Проблемы педагогического планирования стали объектом исследований М.М. Поташника, В.П. Симонова, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой и др. В сфере дошкольного образования вопрос планирования образовательного процесса в ДОУ поднимали С.Ф. Багаутдинова, К.Ю. Белая, Р.Я. Спружа, Л.И. Фалюшина и др.
Рассмотрим специфику педагогического планирования в дошкольном учреждении. При планировании образовательного процесса не всегда удается точно определить срок достижения конкретных результатов, т.е. реализовать цель работы. Это связано с такой особенностью образовательного процесса, как растянутость во времени, длительность.
Система планирования в ДОУ складывается из управленческого и педагогического планирования, каждое из направлений представлено двумя видами планов - стратегическим и тактическим.
Стратегическое педагогическое планирование ДОУ - это процесс определения специфики целей, содержания и организации образовательного процесса дошкольного учреждения. Данный вид планирования в ДОУ представлен образовательной программой.Образовательная программа, разработанная ДОУ - это стратегия педагогической деятельности по реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования, обеспечивающая его адаптацию в соответствии с особенностями конкретного дошкольного учреждения.
Требования к структуре образовательной программы ДОУ заложены в нормативных документах, регулирующих качество дошкольного образования. Современные дошкольные учреждения функционируют в переходный период: действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) сменяется Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС). Каждый из названных нормативных документов определяет свое требование к структуре образовательной программы. Так, в ФГТ программа представляет собой совокупность обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Обязательная часть программы должна содержать следующие разделы: пояснительная записка; организация режима пребывания детей в образовательном учреждении; содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей; содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья); планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования; система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы. В ФГОС программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть программы предполагает обеспечение развития детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. В соответствии с ФГОС, программа должна включать три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Таким образом, современная ситуация развития дошкольного образования определяет наличие нормативных требований к такому виду стратегического педагогического планирования как образовательная программа.
Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является этапом внедрения последнего и сосредоточено на том, как организация должна достигнуть такого состояния. То есть разница между стратегическим и тактическим планированием - это разница между целями и средствами.
Под тактическим планированием понимают планирование действий, которые должны представлять наиболее эффективные способы достижения стратегических целей.
Тактическое планирование определяется стратегическим, а значит должно определяться образовательной программой, требования к которой заложены во ФГОС. Однако в утвержденном стандарте положений, касающихся педагогического планирования нет.
Тактическое планирование следует отличать от текущего, или оперативного планирования. Текущее, или оперативное планирование – это то, чем ежедневно занимается воспитатель или специалист ДОУ. К нему относится планирование работы педагогов на конкретную группу детей.
Текущее педагогическое планирование характеризуется формами, используемыми педагогами. На сегодняшний день большинство педагогов самостоятельны в выборе формы педагогического планирования. Определяя форму планирования на группе, педагог может руководствоваться следующими факторами: специфика реализуемых в дошкольном учреждении образовательных программ; этапы реализации образовательной программы ДОУ; рациональность формы; специфика контингента детей; профессиональные и личностные особенности субъекта планирования.
Таким образом, эффективность образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения напрямую зависит от грамотного планирования: стратегического, тактического и оперативного.
Особый интерес для нас представляет педагогическое планирование в дошкольных учреждениях с группами компенсирующей направленности. Приоритетным направлением в работе такого дошкольного учреждения становится оказание квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. Одновременно с этим, коллектив детского сада должен решать и свои традиционные задачи - обеспечивать воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей.
Как уже отмечалось выше, стратегическим педагогическим планом в ДОУ является образовательная программа. Во ФГОС дошкольного образования в качестве требований к структуре образовательной программы выделены следующие положения, касающиеся коррекционного образования. Содержание коррекционной работы включается в программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья. Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития. Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих программу в группах компенсирующей направленности должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.
Тактическое и оперативное планирование в дошкольном учреждении с группами компенсирующей направленности должно определяться особенностями развития конкретной категории детей с ограниченными возможностями здоровья и основными принципами построения коррекционно-образовательной работы. В первую очередь, планирование в ДОУ с группами компенсирующей направленности должно осуществляться с учетом индивидуально - дифференцированного подхода. Это предполагает описание: дозированной индивидуальной образовательной нагрузки; системы индивидуальных коррекционно-развивающих мероприятий специалистов, которые планируются на основе результатов диагностического обследования; специальных видов помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Анализ педагогической, нормативной, управленческой литературы позволил нам определиться с необходимыми, на наш взгляд, условиями, обеспечивающими эффективное планирование образовательного процесса в ДОУ с группами компенсирующей направленности:
Учет современных подходов к планированию образовательного процесса, заложенных в нормативных документах, регулирующих вопросы дошкольного образования, и методической литературе.
Построение планов образовательного процесса с учетом интеграции деятельности педагогов и специалистов, работающих в группе.
Повышение компетентности педагогов в вопросах планирования образовательного процесса в группах компенсирующей направленности.
Список использованной литературы:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Санникова Л.Н. Вариативность форм педагогического планирования как основа его совершенствования/ Качество дошкольного образования: научные исследования и практический опыт: сборник материалов региональной научно-практ. конференции/ под ред. В.В. Садырина, Е.С. Комаровой. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2008.
Система планирования в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ / Под ред. С.Ф.Багаутдиновой. – Магнитогорск: МаГУ, 2004.
Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: пособие для руководителей ДОУ/ Л.И.Фалюшина. – М.: АРКТИ, 2004.