PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ТУРИЗМА РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ТУРИЗМЕ» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ТУРИЗМА РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ТУРИЗМЕ»

Лисицын Е.Ю. 1, Лисицына Л.В. 1
1ФГБОУ ВПО Уральский государственный лесотехнический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 


PR — составная часть любой экономической системы с конкурентной средой. PR также является необходимым элементом демократической системы, поскольку используется как инструментарий проведения выборов. По этой причине PR становится неизбежным методом нашего осмысления ситуации и в других областях. То есть система мышления, свойственная PR, ее образность, стали широко распространяться, что также является залогом выживаемости в новых условиях.

  1.  
    1. Связи с общественностью в индустрии туризма

Сегодня можно смело заявлять, что туризм является не только активно развивающейся индустрией, но и хорошим источником дохода во многих странах. К сожалению, это пока что не применимо к России, где все еще только начинает становиться на тот уровень, которого давно придерживается вся Европа. Большую проблему составляет огромное количество незаконно действующих фирм, туроператоры, которые выполняют свою работу некачественно. В России количество таких операторов возрастает с каждым годом, и люди в принципе с недоверием относятся к организации собственного путешествия, особенно за границу. Это проблема вызвана отчасти законодательством РФ, и большой конкуренцией на рынке туристических услуг. Увы, от этого страдают и крупные, устоявшиеся фирмы с высоким качеством обслуживания. И тут основная задача — это хорошая работа PR-службы этих компаний. И неудивительно, что туристический PR востребован сегодня как никогда раньше — люди поняли, что это нужно, и у них появились деньги и стимул вложить в часть в PR, чтобы потом получить еще больше. PR необходим, как способ и привлечения внимания, и создания имиджа, и его поддержания.

Сегодня можно смело заявлять, что туризм является не только активно развивающейся индустрией, но и хорошим источником дохода во многих странах.

  1.  
    1. Цели применения PR-деятельности в туристской сфере

PR в индустрии туризма направлен на изучение складывающегося общественного мнения и формирование доброжелательного отношения к туристическому предприятию и его деятельности со стороны целевых аудиторий и широких масс населения.

В данном случае PR преследует такие цели, как:

− установление двухстороннего общения между организациями,

предлагающими туристический продукт, и целевыми аудиториями, а также

средствами массовой информации для выявления общих представлений и

общих интересов;

− достижение взаимопонимания, основанного на правде, знании и

полной информированности;

− установление взаимопонимания и доверительных отношений

между туристическим предприятием и общественностью;

− обеспечение известности фирмы;

− создание и поддержание имиджа фирмы;

− популяризация туристского продукта и туризма в целом;

− опровержение искаженной и неблагоприятной информации;

− обеспечение поддержки со стороны различных целевых

аудиторий.

Последнее время, на рынке возникло множество больших и маленьких туристических фирм, предлагающих свои услуги. Следует отметить, что большинство этих туристических фирм, предлагают однотипный продукт и стандартный набор направлений. Поэтому клиенту очень трудно разобраться в обилии фирм, и, как показывают исследования, лишь небольшое количество туристов из года в год отдают предпочтение одной и той же компании. Большинство же выбирает ту компанию, которая ближе к дому, к работе, или просто случайно проходя мимо.

Кроме того, российские клиенты стали подвергаться агрессивному рекламно-информационному воздействию, которое поначалу давало желаемый эффект. Все рекламные журналы и газеты пестрят сотнями больших и маленьких объявлений. Однако с течением времени эффективность рекламы стала снижаться и возникла потребность в чем-то новом.1

Также из-за насыщения рынка принимающих стран цены на туристические путевки стали, в среднем, расти. К тому же возрождается и внутрироссийский рынок туристических услуг, что заставляет компании активизировать рекламно-информационные усилия в борьбе за клиентов. Все вышесказанное, а также пресыщенность российского потребителя рекламой вообще и отсутствие доверия к ней, привело к тому, что фирмы встали перед проблемой поиска новых путей привлечения клиентов. Однако российские фирмы далеко не сразу поняли действенность методов public relations.

