинговых компаний в своей деятельности ориентируется на малые и средние предприятия (около 38%; только на крупные - 7%; на предприятия любых размеров - 40%; на средние и крупные - 15%;). Лизинг является эффективным механизмом финансирования этого сектора, который банковская сфера обычно обходила стороной.

Наиболее распространенным источником финансирования российских лизинговых предприятий являются кредиты российских банков4. Также в первую тройку входят коммерческие кредиты поставщиков и средства российских банков-учредителей, a собственные средства как источник финансирования находятся лишь на девятом месте.

Темпы развития лизинга не соответствуют сегодняшним потребностям экономики, и спрос на эти услуги удовлетворяется не полностью. Однако, перспективы рынка лизинговых услуг нельзя не оценить положительно, скорее всего, это только вопрос времени.

Развитие лизинга положительно скажется на состоянии российской экономики. Одним из факторов, которые препятствуют ускорению экономического роста является изношенность основных фондов российских организаций. Процесс их обновления финансируется в основном за счет нераспределенной прибыли предприятий и сдерживается нехваткой доступного заемного капитала. Лизинг как механизм альтернативного финансирования может сыграть важную роль в выполнении этой стратегической задачи, стоящей перед российской экономикой, - в переоснащении основных фондов промышленных предприятий.

Существующие препятствия развитию рынка лизинга условно можно разделить на три основные группы: препятствия технического характера — такие как несовершенство отдельных законодательных норм и правоприменительной практики в сфере лизинга и близких областях; препятствия, имеющие системный характер для российской экономики — то есть не только для лизингового бизнеса, но и для всей предпринимательской

деятельности в России; и препятствия, обусловленные исключительно «юностью» российского рынка лизинга5.

К “техническим” препятствиям можно отнести следующие:

1) Остаются недоработанными или не соответствуют практике лизинговой деятельности положения в Законе “О финансовой аренде (лизинге) ” в части вторичного использования в целях предоставления в лизинг изъятого имущества, в части однозначного толкования порядка завершения договора лизинга и передачи имущества в собственность лизингополучателю, в части порядка исчисления налогов (НДС) и возмещения НДС и др. Проблемным является регулирование случаев дефолтов лизингополучателей. Законодательство предписывает решать вопрос об изъятии объекта лизинга у неисправного лизингополучателя через суд, но не регламентирует условия, кем , на каких условиях и где будет храниться это имущество во время судебной процедуры. Эта ситуация может очень негативно сказаться на сохранности имущества, при том, что судебные процедуры могут длиться неопределенно долго. Остаются некоторые взаимные противоречия и сложности действующего законодательства и нормативных актов в области лизинга, налогообложения, бухучета, таможенной службы и др.

Однако, нам кажется, законодательство в целом достаточно эффективно, и его стабильность и неизменность будут даже в большей степени способствовать развитию лизинга, чем дальнейшее совершенствование.

2) Норматив ЦБ РФ, устанавливающий предельный лимит риска на одного заемщика, препятствует кредитованию банками лизинговых компаний в необходимом объеме. Необходимость повышения этого лимита для лизинговых компаний является весьма актуальным вопросом, поскольку большинство лизинговых компаний создано при банках и кредитуется в банках. Банк, желающий расширить объем лизинговых операций, фактически вынужден создавать еще одну или несколько лизинговых компаний, что ведет к дополнительным издержкам вследствие организационных затруднений и возможного “рассеивания” бренда.

3) Проблема в области лизинга высокотехнологичного оборудования и программных продуктов. Современное высокотехнологичное оборудование, использующееся в различных отраслях экономики, включает в себя как важнейшую составную часть программное обеспечение (по соответствующему законодательству применяется термин “программы для ЭВМ и баз данных”). Зачастую стоимость ПО даже превышает стоимость оборудования, в составе которого используется. Ho это же оборудование, которое без программного продукта является просто “грудой железа”, необходимо предоставлять в лизинг. Кроме того, нередко возникает обязательность комплексного участия в лизинговом проекте правообладателей различных программных продуктов, которые являются прикладными программами для необходимых лизингополучателям аппаратно-программных комплексов и часто приобретаются отдельно от оборудования. При этом из-за специфики отношений собственности появляются почти непреодолимые законодательные препятствия или, по крайней мере, большие сложности в оформлении договорных документов и необходимость самостоятельного поиска путей обхода законодательных тупиков.

