МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Кубрак А.А. 1, Кубрак А.А. 2, Баранова О.И. 3
1КубГУ, ФППК, 2 курс магистратуры
2МБОУ СОШ №83
3КУБГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира занимает особое место в системе современного образования в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций.

Ввиду того, что позиции английского языка в мире как лидирующего средства международного общения все более и более усиливаются, и не наблюдается никаких весомых тенденций к остановке или замедлению данного процесса, проблема использования эффективных методов преподавания английского языка представляется крайне важной.

В современном понимании, процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.

Каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. То есть, учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой – стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся (побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов и т.д.).

Средства обучения – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся.

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения.

Следует упомянуть исследователей, которые рассматривали тему методов и средств обучения английскому языку, а именно Китайгородскую Г.А и её суггестивный метод, описанный как владение иноязычным общением в его устной и письменной форме с социально-психологических позиций, а так же Комкова И.Ф., рассматривающий методы по назначению, или по основной дидактической цели, для достижения которой они служат

Актуальность исследования обусловлена потребностью социума в расширении коммуникативных связей на основе овладения учащимися иностранными языками, прежде всего английским как языком международного общения.

Проблема исследования заключается в противоречии между востребованностью обучения английскому языку в начальной школе и недостаточностью использования специфических методов и средств обучения английскому языку на начальной ступени образования.

Цель исследования: выявить и структурировать общепедагогические и специфические методы и средства обучения английскому языку в начальной школе.

Объект исследования: процесс обучения в начальной школе.

Предметом исследования: обучение младших школьников английскому языку.

Гипотеза исследования: вероятно недостаточная осведомлённость учителей английского языка в области общепедагогических и специфических методов и средств обучения английскому языку в начальной школе ведет к низкому уровню усвоения лексического запаса младших школьников в области английского языка.

Задачи исследования:

1.Проанализировать психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по теме исследования.

2.Структурировать общепедагогические и специфические методы обучения английскому языку в начальной школе.

3.Структурировать средства обучения английскому языку в начальной школе.

4.Провести диагностику осведомленности учителей о методах и средствах обучения английскому языку.

5.Выявить уровень лексического запаса младших школьников в области английского языка.

Методы исследования: анализ литературных источников по теме исследования; констатирующий этап естественного педагогического эксперимента; анкетирование, тестирование; методы математической обработки исследования.

База исследования: 13 учащихся 2 «А» класса, 15 учащихся 2 «Б» класса МБОУ СОШ № 83 г. Краснодара. Всего 28 учащихся.

1 Значение учебной дисциплины «Английский язык» в обучении младших школьников

Иностранный язык – один из важных и относительно новых предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира, наряду с русским языком и литературным чтением он входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию [12]. Предмет «Иностранный язык» способствует формированию представлений ученика о диалоге культур, осознанию им себя как носителя культуры и духовных ценностей своего народе, национальной идентичности, гражданственности, норм морали и речевого поведения.

Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребёнку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т. п.), даёт возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать межпредметные общеучебные умения и навыки [18].

1.1 Цели и планируемые результаты обучения английскому языку в начальной школе

Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме [19].

Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в устной и письменной формах в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника. Следовательно, изучение иностранного языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;

  2. приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;

  3. развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;

  4. воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка [19].

С учётом сформулированных целей изучение предмета «Иностранный язык» направлено на решение следующихзадач:

  1. Формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими/пишущими на иностранном языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;

  2. Расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;

  3. Обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;

  4. Развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;

  5. Развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка;

  6. Приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счёт проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;

  7. Духовно-нравственное воспитание школьника, понимание и соблюдение им таких нравственных устоев семьи, как любовь к близким, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших;

  8. Развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением и т. д.), умением работать в паре, в группе [19].

При изучении иностранного языка в начальной школе стимулируется общее речевое развитие младших школьников; развивается их коммуникативная культура; формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения в процессе общения на уроке, чтения и обсуждения текстов соответствующего содержания, знакомства с образцами детского зарубежного фольклора; вырабатывается дружелюбное отношение и толерантность к представителям других стран и их культуре [13].

