ЭКОЛОГИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЭКОЛОГИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ

Апнасирова М.Э. 1, Лисицына Л.В. 1
1ФГБОУ ВПО Уральский государственный лесотехнический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Последнее время все чаще стал употребляться термин экология применительно к разным явлениям человеческой деятельности. Вообще экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году.

Данный термин давно вышел за рамки природы, окружающей среды и главная составляющая этого слова – «сохранение» накладывается теперь и на другие явления – мораль, язык, отношения.

Если говорить о соотношении языка, речевой культуры и экологии, то, в первую очередь, нужно проследить, как изменяется уровень речевой культуры, чтобы понять, а почему вообще возникла необходимость сохранить нашу речевую культуру.

Но что такое речевая культура? Речевая культура – это часть культуры народа, связанная с использованием языка. В нее включается сам язык, его этническая специфика, функциональные и социальные разновидности, воплощенные в устной или письменной форме. Кроме того, в нее входят и этнические особенности языковой картины мира, и сформировавшиеся обычаи и правила поведения (в том числе использование невербальных средств), совокупность текстов на данном языке.

По причине того, что население России неоднородно ни по образованию, ни по степени уважения к языку, выработанным за века правилам общения, ни по роду деятельности, неоднородна и речевая культура. Так, например, одни люди следят за рациональностью и правильностью своей речи, логически выстраивают ее. Другие же засоряют свою речь использованием сленга, различных слов, заимствованных из других языков, ненормативной лексикой.

На наш взгляд, все модные слова, использующиеся молодежью, просто не нужны, ибо для любого можно подобрать русский синоним. Например, вместо слова «прикольно», можно использовать слова: интересно, занимательно, здорово, изумительно, забавно, оригинально, поразительно. И это еще не весь синонимический ряд. Возникает вопрос, так зачем использовать непонятное по происхождению слова, когда есть такое разнообразие.

Язык – ещё одно средство постижения мира, как зрение или слух. Почему люди, которым ни за что не придёт в голову лишить себя зрения, сознательно лишают себя языка? Нелепо оправдываться: «Зато я знаю физику, а Вы?».

Язык – не профессия. Это средство связи. Для физиков, математиков, лингвистов, художников, шахтёров, токарей. Пожалуй, единственное надёжное средство связи с миром, ведь вся жизнь человека проходит в общении.

Умение общаться не является врожденной особенностью человека, этот навык получается в ходе общения. Не умеющему грамотно применять языковые средства человеку будет сложно общаться. Чтобы этого не происходило нужно, во-первых, учиться языку, то есть обращаться к справочникам, словарям, учебникам. Во-вторых, как можно больше общаться с людьми, говорящими грамотно. В-третьих, читать больше хороших книг( классическую литературу, например). Таким образом, можно избежать «порчи» языка, применяя данные способы сохранения. В этом и состоит суть понятия экологии речевой культуры. И хочется верить, что через десятилетия русский язык сохранит свою чистоту и самобытность.

Просмотров работы: 1437