На наш взгляд, следует законодательно разрешить передавать программное обеспечение в лизинг.

К “системным” препятствиям развития лизинга можно отнести следующие.

1) Фактически отсутствует в лизинговых сделках система страхования коммерческих рисков, случаи страхования коммерческих рисков лизинговых сделок имеют пока только экспериментальный характер, причем формулировки страховых компаний при страховании финансовых рисков весьма неопределенные, а ставки высокие.

2) Существующая арбитражная практика препятствует быстрому изъятию объекта лизинга в случае неплатежей лизингополучателя. K счастью, пока это скорее потенциальная, чем реальная проблема для лизинговых компаний. Тем не менее, в условиях замедления экономического роста вопрос регулирования взаимоотношений c неисправным лизингополучателем может стать очень болезненным для многих лизинговых компаний.

Следует четко закрепить за лизингодателем бесспорное право изымать объект лизинга у лизингополучателя в случае существенного нарушения последним условий договора лизинга, поскольку лизингодатель в любом случае заинтересован в благоприятном исходе ввиду имеющихся обязательств по сделке.

3) Вторичные рынки оборудования слабо развиты, и это не позволяет в полной мере рассматривать объект лизинга в качестве обеспечения.

4) Для большинства лизинговых компаний “длинное и дешевое" финансирование крайне труднодоступно из-за остающихся высокими рисков отечественных лизингополучателей. На наш взгляд, банки в Удмуртской республике неверно подходят к кредитованию лизинговых проектов - лизинговая компания, как правило, бывает в полной мере изучена банком, но главное направление анализа банка сосредотачиваются на лизингополучателе. Это приводит к тому, что по объему бумажной работы не присутствует разницы - брать кредит клиенту напрямую, либо брать оборудование в лизинг. Лизинговая компания должна восприниматься банком как неоспоримый фактор, который способствует положительному решению инвестиционного проекта по приобретению клиентом имущества в лизинг. Еще одна причина кроется в неразвитости в России источников долгосрочной ликвидности: банковского, пенсионного рынков и рынка страхования.

5) Отсутствует система общероссийских кредитных бюро и кредитных рейтингов. Наличие их позволило бы снизить издержки и риски лизингового бизнеса, сделать лизинг более доступным инструментом.6

Препятствия, которые обусловленны “юностью” российского рынка лизинга, следущие:

1) Отсутствуют готовые решения в области комплексной автоматизации лизинговой компании. Несколько лизинговых компаний самостоятельно разработали нужное ПО.

2) Лизинговые компании испытывают трудности с подбором кадров. Квалифицированных лизинговых специалистов пока немного, a опыт специалистов в области кредитования довольно сильно отличается от опыта в области лизингового финансирования. Ho уже сейчас заметна активность в области подготовки лизинговых специалистов: в ВУЗах появились соответствующие специальности, Северо-Западная лизинговая ассоциация реализует специализированную программу по сертификации лизинговых специалистов.

3) Российскому рынку лизинга необходимо развитие информационной инфраструктуры. Для этого необходимы усилия всех участников рынка лизинга. Пока же усилия по развитию лизинговой культуры в России, хоть и существуют, но предельно разобщены. Практика координации усилий лизинговых компаний давно и эффективно применяется на Западе - во многих странах подобные ассоциации имеют мощные лоббистские возможности.7

Проблемы, которые препятствуют развитию лизинга в России, и пути их решения:

№ п/п

Проблемы лизинга

Пути их решения

1

Пробелы в законодательстве:

порядок завершения договора лизинга и передачи имущества в собственность лизингополучателю

Право собственности должно переходить лизингополучателю по окончании срока договора лизинга при погашении лизинговых платежей в полном объеме8

 

вторичное использование в целях предоставления в лизинг изъятого имущества

Разрешить вторичное использование в целях предоставления в лизинг изъятого имущества

 

в части дефолтов лизингополучателей

Необходимо закрепить положение о том, что во время судебной процедуры объект лизинга должен находится у лизингодателя

2

Запрет на лизинг программного обеспечения

Следует законодательно разрешить передавать в лизинг программное обеспечение в составе оборудования