Личностными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются: общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе; осознание себя гражданином своей страны; осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции).

Метапредметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:

  • развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;

  • развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;

  • расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;

  • развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка;

  • овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском и т. д.) [21].

Предметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических); умение (в объёме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово [23].

Таким образом, нами были рассмотрены цели и планируемые результаты обучения английскому языку в начальной школе, выявлено, что одной из основных целей является формирование коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне.

1.2 Понятие метода, классификация методов в педагогике

Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Взяв в качестве исходного это положение, попытаемся более детально рассмотреть данное понятие и подойти к его научной трактовке.

Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». Этимология этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории [10]. «Метод – это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность», – сказано в англо-русском словаре по педагогике [11]. Очевидно, что и в процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей.

И.П. Подласый писал, что под методами обучения (дидактическими методами) понимают совокупность путей, способов решения задач образования.

Поскольку обучение – деятельность совместная, то применительно к педагогу уместно говорить о методах преподавания. А по отношению к ученику – методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учеников, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения [14].

Методы обучения выполняют много функций. Главными являются: обучающая, мотивационная, развивающая, воспитательная, организационная. Это означает, что с помощью методов учителя не только обучают, но также решают вопросы мотивации, осуществляют воспитательные воздействия, влияют на организацию учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, метод обучения – путь к достижению поставленной цели. Методы обучения состоят из приемов – отдельных разовых действий. В методе ярко просматриваются объективная и субъективная части. Там, где педагог вносит конкретные изменения в метод, проявляется его творчество [11].

Путей достижения цели обучения много, учитель может выбирать любой из них, но он всегда будет стремиться выбрать наилучший. Чтобы облегчить проблему выбора, методы необходимо сравнивать по их эффективности. А чтобы сравнивать, нужно представить, сколько их есть, объединить в группы. Этому способствует классификация, основная цель которой – упорядочение методов обучения.

Рассмотрим сущность и особенности наиболее обоснованных классификаций методов обучения:

1. Классификация методов обучения по источникам знаний (Н. М. Верзилин, Е. Я. Голант, Е. И. Петровский и др.), которые служат в качестве общего признака выделяемых в ней методов. Главных источников издавна известно три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один – книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации – видео в сочетании с новейшими компьютерными системами.

  1. Классификация методов по назначению, или по основной дидактической цели, для достижения которой они служат (М. Д. Данилов, Б. П. Есипов, Комков И.Ф.). В качестве общих признаков классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке, и цели, которые достигаются на каждом из них. Выделяются методы: а) приобретения знаний; б) формирования умений и навыков; в) применения знаний; г) творческой деятельности; д) закрепления; е) проверки знаний, умений, навыков.

  2. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин) [14, 22].

С этой точки зрения они выделяли следующие методы:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;

б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;

в) проблемное изложение изучаемого материала;

г) частично-поисковый, или эвристический метод.

Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные группы:

а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности [5].

1.2.1 Игровой метод как основа обучения английскому языку

Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход. Главное назначение данного метода – стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы ребенок получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности [26].

Использование игр в обучении делает авторитарную позицию воспитателя нецелесообразной. Чтобы заинтересовать детей игрой, ввести элементы неожиданности, свободного выбора, эмоционально раскрепостить детей, он сам должен стать ее участником. Дидактические игры как нельзя лучше согласуются с идеями свободного развития ребенка, индивидуальным и личностно ориентированным обучением.

Игры можно разделить на два раздела.

Первый раздел составляют грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию речевых навыков. Раздел открывают грамматические игры. Тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие «построение» фундамента речи. Фонетические игры, предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. И, наконец, формированию и развитию речевых и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых – освоение правописания изученной лексики.

Второйраздел называется «Творческие игры». Цель этих игр – способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении могут быть проявлены в речевых играх.

