ПОДДЕРЖКА И СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПОДДЕРЖКА И СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Шитикова Д.А. 1
1Санкт-Петербургский государственный экономический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. Основной идеей для написания эссе послужило отсутствие пропаганды и специальных программ молодежного туризма в г. Санкт-Петербурге. В работе предложен новый взгляд на формирование турпродуктов для молодежного туризма на основе неформальных культурных объектов Санкт-Петербурга.

В ходе исследования выявлено: во-первых, отсутствует необходимая нормативно-правовая защита неформальных аттракторов г. Санкт-Петербурга, т.к. до сих пор не определен статус таких объектов, во-вторых, необходимо создать полный перечень неформальных культурных объектов в г. Санкт-Петербурге как аттракторов молодежного интереса; в-третьих, провести тематическую сегментацию и структуризацию неформальных аттракторов для разработки разнообразных молодежных туров.

Новизна и перспектива продолжения работы: в работе выявлены проблемы нормативно-правовой защиты неформальных культурных аттракторов в г. Санкт-Петербурге, отсутствие максимально полного реестра неформальных культурных аттракторов, поэтому работа имеет дальнейшие перспективы для продолжения исследования.

Практическое значение: создание реестра неформальных культурных объектов позволит защитить эти аттракторы от разрушения и забвения, и даст возможность создавать новые туристские продукты и привлекать в Санкт-Петербург молодежный туристский сегмент.

Введение

Молодежный и неформальный туризм является важной частью туристических отраслей многих европейских стран. Развитие молодежного туризма является значительным вкладом в будущее любого туристического города и, во многом, помогает решить проблему малой посещаемости городов в низкий сезон (из-за которого более полугода простаивает вся туристическая инфраструктура). Молодежь является наиболее мобильной частью общества, наименее зависящей от погодного фактора (что для Санкт-Петербурга крайне важно), да и любой молодой турист может вернуться в понравившийся ему город уже на следующий год (например, на зимние студенческие каникулы) в компании своих друзей.

Для того чтобы у человека появилось желание вернуться, отдых должен быть многосторонним, информативным, уникальным, удобным и качественным. Чтобы город удовлетворял всем этим требованиям нужно изменить состояние данной туристической отрасли Санкт-Петербурга.

В городской «Программе развития Санкт-Петербурга как туристского центра на 2011-2016 гг.» молодежный туризм не рассматривается ни в одном из пунктов. В результате, на развитие этого, безусловно, перспективного направления не планируется, что будут выделяться финансирование до 2016 года.

В реалиях современного мира вполне закономерным является появление новых механизмов и моделей международного взаимодействия молодежи. Идет активный поиск качественно новых форм и механизмов общения между культурами, народами, государствами и людьми, в том числе с помощью международных туристских связей. При всем этом в условиях довольно сложных международных отношений и накопления меж цивилизационных противоречий туризм продолжает оставаться наилучшим эффективным социально-культурным явлением в развитии межкультурного диалога и коммуникаций. В этом процессе значительное место отводится молодежному туризму и международным молодежным связям, которые оказывают большое влияние на представления молодежи об обществе и культуре других народов, цивилизаций. Сегодня туризм молодеет и открывает молодым дорогу в мир новых возможностей. Всё больше молодых людей путешествует по миру.

По прогнозам ЮНВТО, к 2020 году количество выезжающих за рубеж молодых туристов должно превысить 330 миллионов человек в год. В такой ситуации международный молодежный туризм и работа в сфере международного молодежного сотрудничества в России требуют к себе особого внимания и созидания. Международное молодежное сотрудничество, в т.ч. постоянные международные молодежные туристские обмены потенциально, являясь одними из эффективных элементов системы культурно-гуманитарного влияния России на зарубежные страны, способствуют в становлении единого культурно-гуманитарного пространства. Необходимость развития этих направлений также вызвана потребностью формирования положительного образа России в мире. Однако, несмотря на предпринятые постоянные организационные шаги, на высоком уровне до сих пор так и не сформировалась четкая система поддержки в частности сферы международных молодежных туристских обменов. Следовательно, молодежный сегмент туризма в целом и его международный аспект занимает незначительную позицию в индустрии российского туризма и его нынешняя нормативно-правовая база не совершенна. Существующая инфраструктура молодежного туризма практически не развита и нуждается в преобразовании.