  1.  
    1. Основные направления PR-деятельности в туризме

Можно выделить основные направления PR-деятельности в сфере туризма:

1. Работа со СМИ.

Это и статьи в газетах и журналах, и работа с радио и телевидением. При использовании этого рычага управления массами, конечно, немаловажным является привлечение авторитетного человека для предоставления информации. Например, к ведущим популярных программ о путешествиях вызывают у людей наибольшее доверие, как «независимые эксперты, которые видели все своими глазами». PR-тексты (пресс-релиз, бэкграундер, пресс-кит и другие) — самое безотказное оружие в арсенале специалиста по связям с общественностью, это «язык общения» с внешней и внутренней аудиторией.2

Они облают своими особенностями:

  • текст должен влиять на адресата и побуждать его к неким действиям;

  • текст должен обладать объективностью, которую хочет видеть в информации ее получатель;

  • получатель текста должен воспринимать идею послания не как прямое давление на него, а как свою позицию, плод собственных глубоких раздумий;

  • в тексте не должно быть обращений от первого лица, их следует заменить на «компания выступает инициатором», «по мнению руководителя компании»;

  • PR-тексты не являются рекламой;

  • текст должен быть максимально доступным для адресата, вне зависимости от его интеллектуальных способностей;

  • предложение не должно содержать более одной идеи; каждая мысль должна быть ясной и законченной.

В основе любого текста лежат факт и новость. Нет факта — нет PR-документа.

Задача PR-специалиста — найти новости, достойные внимания аудитории. Однако «события» не происходят каждый день. Соответственно, надо уметь «продать» одну новость несколько раз. «Свежие» новости сообщают в пресс-релизе, когда же факты из пресс-релиза становятся историей, из них делаю другие PR-тексты: историю компании, бэкграундер, подборку фактов и тому подобные.

Пресс-релиз

Пресс-релиз (англ. press-release — выпуск для прессы) — специальный бюллетень для работников средств массовой информации, содержащий материалы для срочной публикации с целью оповещения общественности.

Цель пресс-релиза — заинтересовать журналиста, побудить его собирать информацию, развивать тему. Важно привлечь внимание и заинтересовать журналиста, а затем и читателей, заголовком и первым абзацем сообщения, поэтому пресс-релизы строятся по принципу «перевернутой пирамиды», когда информация располагается в порядке уменьшения ее важности. Главные положения фиксируются в первом абзаце (идеально, если это будет одно предложение, которое читается на одном дыхании), а остальные сведения, комментарии, анализ даются в последующих абзацах.

Особенности пресс-релиза:

  • объем не более двух печатных страниц (желательно — 500 слов);

  • в шапке документа должен быть логотип компании;

  • в конце пресс-релиза содержать краткую информацию о компании (бэкграундер);

  • должен содержать дату, а также телефон, факс и адрес электронной почты контактных лиц, которые могут предложить дополнительную информацию как по компании, так и по пресс-релизу.

Бэкграундер (информационное письмо)

Бэкграундер — это информационный материал, представляющий необходимую информацию о профиле работы организации, ее продуктах и услугах, истории создания и развития. Эти материалы не несут характера новости и являются информационным продуктом, который становится хорошим дополнением к пресс-релизу, в случае, если журналисту необходимы более подробные сведения. Бэкграундер не используется в рекламных целях, поэтому в работе над этим документом PR-специалист старается быть максимально объективным.

Цель бэкграундера — информировать и отвечать на возможные вопросы.Пресс-кит

Пресс-кит соединяет в себе несколько PR-материалов и широко используется во время пресс-конференций, презентаций, выставок, годовых собраний акционеров, специальных мероприятий. Основная задача пресс-кита — предоставить СМИ исчерпывающую информацию о происходящем событии и его основных действующих лицах.