Современные дидактические игры в начальной школе – это преимущественно игры по правилам, их дети воспринимают как условия, поддерживающие игровой замысел, их невыполнение уничтожает игру, делает ее неинтересной. Поэтому правила тщательно продумываются и сообщаются до начала игры. Сперва – игровое задание, затем – способ его выполнения [16].

Игры имеют много функций: активизируют познавательные процессы; воспитывают интерес и внимательность детей; развивают способности; вводят детей в жизненные ситуации; учат их действовать по правилам; развивают любознательность, внимательность; закрепляют знания, умения. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления индивидуальными чувствами, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет его к самостоятельным открытиям, решениям проблем [1].

Разнообразие игровых средств позволяет учителю всегда выбрать игру, необходимую для решения конкретных задач. Он может вплетать дидактические игры как постоянный элемент в свою систему.

Основные требования, которые должны соблюдать учителя при планировании и проведении дидактических игр: игра должна органически вытекать из логики учебно-воспитательного процесса, а не быть к нему искусственно привязана; должна иметь интересное, привлекательное название; содержать действительно игровые элементы; иметь обязательные правила, которые нельзя нарушать; содержать считалки, рифмы, стихи.

Учитель, готовясь к игре, отрепетирует свои движения, позы, слова: постарается сделать их красивыми, интересными, неожиданными. Если после игры дети не смеются, не чувствуют удовольствия, ее нужно считать неудавшейся.

Наиболее распространены сюжетно-ролевые игры, игры-упражнения, игры-драматизации, игры-конструирования [9].

Сюжетно-ролевые игры способствуют активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения, а так же – наиболее сильным мотивирующим фактором, удовлетворяющим потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений.

Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

Урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где классная аудитория – это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс – это взаимодействие всех присутствующих. При этом успех в обучении – это результат коллективного использования всех возможностей для обучения. И обучаемые должны вносить значительные вклад в этот процесс. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр.

Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.

Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться.

1.2.2 Словесные методы обучения младших школьников английскому языку

Во всех классификациях присутствуют методы устного изложения знаний. К ним относятся рассказ, объяснение, разъяснение, беседа, инструктаж.

Словесные методы применяются на всех этапах обучения: во время подготовки к усвоению нового материала, в процессе его объяснения, усвоения, обобщения и применения [21].

Рассказ – это образное, красочное, яркое монологическое изложение учебного материала учителем. Этот метод чаще других используется в младших классах. К рассказу учитель обращается, когда детям необходимо сообщить яркие, новые для них факты, события, то, чего дети не могут наблюдать непосредственно. Рассказ – мощный источник влияния на мыслительную деятельность, воображение, эмоции младших школьников, расширение их кругозора.

Если рассказ имеет больше признаков пассивного метода, то объяснение – активный метод последовательного, логического, четкого, доступного детям изложения сложных вопросов. Объяснение обязательно сопровождается участием детей, их собственными наблюдениями, демонстрацией опытов и образцов действий, сочетается с иллюстрацией.

Объяснение дополняется инструктированием относительно выполнения операций, действий, заданий: как учить стихотворение, сделать упражнение, организовать рабочее место и т. д. Инструкции для детей должны быть четкими, однозначными, краткими, содержать не более 4-5 заданий [13].

Рассказ, объяснение и лекция относятся к числу монологических, или информационно-сообщающих методов обучения. Беседа же является диалогическим методом изложения учебного материала (от греч. Dialogos – разговор между двумя или несколькими лицами), что уже само по себе говорит о существенной специфике этого метода. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся рассуждать, активизировать мышление, анализировать изучаемые факты и явления в определенной логической последовательности и самостоятельно подходить к соответствующим теоретическим выводам и обобщениям.

Беседа– это диалог: вопросы учителя и ответы учеников. Она заставляет мысль ученика следовать за мыслью учителя, в результате чего ученики шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний.

По назначению выделяются беседы: 1) вводные, или организующие; 2) сообщения новых знаний; 3) синтезирующие, или закрепляющие; 4) контрольно-коррекционные. По уровню познавательной самостоятельности учеников выделяются беседы репродуктивные и эвристические.

Вводная (подготовительная) беседа проводится обычно перед началом учебной работы. Ее цель – выяснить, правильно ли ученики поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют себе, что и как нужно делать [15].