В этом плане инициированная программа «Развитие международного молодежного туризма в Санкт-Петербурге», представляет комплекс организационных мероприятий, направленных на поиск путей модернизации слабо развитой отрасли отечественного молодежного туризма и создание благоприятной правовой, организационно-управленческой, экономической среды для дальнейшего развития молодежного сегмента в туристской индустрии России в целом. Проект имеет все шансы стать инновационной площадкой, которая способна помочь формированию нового облика молодежных путешествий, а также способствовать созданию организационной и материальной базы молодежного туризма в Санкт-Петербурге.

С этой целью, в перспективе, в рамках программы рассматривается создание в Санкт-Петербурге кластера многофункциональных международных молодежных центров с современной инфраструктурой. Их деятельность может не только способствовать увеличению притока молодежных групп из-за рубежа, но могла бы сыграть важную социально-культурную и гуманитарную роль в международном масштабе. В этом плане Санкт-Петербург как пилотный регион программы «Развитие международного молодежного туризма в России», имея все предпосылки для создания подобных центров, может стать одним из крупных центров международного молодежного туризма и сотрудничества.

Приоритетным механизмом финансирования деятельности Центра (ЦММ-СиТ) как некоммерческой организации является участие в международных и отечественных грантовых программах, а также привлечение целевых средств со стороны частных лиц и организаций, которые заинтересованы в данном проекте.

В то же время, предлагаемые организационные шаги и мероприятия по развитию международного молодежного туризма и сотрудничества, в частности в Санкт-Петербурге, как пилотном регионе, полностью соответствует основным положениям государственной молодёжной политики. В связи с этим мы рассчитываем на государственную организационно-правовую и финансовую поддержку на региональном и федеральном уровнях.

В представленном проекте мы рассказываем о ситуации сложившейся в данной туристической отрасли и предлагаем порядок действий городской администрации, которые помогут ее развитию.

Цель: разработать новые маршруты для развития молодежного туризма Санкт-Петербурга на основе неформальных аттракторов.

На наш взгляд интенсивному развитию молодежного туризма будет способствовать решение следующих задач:

- защита и реконструкция неформальных культурных центров;

- создание новых экскурсионных маршрутов;

- развитие популярных молодежных городских туристических брендов.

Для более понятного изложения проблем, с которыми сталкивается развитие молодёжного туризма, и предлагаемых методик их решения, в дальнейшем каждая проблема будет рассматриваться в отдельности. Тем более что каждая из них может решаться отдельно от всех остальных.

Глава 1. Неформальная культура города как аттрактор молодежного интереса в г. Санкт-Петербурге

Формулировка проблемы:

При рассмотрении проблем развития внутреннего туризма или культуры города администрация Санкт-Петербурга, как правило, говорит о защите городского культурного наследия. Обычно имеется в виду культурные объекты 18-19-го или начала двадцатого веков, имеющие доказанную историческую ценность. При этом почти всегда забывается культурная ценность других, менее формальных объектов имеющих колоссальное значение, как для горожан, так и для туристов.

Неформальная культура города (в отличие от формальной) часто основана не только и не столько на истории, сколько на городском фольклоре. К примеру, часто ведутся споры о правдивости мистической истории создания Башни Грифонов. Но эта башня уже стала полноценной частью городского фольклора, и история её создания отошла на второй план. То же происходит и с другими не менее популярными городскими объектами, такими как известнейшие достопримечательности для всех рокеров России, как «Эльфийский садик» или магазин «Castle Rock».

