ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ВУЗЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ВУЗЕ

Старцев А.Л. 1, Авсеенкова Т.Б. 1
1ФГБОУ ВПО Уральский государственный лесотехнический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным правом человека на образование в большинстве стран. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций. Образование становится важным фактором воспроизводства интеллектуальных ресурсов, становления личности в социуме, развития и полноценной самореализации ее творческого потенциала.

В современном образовательном процессе вуза весьма остро стоит вопрос о мотивации обучающихся. Мотивированность учащихся проявляется в их интересах и склонностях, обеспечивающих внимание к содержанию образования и способам его приобретения. Но собственно образование развивает в человеке необходимую способность к самокритике мышления, рефлектирующей проверке и самокорректировке. Эти процессы имеют важное значение для становления творческих установок личности, движущих не только индивидуальное, но и общее культурное развитие.

Сегодня в арсенале преподавателя вуза имеется огромное множество подходов, технологий обучения студентов. Но ведущими cтановятся развивающие, к которым относятся информационно-коммуникационные технологии. Применение данных технологий активизирует умственную деятельность, способствует расширению кругозора обучающихся в учебном процессе. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Любой образовательный процесс требует наглядности. Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а усовершенствованные технические средства передачи информации, например, мультимедийные презентации.

Термин «презентация» в переводе с английского означает «представление», т.е. представление какой-либо информации. В общепринятом понимании презентация – это демонстрационные материалы для публичного выступления. В образовательном процессе – это подача учебного материала для определенной аудитории. Существует разные виды презентаций, в том числе, мультимедийные.

Под мультимедийной презентацией (видеопрезентацией) понимают лекционный материал с использованием видео, компьютерной графики и спецэффектов; видеофильм, снабженный пояснительным графическим и текстовым материалом; логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления. Мультимедийная презентация лекционного материала всегда

1) опирается на вербальное (словесное), аудиальное и визуальное обеспечение и сопровождение;

2) содержит в своей основе сценарий и имеет определенную структуру;

3) предполагает знание и анализ аудитории, для которой готовится;

4) имеет определенные приоритеты и точно сформулированные цель и задачи;

5) выдерживается в едином графическом стиле.

Принципиальной особенностью мультимедийной презентации является то, что она, благодаря современным компьютерным средствам, обеспечивает наиболее удобное восприятие новой информации. Электронные презентации предназначены, как правило, для решения локальных педагогических задач. Так, например, использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и эффективность лекции при объяснении учебного материала, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала. Очевидно, что производительность обучения значительно повышается, когда одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия. Результаты исследований показывают, что эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного – 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%. Более того, наличие конспектов в виде тематических электронных презентаций предоставляет возможность организации самостоятельной работы студентов с подобного рода ресурсами.

К основным дидактическим возможностям мультимедийной презентации в педагогическом процессе следует отнести:

  • предъявление новой теоретической информации;

  • подготовка и характер использования активного раздаточного материала;

  • создание проблемных ситуаций и постановка задач;

  • контроль знаний;

  • постановка заданий для самостоятельной работы студентов.

Презентации используются при реализации различных методов обучения, прежде всего, активных методов обучения, таких как: проблемная лекция, деловая игра, анализ конкретных ситуаций, метод активного программного обучения, метод игрового проектирования и др.

Подытоживая сказанное, можно сделать следующие выводы. Мультимедийная презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Использование презентаций в учебном процессе позволяет решить целый ряд дидактических задач: это и формирование образных, ярких представлений, что способствует лучшему запоминанию материала; возможность знакомства с природными и культурными объектами, явлениями, процессами, недоступными для непосредственного наблюдения; экономия времени при изложении материала и многое другое.

Презентация, являясь современным, необходимым, несложным в подготовке средством обучения, способствует повышению уровня усвоения материала студентами, и, соответственно, повышает успешность обучения в целом.

Библиографический список

1. Пиралова О.Ф. Современное обучение инженеров профессио-нальным дисциплинам в условиях многоуровневой подготовки: моно-графия / О.Ф. Пиралова. – М.: Изд–во "Академия Естествознания", 2009.

2. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Б.Т. Лихачев. - М., 1998.

Просмотров работы: 3128