Беседа-сообщение (объяснительная) бывает: вопросно-ответной, не допускающей возражений, с запоминанием ответов; сократической (мягкой, почтительной со стороны ученика, но допускающей сомнения и возражения); эвристической (ставящей ученика перед проблемами и требующей собственных ответов на поставленные учителем вопросы). В начальной школе используются все виды бесед.

Синтезирующие (итоговые или закрепляющие) беседы служат для обобщения и систематизации уже имеющихся у школьников знаний, а контрольно-коррекционная (проверочная) беседа применяется в диагностических целях и, когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у учеников знания.

Для успешного проведения беседы необходима серьезная подготовка к ней учителя. Следует четко определить тему беседы, ее цель, составить план-конспект, подобрать наглядные пособия, сформулировать основные и вспомогательные вопросы, которые могут возникнуть по ходу беседы, продумать методику ее организации и проведения.

1.2.3 Виды речевой деятельности на уроках английского языка

Комплексный подход к обучению английскому языку позволяет включить в программу чтение текстов различной тематики, составление диалогов и монологов, решение проблемных ситуаций, разработку проектов и написание писем, как дружеских, так и официальных, прослушивание аудиозаписей. Таким образом, преподаватели добиваются максимального усвоения информации на самих занятиях [4].

При обучении английскому языку на начальном этапе звукозапись играет очень важную роль. Она дает возможность детям слышать подлинную речь на английском языке. А так как у детей младшего школьного возраста хорошо развита способность к имитации, то звукозапись и дает им образец для подражания. Это благотворно сказывается на качестве их произношения, а также на формировании умения понимать речь на слух.

Овладение аудированием дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Оно позволяет учить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и таким образом воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке. Воспитательное значение формирования умения понимать речь на слух, заключается в том, что оно положительно сказывается на развитии памяти ребёнка, и, прежде всего слуховой памяти столь важной не только для изучения иностранного языка, но и любого другого предмета.

Аудирование вносит свой вклад и в достижение образовательной цели, обеспечивая детям возможность понимать высказывания, как бы элементарны они ни были, на языке другого народа.

Аудирование служит и мощным средством обучения иностранному языку. Оно даёт возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией; ритмом, ударением, мелодикой.

Будучи тесно связанным с другими видами речевой деятельности, аудирование играет важную роль в изучении иностранного языка и особенно при коммуникативно-направленном обучении.

Говорение – самый сложный вид речевой деятельности, овладение которым сопряжено с большими трудностями. Эти трудности обусловлены сложностью самого процесса порождения речевого высказывания, который далеко не просто протекает и на родном языке, поскольку он связан с формулированием мысли средствами английского языка [8].

На начальном этапе обучение монологической формы общения предполагает умение описать предмет, лицо, явление; сделать сообщение по теме; рассказать о прочитанном/прослушанном; выразить свои эмоции: понравилось/не понравилось и др.

Что касается диалогической формы общения, то она предполагает умение приветствовать собеседника и отвечать на его приветствие; умение вежливо попрощаться; умение представить кого-то кому-то; выразить согласие/несогласие что-то сделать; умение поздравить с праздником; выразить сожаление извинение; выразить радость, восторг, удовольствие/неудовольствие и др.

Диалог – процесс общения двух и более собеседников, каждый из которых по очереди выступает в роли слушающего и говорящего. Диалогическую речь нельзя спланировать, запрограммировать, она более ситуативно обусловлена. Ей свойственна большая эмоциональность и экспрессивность. Диалог связан с рядом умений, обеспечивающих ход беседы:

- стимулирование собеседника на высказывание: What are you doing? I’m going home, and you? Will you open the window?

- реагирование на речевой стимул: No, I'm going shopping. I don’t know, where he lives. What shall I do? So am I. Who are you writing to?

- развертывание реплики-ответа для придания высказываниям характера беседы.

В методологический компонент содержания обучения говорению входят умение пользоваться опорами, осознанно производить операции, необходимые для говорения, а также умение создавать свои опоры для успешного осуществления высказывания.