Стоит отметить, что многие неформальные культурные объекты были уже отмечены Комитетом по культуре Санкт-Петербурга в рамках проекта по созданию «Реестра неформальных достопримечательностей Санкт-Петербурга». Список объектов этого реестра, созданного в 2011 году, можно посмотреть здесь: http://www.etovidel.net/registry. Из городских кафе в него вошла пышечная на Большой Конюшенной. Проблема в том, что даже объекты, включенные в данный реестр, не обладают какой либо дополнительной юридической защищенностью и доступ для них туристов часто оказывается невозможен. Ярким примером может служить Башня Грифонов, Ротонда и двор Санкт-Петербургского университета. Доступ туристов к этим объектам, включенным в Реестр неформальных достопримечательностей Комитета по культуре, оказывается ограничен, и людям приходится часами ждать возможности пройти и посмотреть тот или иной культурный объект.

Цель: защита неформальных культурных объектов Санкт-Петербурга.

Задачи:

  • предоставление доступа к неформальным культурным объектам всем желающим;

  • популяризация неформальных культурных объектов;

  • выявление наиболее популярных неформальных культурных объектов.

Этапы реализации:

1. Создание новой (уточненной) базы данных неформальных достопримечательностей.

2. Создание юридической платформы для определения законодательного статуса по неформальным культурным объектам и согласование ее с представителями профильных комитетов Правительства Санкт-Петербурга и Законодательного Собрания.

В рамках данного этапа должны быть достигнуты предварительные договоренности по официальному статусу неформальных культурных объектов (решение по их доступности и защищенности).

3. Проведение официального мероприятия по присвоению статусов неформальных достопримечательностей.

4. Создание постоянного Общественного совета по вопросу сохранения неформальных достопримечательностей Санкт-Петербурга.

Дополнительно: Создание полноценного (расширенного) реестра мест, имеющих культурное значение. В этот реестр необходимо включить не только памятники искусства, но и магазины, кафе, рестораны, бары и клубы. Места, включенные в этот реестр должны иметь особый статус, который предусматривал бы при решении вопроса об их возможной ликвидации или перепрофилирования, общественные слушанья или решения Общественного совета.

Для популяризации неформальных культурных объектов предусмотреть расположение табличек с исторической справкой о тех или иных культурных знаменитостях, посещавших это заведение, аналогично тому, как это сделано в исторических местах города.

Глава 2. Новые подходы к созданию неформальных экскурсионных маршрутов для молодежи в г. Санкт-Петербурге

Формулировка проблемы:

Не только приезжие, но и многие молодые жители города мало знают неформальную культуру Санкт-Петербурга, хотя она всегда являлась неотъемлемой частью общей культуры нашего города. В то же врем, именно объекты этой культуры привлекают большинство молодых туристов приезжающих в Санкт-Петербург из России и со всего мира.

Одной из основных проблем в развитии молодежного туризма, является нехватка качественно проработанных туристических маршрутов ориентированных преимущественно на молодежную аудиторию. Большинство фирм, работающих в туристическом бизнесе города, предлагают набор классических, не менявшихся еще с советского времени маршрутов. В результате – турист убеждается в том, что за один день можно всё посмотреть (кстати, всё это можно увидеть и в Интернете, не выходя из дома) и больше в Санкт-Петербурге делать нечего. В то же время мы прекрасно знаем, что туристический потенциал города просто неисчерпаем. Но это знание надо донести до молодежи России и Европы. И тогда молодые туристы, приехав в Петербург однажды, захотят поскорее вернуться сюда снова, так как будут понимать, что не успели посмотреть и малую часть нашего города.