Минимальный набор документов для пресс-кита составляют:

  • пресс-релиз;

  • информационное письмо или фактическая справка;

  • один или несколько из следующих материалов — брошюра, корпоративное издание, годовой отчет, биография с фотографиями.

Содержание пресс-кита во многом зависит от того мероприятия, для которого он готовится, потому и состав документов в нем может меняться для предоставления полной и исчерпывающей информации в том ключе, который необходим для конкретного мероприятия.3

2. Выпуск информационных материалов.

Информация на сегодняшний день очень важна, и в туристском плане тоже. Современные туристы стали требовательнее, им важно точно знать, куда они едут, кто их там встретит, и сколько это будет стоить. И желательно все это, не выходя из дома. Поэтому сейчас огромное значение на развитие туризма в отдельной области или целой стране оказывают не только информационные буклеты, но качественно сделанные Интернет-сайты, где клиенты могли бы получить всю необходимую информацию. Также весьма показательным является очень слабое представительство в международных глобальных системах бронирования многих российских гостиниц и других средств размещения. А между тем для многих западных туристов это важнейший источник информации.

3. Организация рекламных поездок.

Как известно, лучшая реклама в России – люди. Если человек хорошо

отдохнул в той или иной стране, то его друзья, скорее всего тоже отправятся

в эту страну, а затем и их друзья и так далее. Организуются поездки двух

типов:

а) для клиентов. Это дешевая или почти бесплатная поездка на курорт

высокого уровня с определенным набором экскурсий. Чтобы получить ее

клиент обычно должен поучаствовать в лотерее, или ответить на вопросы о

стране. Цель такой акции – создать хорошее впечатление о стране у клиента,

которое он затем передаст своим друзьям и знакомым;

б) для сотрудников туристических агентств. Это также почти

бесплатная поездка на несколько курортов с посещением различных районов

и отелей. Цель такой акции – также создать хорошее впечатление о стране,

ознакомить потенциальных агентов с возможностями отдыха и наладить

деловые связи. Позволяя менеджерам по туризму самим оценить безопасность поездки и высококлассный сервис, а также лично увидеть все предлагаемые курорты, оператор создает себе мощную агентскую сеть. Агенты будут скорее рекомендовать клиентам курорты тех операторов, в чьих ознакомительных турах они побывали.

в) для журналистов (акцию также можно рассматривать и как элемент

работы со средствами массовой информации). Подобные мероприятия

позволяют журналистам, во-первых, увидеть ту страну, о которой они пишут,

непосредственно. Во-вторых, они могут убедиться в надежности и достойном

сервисе фирмы-организатора. В-третьих, позволяет установить хорошие

отношения между представителями туристического бизнеса и прессой.4

4. Проведение семинаров

Проведение семинаров (workshops) – важный элемент PR-деятельности

туристической компании. Обычно семинары проводятся по основному

направлению деятельности компании. Это свободные встречи в достаточно

неформальной обстановке за чашечкой кофе, в ходе которой представители

компании-организатора рассказывают об особенностях своего направления

(например, страны), различных курортах, особенностях визового и

таможенного оформления, а также других деталях, которые могут помочь в

работе. В конце встречи посетители обычно снабжаются информационными

материалами, каталогами и так далее.

В ходе такой встречи присутствующие могут убедиться в опыте и профессионализме сотрудников фирмы-организатора, а также перспективности сотрудничества с ней. Мотивы здесь сходны с деятельностью департаментов по туризму различных стран по предоставлению информационных материалов и консультаций. Такие акции могут быть как регулярными, так и единоразовыми.

Также остановим наше внимание на анализе туристских ресурсов России. Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично.

