РАСЧЁТ ЩЕКИ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА АВТОМОБИЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАСЧЁТ ЩЕКИ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА АВТОМОБИЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Селиванов Н.М. 1
1Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Расчёт щеки коленчатого вала проводим в соответствии с методикой принятой на кафедре «Тепловые двигатели и энергетические установки» Владимирского государственного университета для двигателя с принудительным зажиганием мощностью 50кВт и частотой вращения 5400мин-1.

 

Рис.1. Расчетная схема кривошипа

По результатам динамического расчёта определены нагрузки, действующие в кривошипно-шатунном механизме, а также проведено уравновешивание действующих сил. Исходные данные для расчёта. Длина коренных шеек коленчатого вала: левая lкш.L =25 мм; правая – lкш.P = 25 мм; диаметр коренной шейки dкш= 50 мм; толщина щек hL=hP = 15мм; ширина щек в районе перекрытия b= 70 мм; длина шатунной шейки lшш = 21 мм; диаметр ее dшш= 48 мм, радиус галтели в сопряжении шеек со щекой

r = 2 и 3 мм, масса противовеса mпр=0,3335кг, приведенная масса щеки (mщ)r=0,078 кг, lкр=88 мм. В коренных и шатунных шейках имеются отверстия подачи масла к вкладышам подшипников диаметром акш = 5мм и aшш = 5 мм. RyL,RyP, RxL, RxP- реакции на опорах от действия сил в плоскости кривошипа;KrщL=KP- центробежные силы инерции щеки; KrпрL= KrпрP-центробежные силы инерции неуравновешенных масс противовесов;Krшш- центробежная сила инерции массы шатунной шейки;K- центробежная сила инерции части массы шатуна, отнесенной к оси шатунной шейки; таким образом в центре шатунной шейки действует центробежная сила K+Krшш.

Для расчёта щеки коленчатого вала вычисляем величину максимальной и минимальной нагрузки изгибающих моментов действующих в сечение 1-1 (рис.1) , которые берут своё начало в т.С (рис.1).

Мизг.max.=0,5RyLmax(Lк.ш.+hL)=0,5·11760·(0,025+0,015)=235,5H;

Мизг .min.=0,5RyLmin(Lк.ш.+hL)=0,5·(-3116)·(0,025+0,015)=62,32H.

 

Рис.2. Схема деформации щеки коленчатого вала

Перекрытие шатунной шейки равно

Δ=(dк.ш.+dш.ш.)/2-rкр.=(0,05+0,048)/2-0,0355=0,0135м,

а высота щеки на месте перекрытия (рис.2) равна:

h1=( h2L+ Δ2)1/2= (0,0152+0,01352)1/2=0,020м;

т.к. изгиб щеки происходит по сечению

2-2, то момент сопротивления щеки при изгибе равен

Wизг.=(b·h12)/6=(0,07·0,022)/6=4,667·10-6;

Максимальное и минимальное нормальное напряжение при изгибе:

σmax= Мизг.max./ Wизг=235,5/(4,667·10-6)=50,46МПа;

σmin= Мизг .min./ Wизг=62,32/(4,667·10-6)=13,35МПа;

Среднее напряжение и амплитуда напряжений:

σm= ( σmax+ σmin) / 2 = ( 50,46 + 13,35 ) / 2 = 31,9 МПа;

σa = ( σmaxmin) / 2 = (50,46– 13,35) / 2 = 18,5 МПа.

Частный запас прочности при изгибе

.

При r/h = 4/15 = 0,267 (К)Д = К/ = 3,2 [1].

σ)Д – эффективный коэффициент концентрации напряжений при изгибе [1]; β= 0,85 –– коэффициент, учитывающий состояние поверхности при изгибе [2]; ψσ= -1/В = 0,5156 – коэффициент, учитывающий влияние постоянной составляющей цикла напряжений на сопротивление усталости при изгибе [1].

Для расчёта частного запаса прочности щеки при действии кручения определим момент сопротивления в сечении сопряжения со щекой шатунной шейки:

м3.

По данным расчёта шатунной шейки среднее и амплитудное напряжения: m= 0,81 МПа; a = 18,85 МПа(из расчёта двигателя по прототипу ВАЗ-21083).

При r/dшш = 0,74 (К)Д = К/м = 2,8 [1]. Частный запас прочности щеки при кручении:

,

τ)Д;– эффективный коэффициент концентрации напряжений при кручении β= 0,95;–– коэффициент, учитывающий состояние поверхности при кручении [1];

ψτ= -1/В = 0,347 – коэффициент, учитывающий влияние постоянной составляющей цикла напряжений на сопротивление усталости при кручении [1].

Общий запас прочности щеки равен:

Вывод

-Данной методикой просто пользоваться при проектировании, как щеки к.в. так и коленчатого вала в целом.

Список литературы:

1.Гоц, А. Н.Порядок проектирование автомобильных и тракторных двигателей/ А.Н.Гоц, В.В.Эфрос;Владим.гос. ун-т.-Владимир:Изд-во Владим. гос. ун-та, 2007-148с.-ISBN 978-5-89368-836-8.

2. А.Н.Гоц;Расчёт на прочность деталей ДВС при напряжениях, переменных во времени: учебное пособие/А.Н.Гоц.-3-е изд.,испр. и доп.-М.:ФОРУМ;ИНФРА-М,2013.-208.с.-(Высшее образование. Бакалавриат).

3. Рудицин,М.Н. Справочное пособие по сопротивлению материалов/ М.Н.Рудицин, П.Я.Артёмов, М.И. Любошиц; под ред. М.Н. Рудицына-Минск:Высэйш.шк.,1970.-630 с.

4.Определение коэффициентов влияния асимметрии цикла на предельную амплитуду/А.Н.Гоц.//Известия вузов. МАШИНОСТРОЕНИЕ.-2004.-№7.-С.20-28.

 

Просмотров работы: 2316