В ходе профессиональной подготовки курсантов морского института необходимо, чтобы все стороны спортивной подготовки осуществлялись во взаимосвязи, независимо от этапа подготовки. Вместе с тем, физическую подготовленность определяющую уровень тренировки, достигнутый в процессе целенаправленной подготовки, необходимо постоянно контролировать совместно с физическим развитием. Это отмечается в связи с тем, что особенно в возрасте 18-19 лет процессы изменений протекают ускоренными темпами и не всегда равномерно. Таким образом, развитие физической подготовленности у спортсменов-курсантов остается одной из актуальных проблем спортивной тренировки.
Цель исследования: выявить динамику физической подготовленности у спортсменов-курсантов.
Задачи исследования:
Выявить динамику показателей физической подготовленности.
Оценить двигательной подготовленности курсантов.
Определить корреляционные связи контрольных упражнений.
Для проведения исследования были отобраны 12 человек, в возрасте 18-19 лет. Все испытуемые – юноши. Все тесты и исследования проводились в спортивном зале. Исследовательская работа состояла из 2 этапов, до и после проведения профессиональной практики в течении 6 месяцев.
Для оценки физической подготовленности использовались тесты проводимые в ходе спортивной подготовки, а для оценки двигательной подготовленности проводился тест на быстроту одиночного движения. Быстрота одиночного движения определялась с помощью электронного секундомера. Поочередно сначала левой рукой, затем правой рукой выполнялось пять попыток – результат определялся по среднему показателю в пяти попытках.
Обработка результатов проводилась с помощью стандартных статистических Программ (Microsoft Excel - пакет статистического анализа). Достоверность различий определялась при помощи t – критерия Стьюдента. Темпы прироста показателей двигательных тестов вычислялись по формуле С. Броди.
Результаты исследования. Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что физическая подготовленность в группе юношей имеет тенденцию повышения по всем показателям, при недостоверном уровне значимости. (табл. 1)
Таблица - 1. Результаты тестирования общей физической подготовленности
Контрольные упражнения |
1 этап |
2 этап |
t |
||
1 |
Челночный бег 3 х 10м |
7.11 ± 0.11 |
6.79 ± 0.08 |
2.34 |
>0,005 |
2 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (15 сек) |
15.91 ± 0.39 |
16.5 ±0.35 |
1.08 |
>0,005 |
3 |
Прыжки вверх, согнув ноги |
7.58±0.25 |
7.83 ±0.24 |
0.70 |
>0,005 |
4 |
Пресс (20 сек) |
14.66±0.35 |
15.58 ±0.35 |
1.81 |
>0,005 |
5 |
Приседания (20 сек) |
13.83±0.36 |
14.16 ±0.38 |
0.62 |
>0,005 |
Увеличение результатов подтверждаются не только интенсивным тренировочным процессом, но и сенситивным периодом развития скоростных и скоростно-силовых способностей юношей этой возрастной группы.
Взрывная сила и реактивная способность мышц являются необходимым для того, чтобы контролировать свои действия в сложных ситуациях морского дела. Для этого решили измерить быстроту одиночного движения (БОД) с помощью электронного секундомера. В ходе исследования БОД, в начале и в конце проведенной работы, получились противоречивые результаты (табл. 2). А именно, быстродействие левой руки незначительно, по результатам, ухудшилось при не достоверном уровне значимости, а правой руки, наоборот улучшилось, при достоверном уровне значимости.
Можно предположить, что в группе курсантов все были праворукие. Двигательное развитие быстроты одиночного движения зависит от многих факторов, таких как созревание, научение и тренировка.
Таблица - 2.Результаты двигательной подготовленности юных спортсменов
№ |
БОД |
До соревновательного периода |
После соревновательного периода |
t |
|
1 |
Левая рука |
0,169±0,002 |
0,1702±0,001 |
0,536 |
>0,005 |
2 |
Правая рука |
0,166±0,001 |
0,159±0,002 |
3,13 |
|