Также на начальном этапе формируется произношение. В большинстве методик обучение начинается с устного опережения – ученики только слушают и говорят, что не мешает постепенному обучению алфавиту. К каждой пройденной букве дается транскрипция. Знать и самостоятельно читать ее должен уметь каждый ученик.

Под письмом понимается овладение учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации речевого и языкового материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением [25].

Графика письма при обучении иностранному языку предполагает собой обучение детей полупечатному шрифту. Прежде всего, учитель знакомит учеников с буквой, называет ее, говорит. Какие она может предавать звуки, вспоминает знакомые ученикам слова, где есть эта буква.

Учащиеся испытывают трудности в освоении графемно-фонемных соответствий в английском языке: буква «а» передает 7 фонем, а звук [f] может передаваться буквосочетаниями f, ff, ph, gh.

Письменные работы, описания выполняются даже в том случае, когда учащиеся делают упражнения квалифицируемые как творческие. Их не нужно обучать письменной речи как самостоятельному виду речевой деятельности.

Примеры упражнений: закончить предложение; написать 3 предложения по образцу; написать предложения, дополнив их словами, данными в скобках; согласиться или не согласиться с утверждениями; написать вопросы к тексту; ответить письменно на вопросы; выписать предложения.

На начальном этапе обучения чтению первоначальная задача учителя – научить школьников пользоваться графической системой изучаемого иностранного языка при самостоятельном озвучивании текста и, таким образом, обеспечить им возможность усваивать учебный материал через зрительное восприятие, создавая в памяти учащихся зрительные комплексы в виде слов и других единиц зрительно воспринимаемого печатного материала. Для начального этапа очень важно графическое оформление текста и его иллюстративность, то есть такое расположение печатного материала, которое бы соответствовало механизму формирования чтения – постепенному расширению поля чтении (eye-span) и т. д., и подключение опоры в виде картинки, способствующей лучшему пониманию читаемого.

Учащиеся усваивают буквы английского алфавита: они должны уметь назвать букву и звук, который она передает. В английском языке соотношение согласных (буква – звук), как правило, однозначно, например: р [р], b [b], m [m] и т.д. Такого прямого соотношения нет в гласных и некоторых согласных (w, с, g), и они представляют наибольшую трудность для учащихся, поскольку каждая из гласных, например, передает несколько звуков. То же самое можно сказать и о буквосочетаниях: одни из них стабильно передают один звук, например: sh [s], сk [к], ch [ts], ph [f], а другие – разные звуки: th [θ], [ð].

Для начального этапа воспитательная ценность текстов, их нравственный потенциал является первым и главным требованием: в какой степени тексты способствуют воспитанию детей в широком смысле этого слова и формированию морально-этических норм поведения.

Вторым, не менее важным требованием является познавательная ценность и научность содержания текста.

Третьим требованием является соответствие содержания текста возрасту учащихся. Попытка включения текстов, отвечающих этому требованию, прослеживается в учебниках II, III и IV, V классов. Так, в III классе, учитывая возраст детей, их интерес к сказкам, как в учебник, так и в книгу для чтения включены сказки, где действующими лицами выступают животные.

Четвертое требование связано с языком текста. На начальном этапе и, особенно на первом году изучения английского языка, учитывая трудности английской орфографии, обучение чтению должно осуществляться на лексико-грамматическом материале, предварительно усвоенном устно. Это позволяет снимать трудности, связанные с пониманием читаемого, и больше внимания уделять технике, выразительности чтения.

Итак, нами были рассмотрены такие понятия, как метод обучения английскому языку и виды речевой деятельности младших школьников на уроках английского языка. Мы рассмотрели основные виды работы на уроках английского языка на начальном этапе обучения: аудирование (прослушивание записи), чтение, письмо, а так же говорение (монологическое и диалогическое), а также проанализировали такие методы обучения младших школьников английскому языку, как словесные и игровые.