Высокими темпами будет развиваться также инфраструктура туризма. Наиболее динамичный рост прогнозируется для индустрии транспортного обслуживания туристов, в частности для авиационного транспорта. Достаточно взглянуть на карту нашей страны, чтобы понять, что туристские ресурсы России неисчерпаемы. Однако исследования показывают, что более 60% россиян, выезжавших в зарубежные туры, и не догадываются, что те же удовольствия можно получить у себя дома. Причем речь идет не только о красоте родной природы или лечебных факторах отечественных курортов. Но и об уникальных возможностях для событийного, экстремального, приключенческого и многих других видов туризма. По мнению большинства руководителей туристских фирм (63,3% из 1137 опрошенных фирм), в последнее время наблюдается тенденция постепенного роста популярности внутреннего туризма. При этом охотнее всего россияне посещают по туристским путевкам Санкт-Петербург (16,1% количества обслуженных туристскими фирмами внутренних туристов), Краснодарский край (15,5%), Москву (10,1%). Для внутреннего туризма характерны в основном краткосрочные туры (1-14 дней) с целью досуга и отдыха (70,8% количества обслуженных туристов). Россияне отдают предпочтение круизам на теплоходах и путешествиям в автобусах (12%), выезжают на лечение в республиканские курорты и здравницы (6%). Только 11% россиян могут позволить себе более продолжительный организованный отдых (15-28 дней). Пик внутреннего туризма приходится на июль и август (20,6 и 23,1% туристов соответственно).5

Тем не менее, в настоящее время развитие внутреннего туризма находится в зачаточном состоянии по многим причинам. Во-первых, туристским фирмам нерентабельно показывать Россию россиянам. Во-вторых, уровень цен на средства размещения достаточно высок при их низкой комфортности. В-третьих, население России недостаточно информировано о туристско-рекреационных возможностях регионов страны. В-четвертых, у туристских фирм возникают проблемы при работе с организациями санаторно-курортного комплекса. Большую роль в оживлении внутреннего туризма, в информировании россиян о туристских приоритетах собственной страны могли бы сыграть сами туркомпании. Но поскольку у них нет прямой заинтересованности в этом, получается замкнутый круг: фирмы работают преимущественно с прибыльными зарубежными направлениями и опасаются браться за внутренний туризм, а клиенты этих фирм не покупают российские туры, потому что ничего о них не знают.

Россия - огромная страна с богатейшим туристическим потенциалом. Здесь есть все, что может заинтересовать путешественника: уникальные уголки природы, исторические достопримечательности, районы, интересные с точки зрения этнографических исследований, хорошие рекреационные возможности.

Список использованных источников:

  1. Алиева Л. И. Рекламная кампания своими силами. Эффективная рекламная кампания. - М.: - Фарбей, 2006. - 258 с.

  2. Игнатьев Д., Бекетов А., Сарокваша Ф. Настольная энциклопедия Public Relations. М.: Альпина Бизнес Букс, — 2003. – 240 с.

  3. Катлип Скотт М., Сентер Аллен Х., Брум Глен М. Паблик Рилейшнз. Теория и практика, 8-е издание. — М.: Вильямс, 2005. – 444 с.

  4. Почепцов Г.Г. Паблик Рилейшнз для профессионалов. — М.: Рефл-бук, 2005. – 638 с.

  5. Рубаник А.Н., Ушаков. Д.С. Технологии въездного туризма. – 2-е изд., исп. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010. – 446 с.

  6. Степанова Е.Ю. Public Relations в туризме. — М., 2002. – 340 с.

1 Алиева Л. И. Рекламная кампания своими силами. Эффективная рекламная кампания. - М.: - Фарбей, 2006. - 258 с.

2 Почепцов Г.Г. Паблик Рилейшнз для профессионалов. — М.: Рефл-бук, 2005. – С.154

3 Почепцов Г.Г. Паблик Рилейшнз для профессионалов. — М.: Рефл-бук, 2005. – С.162

4 Степанова Е.Ю. Public Relations в туризме. — М., 2002. – С. 159

5 А.Н. Рубаник, Д.С. Ушаков. Технологии въездного туризма. – 2-е изд., исп. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010. С. 38

Просмотров работы: 13464