ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Здоровье – это важнейший фактор, позволяющий человеку полноценно жить и трудиться. Еще в древности здоровье понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".[7]

Сегодня, проблема здоровья является одной из актуальных проблем.

Здоровье — самое ценное, что мы имеем. Его нельзя купить ни за какие деньги. Здоровье нужно закалять и сохранять.

Формирование здорового образа жизни зависит только от нас самих, наших предпочтений, убеждений и мировоззрений.

В наше время, научно-технической и промышленной революции за человека почти все делают машины, лишая его двигательной активности. Основная доля физических нагрузок приходится на спорт и физическую культуру. На которые у нас как всегда нет возможности, времени, сил, желания и т.д. Отсюда и слабое здоровье, и вялость, и болезни, и ожирение и остальные недуги.

Также на состояние здоровья человека влияет экологическая обстановка в месте его проживания, качества питания и наличия благоприятных природных условий. В районе с экологическими проблемами поддержание здоровья носит первостепенный характер.[5]

Поговорим о ЗОЖ. Личность – это социальная категория, это характеристика человека, как общественного индивида, субъекта и объекта социальных отношений. «От начала и до конца личность это явление социальной природы, социального происхождения…» Понятие «личность» указывает на связь человека и общества. Таким образом, из выше написанных мною слов, следует, что нужно обращать особое внимание на ведение здорового образа жизни (ЗОЖ) личности. Ведь, если каждая личность будет вести ЗОЖ, то тогда всё наше общество будет здоровым, а это весьма значительно.

Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально–психологических ситуаций.[1]

Если говорить о психологических особенностях, то любой человек мечтает всегда быть здоровым, вести здоровый образ жизни, психологические особенности, которого зависит исключительно от нас. Здоровым хочется быть по настоящему, от головы до ног. Однако происходит не всегда, так как мы хотим. Что происходит на самом деле? Ответ на это вопрос довольно просто - болеть выгодно. Вам не достаточно внимания, вам хочется отдохнуть, чтобы к вам проявили заботу, понимание, сочувствие, иметь возможность влиять на события, побыть дома и многое другое. И зачастую именно болезнь единственный способ все это получить быстро. Основы здорового образа жизни лежат в нас самих. Наша психика создана замысловатым, причудливым образом, что мы желаем на самом деле того, что не хотим и довольно часто не осознаем методы, к которым прибегаем. Или даже понимая ситуацию поменять, что - то уже поздно.[4] Довольно яркий пример подобного, когда человек вышел на пенсию. Он обосновывается дома и больше не имеет возможности, находится в привычных местах, он не общается со знакомыми людьми, с которыми дружил ранее, не так интересен и не так востребован. И появляется боязнь одиночества, не нужности и очень хочется вернуть, то, что ушло, востребованность, внимание окружающих, уважение и интерес к себе, и он выбирает способ заболеть, а не что - то изменить в своей жизни. Первыми чувствуют на себе негативное влияние это родные, близкие. Именно им приходится "расхлебывать" данную ситуацию, возмещать внимание, уважение, которого не хватает. И происходит до боли знакомая всем ситуация, которую мы можем увидеть у многих своих знакомых, здоровье одного члена семьи держит все семью на коротком поводке. Многие становятся манипуляторами своих близких, чтобы получить желаемое, и мало кто принимает этот факт, что привычная жизнь изменилась и нужно подстраиваться под новые изменения. Какой можно сделать вывод?За вашздоровый образ жизниответственны только вы сами. И если произойдет так, что вы заболеете, спросите себя: "Почему заболел я, какая выгода мне с этого?". Ответы на эти вопросы могут удивить вас. Останется только сделать правильный вывод, и поменять в своей жизни что то.[8]

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:

  • распорядок дня;

  • рациональный режим труда и отдыха, рациональное питание;

  • дыхание;

  • режим сна;

  • искоренение вредных привычек;

  • оптимальный двигательный режим;

  • плодотворный труд;

  • личную гигиену;

  • массаж;

  • закаливание и т.д.

Неотъемлемой частью здорового образа жизни являются высокие моральные, нравственные и этические ценности человека. Большое внимание надо уделять формированию сознания личности как общественной единицы.[2]

Мотивация при формировании ЗОЖ средствами ФК и С, как и в любой другой деятельности, занимает особое место. И мотивы, побуждающие человека заниматься ФК и С имеют свою структуру:

1. Непосредственные мотивы:

  • потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности;

  • потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью;

  • стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях;

  • потребность в самовыражении, самоутверждении.

2. Опосредованные мотивы:

стремление стать сильным, здоровым;

  • стремление через физические упражнения подготовить себя к практической жизни;

  • чувство долга («стал заниматься физическими упражнениями, потому что нужно было посещать уроки ФК как обязательные в школьной программе»).[1]

В заключение можно сказать, что физическая культура — составная часть общей культуры. Она не только укрепляет здоровье, но и избавляет от некоторых врожденных и приобретенных недугов. Физическая культура нужна людям и физического и умственного труда. Но особенно она необходима детям и подросткам, так как в их возрасте закладывается фундамент физического развития и здоровья.

Особенно большое значение физкультура и спорт приобретают сейчас, в век технической революции, когда бурными темпами в промышленность и сельское хозяйство внедряются механизация и автоматизация. Труд многих рабочих постепенно сводится к управлению машинами. Это снижает мышечную деятельность рабочих, а без нее многие органы человеческого тела работают на пониженном режиме и постепенно ослабевают. Такую мышечную недогрузку возмещают человеку занятия физической культурой и спортом. Ученые установили, что занятия физкультурой и спортом оказывают благотворное влияние на производительность труда.

Неоценимую услугу физкультура и спорт оказывают и в формировании у молодёжи высоких моральных качеств. Они воспитывают волю, мужество, упорство в достижении цели, чувство ответственности и товарищества.[2]

Список используемой литературы:

  1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М., 1976

  2. Все о здоровом образе жизни: Пер. с англ. – Франция: Ридерз Дайджест, 1998

  3. Правосудов В.П. Физическая культура и здоровье. – М, 1985г

  4. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии.» СПб., 1999г.

  5. Оглоблин К.А. Здоровый образ жизни. – Уссурийск, 1998

  6. http://do.gendocs.ru/docs/index-94182.html

  7. http://www.coolreferat.com/Психологические_особенности_здорового_образа_жизни

  8. http://bbcont.ru/psychologies/zdorovyi-obraz-zhizni-psihologicheskie-osobennosti.html

Просмотров работы: 4391