3

Отсутствует система страхования коммерческих рисков в лизинговых сделках

Необходимо перенести зарубежный опыт страхования финансовых рисков на российскую почву9

4

Существующая арбитражная практика препятствует быстрому изъятию объекта лизинга в случае неплатежей лизингополучателя

Необходимо законодательно закрепить безусловное право изъятия объекта лизинга без судебных процедур

5

Неразвитость вторичных рынков оборудования

Развитие вторичных рынков оборудования

6

Ограниченный доступ лизинговых компаний к "длинным и дешевым" инвестиционным ресурсам

Для решения этой проблемы необходимо разработать схему разделения лизинговых рисков, "бэк-ап" соглашений.

Переход к кредитованию в западных банках, снижение в России ставки рефинансирования, развитие банковской системы.10

7

Отсутствует система общероссийских кредитных бюро и кредитных рейтингов

Создание системы общероссийских кредитных бюро и кредитных рейтингов, принятие закона о кредитных бюро

8

Отсутствуют готовые решения в области комплексной автоматизации лизинговой компании

Разработка специализированными компаниями программ по автоматизации лизинга

9

Недостаток квалифицированных кадров в области лизинга

Введение министерством образования специальности "Лизинг", либо предмета "Лизинг" в учебный план11

Таким образом, можно сказать, что лизинговая отрасль в России имеет очень большие перспективы. Эти перспективы обусловлены темпами экономического роста, высоким уровнем износа основных средств, налоговыми льготами, малой долей лизинга в ВВП. Очень серьезными проблемами являются, на наш взгляд, несовершенство правовой базы в сфере лизинговой деятельности, низкая платежеспособность клиентов, рост конкуренции и отсутствие системы страхования.

Список литературы

1) Рязанцева М.В. Перспективы и проблемы развития лизинга в России // Современные научные исследования и инновации. – Сентябрь 2012. - № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/09/16756 (дата обращения: 03.10.2013).

2) http://veb-leasing.ru/common/upload/qr0113_14%2005%202013.pdf

3) http://www.lendliz.ru/

4)http://raexpert.ru/researches/leasing/leasing2003/leasing2003.pdf

5) http://www.all-leasing.ru/analitic/detail/4700/

6)http://otchetonline.ru/art/konsultaczii-garanta/12950-v-dogovore-lizinga-ukazana-vykupnaya-czena-posle-uplaty-vsex-platezhej-imushhestvo-perejdet-v-sobstvennost-lizingopoluchatelya-.html

7) Современный рынок лизинга в россии: проблемы и перспективы Патрахина А.В. Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. 2008. № 5. С. 14-23.

8) http://raexpert.ru/researches/leasing/leasing2002/part6/

9)http://leasing-russia.info/sience-p/autoref/kuvshinova-evgenija-sergevna-razvitie-lizinga-v-promyshlenosti-rosi.html

1 Рязанцева М.В. Перспективы и проблемы развития лизинга в России // Современные научные исследования и инновации. – Сентябрь 2012. - № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/09/16756 (дата обращения: 03.10.2013).

2 http://veb-leasing.ru/common/upload/qr0113_14%2005%202013.pdf

3 http://www.lendliz.ru/

4 http://www.all-leasing.ru/analitic/detail/4700/

5 http://raexpert.ru/researches/leasing/leasing2003/leasing2003.pdf

6 http://raexpert.ru/researches/leasing/leasing2003/leasing2003.pdf

7 http://raexpert.ru/researches/leasing/leasing2003/leasing2003.pdf

8http://otchetonline.ru/art/konsultaczii-garanta/12950-v-dogovore-lizinga-ukazana-vykupnaya-czena-posle-uplaty-vsex-platezhej-imushhestvo-perejdet-v-sobstvennost-lizingopoluchatelya-.html

9Современный рынок лизинга в россии: проблемы и перспективы Патрахина А.В. Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. 2008. № 5. С. 14-23.

10 http://raexpert.ru/researches/leasing/leasing2002/part6/

11http://leasing-russia.info/sience-p/autoref/kuvshinova-evgenija-sergevna-razvitie-lizinga-v-promyshlenosti-rosi.html

Просмотров работы: 14210