1.3 Средства обучения младших школьников английскому языку

В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «средство обучения». Одни авторы применяют его в узком смысле, имея в виду средства-инструменты, которые служат достижению общеобразовательных и воспитательных целей обучения. Другие к средствам обучения помимо материальных средств-инструментов относят интеллектуальные средства осуществления мыслительной деятельности, которые дают возможность человеку проводить опосредованное и обобщенное познание объективной действительности. Третьи подразделяют средства обучения на средства учения, которыми пользуется ученик для усвоения материала и собственно средства обучения, т.е. средства, которые использует педагог для создания условий учения для ученика.

Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам [18].

Все средства обучения делятся на материальные и идеальные.

К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.

В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению. Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Рассмотрим Таблицу 1, в которой указаны материальные и идеальные средства обучения, применимые для обучения английскому языку на начальном этапе обучения.

Таблица 1 – Средства обучения.

Идеальные средства обучения

Материальные средства обучения

1 уровень – на уроке:

Произведения искусства, другие достижения культуры (музыка, литература, видеоматериал), средства наглядности (чертежи, рисунки, схемы), учебные компьютерные программы по теме урока.

Отдельные тексты из учебника, задания, упражнения и задачи для решения учащимися тестовых материалов, ТСО.

Окончание таблицы 1

2 уровень – учебный предмет:

Учебные компьютерные программы охватывающие весь курс обучения предмета, развивающая среда для

накопления навыков по данному предмету.

Учебники и учебные пособия, дидактические материалы.

3 уровень – весь процесс обучения:

Система обучения, методы обучения, система общешкольных требований.

Кабинеты для обучения, библиотеки, учебная среда, лингафонный кабинет.

В таблице 1 указаны средства обучения английскому языку на трех уровнях.

1 уровень – урок, здесь указаны те средства, которые педагог может использовать для организации и проведения урока.

2 уровень – учебный предмет, сюда помещены средства, позволяющие организовать и проводить на необходимом уровне преподавание какого-либо учебного предмета.

3 уровень – весь процесс обучения. Здесь уже не достаточно средств, позволяющих организовать изучение отдельного предмета, не достаточно и средств, используемых учителем на уроке или практическом задании. Необходима уже целая система средств, определяющая изучаемые предметы, их взаимоотношения и взаимосвязи [21].

Итак, мы рассмотрели средства обучения младших школьников английскому языку. Выяснили, что средства бывают двух видов и что к ним относятся такие предметы как учебники, диски, тексты, речь учителя, кассеты, видеоматериал.

2 Экспериментальная работа по выявлению уровня осведомлённости учителей начальных классов о методах и средствах обучения английскому языку в начальной школе и уровню сформированности лексического запаса младших школьников в области английского языка

2.1 Определение уровня осведомлённости учителей начальных классов о методах и средствах обучения английскому языку в начальной школе

Констатирующий этап эксперимента проводился на базе МБОУ СОШ № 83 г.Краснодара. Для определения уровня осведомлённости учителей начальных классов о методах и средствах обучения английскому языку в начальной школе нами была составлена анкета, содержащая 5 вопросов.

В анкетировании приняли участие 5 учителей.

Анкета

Уважаемые коллеги!

Просим Вас ответить на следующие вопросы

1. В каких классах вы преподаете?_________________________________________

2. Какие средства обучения английскому языку вы знаете?

____________________________________________________________

3. Какие средства обучения английскому языку вы используете в своей работе?

__________________________________________________________________

4. Какие методы обучения английскому языку вы знаете?

__________________________________________________________________

5. Какие методы обучения английскому языку вы используете в своей работе?

__________________________________________________________________

Спасибо!

Критерии обработки анкеты.

По второму и третьему вопросам:

Названы:

0-2 средства обучения – низкий уровень осведомлённости

3-4 средства обучения – средний уровень осведомлённости

5 и больше средств обучения – высокий уровень осведомлённости

По четвёртому и пятому вопросам:

Названы:

0-2 метода обучения – низкий уровень осведомлённости

3-4 метода обучения – средний уровень осведомлённости

5 и больше обучения – высокий уровень осведомлённости

Р

Методы

езультаты проведённого анкетирования представлены на Диаграмме 1 и Диаграмме 2.