Решением данной проблемы уже активно занимается издательство «Питер» совместно с популярным городским экскурсионным проектом «Ползком по Питеру». В 2012 году был выпущен первый неформальный путеводитель по Санкт-Петербургу (Марины Ждановой), распроданный на данный момент тиражом более 10 000 экземпляров. На первую половину 2014 года запланирован выпуск еще двух неформальных путеводителей Сергея Гончарова и Сергея Владимирова по неформальным заведениям и местам ленинградского рока, соответственно. Информационная поддержка Правительством Санкт-Петербурга данного проекта может весомо помочь в развитии неформального туризма.

Цель: создание новых туристических маршрутов для молодых туристов.

Задачи:

- популяризация молодежных туристических маршрутов по Санкт-Петербургу;

- поиск уже разработанных молодежных маршрутов по Санкт-Петербургу, популярных у российских и иностранных туристов.

Реализация проекта: Для решения изложенной выше проблемы мы предлагаем привлечь городскую творческую молодежь. Ведь кто, как не они знают о неформальной и молодежной жизни города лучше остальных. По сути, мы предлагаем сделать подарок от петербургской молодежи, молодежи приехавшей отдыхать в наш город. В основу целого набора новых экскурсионных маршрутов могут быть положены результаты проведения конкурсов на лучший маршрут по неформальному Санкт-Петербургу и лучшую фотографию неформальной достопримечательности.

На базе победителей этих конкурсов будут созданы карты с фотографиями в печатном и электронном виде с лучшими неформальными маршрутами по городу. В дальнейшем эти карты будут распределяться по хостелам и молодежным отелям, где они будут дариться молодым туристам от администрации города. Так же - карты большого формата можно вывешивать на стойке регистрации гостей в хостелах и неформальных молодежных заведениях.

В связи с всеобщей популяризацией смартфонов и планшетных компьютеров необходимо чтобы все карты и путеводители по неформальному городу делались не только в печатном виде, но и в электронном для операционных систем Android и iOS. (На данный момент есть предварительная договоренность с мобильным гидом по Петербургу «Petersburg», работающем на этих операционных системах, о бесплатном размещении на их базе лучших маршрутов).

По итогам всей проделанной работы в издательстве «Питер» будет напечатана книга тиражом 5000 экземпляров «Неформальные маршруты по Петербургу», которая будет продаваться во всех книжных магазинах Санкт-Петербурга и других крупных городов России.

Дополнительно, необходимо включить неформальные маршруты в презентации туристических возможностей Санкт-Петербурга проводимых на тематических форумах в других регионах.

Заключение

Сегодня сфера деятельности молодежного туризма, постепенно превращаясь в предмет активного обсуждения различных дискуссионных площадок, требует активных действий, направленных на создание условий устойчивого развития молодежного туризма в России на основе объединения усилий законодательной и исполнительной властей, бизнеса и профессионального сообщества. Опыт развитых стран мира показывает, что успех развития молодежного туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она поддерживается государством. Однако роль как государственных, так и негосударственных участников, занимающихся туристической деятельностью в данной сфере незначительна. Современное состояние системы молодёжного туризма в Российской Федерации не соответствует современным потребностям молодежи и требует пристального внимания к ее развитию. Сегодня системе молодёжного туризма необходимо комплексное развитие, её стимулирование и продвижение. Это позволит обосновать принципы формирования политики развития молодежного туризма, как в масштабах всей страны, так и на региональном и межрегиональном уровнях.

Библиографический список

  1. Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга № 11 (812) от 25 марта 2013 г.// http://gov.spb.ru

  2. Маркетинговые исследования рынка экскурсионных услуг // http://knowledge.allbest.ru/marketing/3c0b65635b3ad78a5c53b89521306d27_0.html

  3. Международный форум молодежного туризма «проблемы и перспективы развития международного молодежного туризма в современном мире» // http://userdocs.ru/turizm/28840/index.html

  4. Молодежный туризм // http://otherreferats.allbest.ru/sport/00178695_0.html

  5. 5. Молодежный туризм //

http://mkollegia.ru/index.php/molodezhnyj-turizm

 

Просмотров работы: 3260