ВРЕДНЫЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ РАБОТЕ СТРОИТЕЛЬНО – ДОРОЖНЫХ МАШИН. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВРЕДНЫЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ РАБОТЕ СТРОИТЕЛЬНО – ДОРОЖНЫХ МАШИН.

Логвинов О.П. 1
1Дальневосточный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вредные производственные факторы это неблагоприятные факторы трудового процесса или условий окружающей среды, которые могут оказать вредное воздействие на здоровье и работоспособность человека. Длительное воздействие на человека вредного производственного фактора приводит к заболеванию.

В соответствии со стандартом "ГОСТ 12.1.0.003-74 ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация" опасные и вредные производственные факторы подразделяются по природе действия на следующие группы:

- физические;

- химические;

- биологические;

- психофизиологические.

Физические опасные и вредные производственные факторы подразделяются на следующие подгруппы: движущиеся машины и механизмы; незащищенные подвижные элементы производственного оборудования; повышенная запыленность и загазованность воздуха кабины автопоезда; повышенная или пониженная температура кабины трактора; повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенный уровень вибрации; пониженная или повышенная влажность воздуха; повышенная или пониженная подвижность воздуха; отсутствие или недостаток искусственного света при погрузке; повышенная яркость света.

Психофизические опасные и вредные производственные факторы вызывают перегрузки, которые по характеру действия подразделяются на физические и нервно-психические.

Физические перегрузки подразделяются на статические, динамические, гиподинамические. Причинами нервно-психических перегрузок могут быть умственное перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки.

Шум, являясь беспорядочным сочетанием звуков разной интенсивности и частоты, по природе возникновения может быть механическим, аэродинамическим и электромагнитным.

Шум, являясь общебиологическим раздражителем, не только действует на органы слуха человека, но и может вызывать расстройство сердечно-сосудистой и нервной систем, пищеварительного тракта, а также способствовать возникновению гипертонической болезни. Кроме того, шум является одной из причин быстрого утомления работающих, что может привести к несчастному случаю.

Допустимые уровни внутреннего шума автотранспортных средств по ГОСТ Р 51616-2000 приведены в таблице 1.

Таблица 1

Допустимые уровни внутреннего шума автотранспортных средств:

Автотранспортное средство

Допустимые уровни звука, дБА

до 01.01.2014

после 01.01.2014

Автомобили категории N2, N3 (седельные тягачи, грузовые автомобили)

82

81

Автомобили категории N2, N3 (при наличии спального места)

80

78

Примечание

Для автотранспортных средств повышенной проходимости категории M G по ГОСТ Р 52051 допускается превышение допустимых уровней звука не более чем на 2 дБА.

Допустимые уровни внешнего шума автотранспортных средств по ГОСТ Р 52231-2004 приведены в таблице 2.

Таблица 2.

Допустимые уровни внешнего шума автотранспортных средств:

Автотранспортное средство

Допустимые уровни звука, дБА

Автомобили грузовые категории N2

98

Автомобили грузовые категории N3

100

Вибрация является распространенным и вредным фактором в дорожной индустрии. При строительстве дорог, мостов и ремонте дорожных одежд широко используются ручные механизированные инструменты ударного действия. Ручные пневматические молотки одновременно создают шум и вибрацию. Источниками шума являются выхлоп отработавшего сжатого воздуха, удары поршня молотка по хвостовику инструмента, соударение инструмента с обрабатываемым материалом, утечка сжатого воздуха в коммуникациях. Одновременно с шумом рабочие подвергаются действию вибрации. Интенсивная вибрация с широким диапазоном частот регистрируется на рукоятке молотка и на зубиле. Значительной вибрации подвергается левая рука рабочего (в пределах 150-215 см/с), удерживающая зубило. Правая рука, удерживающая рукоятку, подвергается вибрации 36 см/с. Вибрация, возникающая на рукоятке и зубиле, по интенсивности варьирует в довольно широких пределах, т. е. процесс работы нестабилен и зависит от многих составляющих: силы нажатия на рукоятку, давления сжатого воздуха, твердости обрабатываемого материала.

При работе с вибрирующим оборудованием рекомендуется делать 10-15-минутные перерывы после каждых 60 мин работы. Рекомендуется периодически использовать рабочих на других операциях, не связанных с действием вибрации.

Дорожно-строительные машины различных типов создают на рабочих местах водителей шум и вибрации с широким диапазоном уровней. Так, на катках Д-400А, Д-317 общий уровень шума достигает 114 дБ, асфальта укладчик типа Д-150Б создает шум до 116 дБ. Шум бульдозеров и скреперов превышает санитарные нормы на 17 дБ. На рабочем месте машиниста асфальта укладчика ДС-1 вибрация бывает выше предельно допустимого уровня на 3 дБ, на моторных катках Д-399, Д-260 и Д-404А, не снабженных вибраторами, в некоторых случаях также превышает допустимый уровень. На вибрационном катке Д-317 вибрация на рабочем месте превышает предельно допустимый уровень на 6 дБ. При этом следует учесть, что машинисты катков и асфальта укладчиков до 50 % рабочего времени находятся на сидении машины, которое подвергается наибольшей вибрации. Изложенное заставляет обратить внимание конструкторов-машиностроителей на совершенствование амортизационных элементов сидений и на необходимость учета других эргономических факторов.

Подводя итог, в связи с наличием большого количества опасных и вредных факторов большое значение приобретает профилактическая работа по оснащению технологического оборудования техническими средствами безопасности, организация работы в соответствии с правилами безопасности, соблюдение техники безопасности обслуживающим персоналом.

Список использованных источников:

  1. Бакатин, Ю.П. Безопасность дорожных машин: учеб. пособие / Ю.П. Бака- тин, С.В. Стеблецкий; МАДИ. – М., 2009. – 66 с.

  2. http://vibrona.ru/info/stat/factor/

  3. http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-186-truboprokat/123.htm

Просмотров работы: 6945