 

 

 

Диаграмма 1 – Уровень осведомлённости учителей в области методов обучения английскому языку.

 

Из Диаграммы 1 видно, что высокий уровень осведомлённости в области методов обучения английскому языку у 4 учителя (80%), средний уровень осведомлённости у 1 учителей (20%), низкий уровень осведомлённости отсутствует.

 

Средства

 

 

Диаграмма 2 – Уровень осведомлённости учителей в области средств обучения английскому языку.

 

Из Диаграммы 2 видно, что высокий уровень осведомлённости в области средств обучения английскому языку у 3 учителя (60%), средний уровень осведомлённости у 2 учителей (40%), низкий уровень осведомлённости отсутствует.

2.2 Определение уровня сформированности лексического запаса младших школьников в области английского языка

В экспериментальной работе приняли участие 13 учащихся 2 «А» класса, 15 учащихся 2 «Б» класса. Всего 28 учащихся.

Целью проведения диагностики было выявление исходного уровня усвоения младшими школьниками лексического материала.

В качестве диагностического тестирования применялись проверочные задания, предложенные УМК «Spotlight 2» к уроку «Мои игрушки».

Ход проведения: перед учащимися лежит лист с заданиями. Они должны выполнить три задания:

1. Перед учениками изображение трех игрушек. Они дважды прослушивают описание игрушки и ставят галочку у одной из предложенных кукол на рисунке.

2. Учащимся необходимо соединить две части игрушек и подписать их название на английском.

3. Ученикам необходимо закончить предложения, опираясь на рисунок.

Уровень сформированности лексического запаса считался высоким, если в аудировании и на письме была одна допущена ошибка; средний уровень – одно не выполненное задание; низкий уровень – невыполненные два задания. Попытки учащихся воспользоваться подсказками или «подглядеть» в учебник, указывали на незнании лексики или на непонимание задания.

Результаты, полученные в ходе диагностики представлены на Диаграмме 1.

 

класс

 

 

Диаграмма 3 – Сформированность лексического запаса младших школьников в области английского языка

 

Из диаграммы видно, что в экспериментальном классе высокий уровень сформированности лексического запаса младших школьников в области английского языка у 3 учащихся (23%), средний уровень – у 5 учащихся (38,5 %), низкий уровень – у 5 учащихся (38,5%).

В контрольном классе высокий уровень сформированности лексического запаса младших школьников в области английского языка у 3 учащихся (20%), средний уровень – у 6 учащихся (40%), низкий уровень – у 6 учащихся (40%).

Таким образом, можно сделать вывод, что и в экспериментальном, и в контрольном классах у учащихся в основном средний и низкий уровень сформированности лексического запаса младших школьников в области английского языка. Одной из причин можно считать невысокий уровень осведомлённости учителей с области методов и средств обучения английскому языку.

2.3 Структуризация методов и средств обучения английскому языку в начальной школе

Схема 1 – Методы обучения английскому младших школьников

Схема 2 – Средства обучения английскому языку в начальной школе

На Схемах 1 и 2 изображены средства и методы обучения английскому языку в начальной школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ввиду того, что позиции английского языка в мире как лидирующего средства международного общения все более и более усиливаются, и не наблюдается никаких весомых тенденций к остановке или замедлению данного процесса, проблема использования эффективных методов преподавания английского языка представляется крайне важной.

В теоретической части работы рассмотрено понятие метода обучения как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, приведены классификации методов.

Рассмотрен игровой метод, как один из основных при обучении английскому языку в начальной школе.

Каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся, а так же применение различных видов речевой деятельности младших школьников на уроках.

Мы рассмотрели основные виды работы на уроках английского языка на начальном этапе обучения: аудирование, чтение, письмо, а так же говорение.

Нами структурированы средства обучения английскому языку в начальной школе и представлены в таблице по уровням и видам: материальные и идеальные.

В экспериментальной части мы провели анкетирование учителей и продемонстрировали результаты на диаграммах. А так же схематично представили результаты диагностики сформированности лексического запаса учащихся, что дало нам следующие результаты в экспериментальном классе высокий уровень сформированности лексического запаса младших школьников в области английского языка у 3 учащихся, средний уровень – у 5 учащихся, низкий уровень – у 5 учащихся.

В контрольном классе высокий уровень сформированности лексического запаса младших школьников в области английского языка у 3 учащихся, средний уровень – у 6 учащихся, низкий уровень – у 6 учащихся.

Таким образом, цель исследования по выявлению и структурированию общепедагогических и специфических методов и средств обучения английскому языку в начальной школе достигнута. Все поставленные задачи выполнены. Гипотеза о том, что недостаточная осведомлённость учителей английского языка в области общепедагогических и специфических методов и средств обучения английскому языку в начальной школе ведет к низкому уровню усвоения лексического запаса младших школьников в области английского языка подтвердилась.

Исследование может быть продолжено в направлении «Педагогические технологии обучения английскому языку в начальной школе».

список использованных источников

  1. Английский язык в начальной школе. [Электронный ресурс] URL: http://otherreferats.allbest.ru/.

  2. Артемов В.А. Психология обучения иностранному языку/В.А. Артемов. – М.: Просвещение, 1969. – 279с.

  3. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 151с.

  4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения? М.: Педагогика, 1977. – 257 с.

  5. Бабинская Т.К., Маслыко Е.А. Настольная книга учителя иностранного языка/Т.К.Бабинская – М.: Высшая школа, 1998. – 522с.

  6. Галльская Н.Д. Современные методики обучения иностранным языкам /Н.Д.Галльская – М.: Аркти-Глосса, 2004. – С. 165.

  7. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий/П.Я.Гальперин – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. – 480с.

  8. Гез. Н.И. Роль условий общения при обучении слушанию и говорению//Иностранные языки в школе. – 1981. – №5. – с. 32.

  9. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе/ И.А.Зимняя. – М.: Просвещение, 1991. – 222с.

  10. Игра – метод обучения английскому языку. [Электронный ресурс] URL: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65625a2ac78a4c53a88421216d27_0.html

  11. Израилевич Е.Е., Качалова К.Н. Практическая грамматика английского языка/ Е.Е.Израилевич. – М.: Юнвес, 2003. – 718 с.

  12. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам / Г.А. Китайгородская. – М.: Высшая школа, 1986. – 302c.

  13. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков/ И.Л.Колесникова – СПб: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ»», «Cambridge University Press», 2001. – 224с.

  14. Комков И.Ф. О некоторых методах начального обучения иностранным языкам в школе // Государственное учебно-педегогическое издательство Министерства Просвещения БССР. – 1963. – 170с.

  15. Кондаков А.М. Примерные программы по учебным предметам / А.М.Кондаков. – М.: Просвещение, 2010. – 230с.

  16. Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики // Советская педагогика.- 1989.- № 11. – с.70

  17. Методика обучения иностранному языку. [Электронный ресурс] URL: http://sbiblio.com/biblio/

  18. Младшие школьники познающие иностранный язык. Английский для начальной школы. [Электронный ресурс] URL: http://www.prometeus.nsc.ru/archives/exhibit2/forlang.ssi

  19. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети/ Е.И.Негневицкая. – М.: Наука, 1981. – 220с.

  20. Пассов Е.И. Цели обучения иностранному языку: учебное пособие.// – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – №6. – с.3-6.

  21. Подласый И.П. Педагогика начальной школы/ И.П.Подласый – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. – 399с.

  22. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. Вузов, 3-е изд./ Г.В.Рогова – М.: Просвещение, 2000. – 232с.

  23. Савионов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения/ Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191с.

  24. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов. – М.: Академия, 2000. – 510с.

  25. Средства и методы обучения. [Электронный ресурс] URL: http://5ballov.qip.ru/referats/.

  26. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка/ М.Ф.Стронин – М.: Просвещение, 1984. – 112с.

  27. Шадриков В.Д. Психологическая деятельность и способности человека/ В.Д.Шадриков. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. – 320с.

  28. Шадриков В.Д. Способности человека. [Электронный ресурс] URL: http://ru.wikipedia.org

 

 

 

Просмотров работы: 57664