ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ПЕСНЕЙ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ПЕСНЕЙ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С. И. Ожегов определял патриотизм как «…как преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу» [Ожегов, с. 486]. Слово патриот восходит к греческому «патриотес», что в переводе на русский означает «земляк», «соотечественник». В толковом словаре В. И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Патриотизм, как качество личности, проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине.

Основная задача патриотического воспитания – ознакомление детей старшего дошкольного возраста с наиболее распространёнными и доступными понятиями и формирование у них элементарных представлений об обществе в целом, и их малом сообществе в частности, а также умение действовать соответственно общепринятым нормам.

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость» [19]. Приведенное определение позволяет выделить в содержании понятия патриотизм следующее:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

  • уважительное отношение к языку своего народа;

  • заботу об интересах Родины;

  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

В современных программах дошкольного образования родиноведение рассматривалось в рамках интернационального (Богомолова Т.И.), нравственно-патриотического (Козлова С.А., Жуковская, Виноградова Н.Ф.), гражданского воспитания (Соловьева Е.В.). В последнее время появились новые подходы - ознакомление дошкольников с социальной действительностью (Козлова С.А.), воспитание у детей культуры межнационального общения (Суслова Э.К.). Программы музыкального образования дошкольников не выделяют специально это направление работы, хотя песня по праву считается одним из самых эффективных средств формирования первых представлений о патриотизме как чувстве сопричастности жизни Родины. Детские песни российских и зарубежных композиторов и народные песни, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их легко и быстро, без усилий усваивают ценности, представленные в песне.

К сожалению, в дошкольном музыкальном образовании пока преобладает субъект-объектный подход к работе с детьми при разучивании песни. Старательно учатся слова, почти также старательно – мелодический и ритмический рисунок. А вот детским переживаниям по поводу содержания уделяется мало внимания, это, в свою очередь, снижает мотивированность ребенка к полноценному исполнению песни. Особенно сложно обстоит дело с патриотическим репертуаром. Музыкальные руководители не очень охотно берут в работу песни о Родине, о народных героях. В основном «патриотизм» в музыкальном воспитании дошкольников носит «ритуальный» характер: к Дню защитника Отечества песня «про солдата» и к Дню победы – «про войну». Систематической работы по формированию представлений о патриотизме как о чувстве «ответственности за судьбу Родины и своего народа» не ведется. Может быть, сказывается усталость взрослых от сложностей нашего времени, но пока эта ниша в душе ребенка остается не занятой, есть риск, что «пустым храмом» её завладеют иные «воспитатели».

Мы предполагаем, что систематический характер работы в этом направлении будет способствовать воспитанию истинного патриота – человека, исповедующего гуманистические идеалы, способного уважать родную историю и культуру, толерантного, владеющего культурой межнациональных отношений.

В связи с этим,целью нашего проекта является разработка и апробирование технологии формирования представлений о патриотизме как сопричастности жизни своего народа, своей страны у детей старшего дошкольного возраста через работу над песенным репертуаром.

Методологической основой нашей деятельности явились ведущие разработки педагогики эстетического воспитания, музыкального образования, народной художественной культуры (Э.Б. Абдуллин, Т.И. Бакланова, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, М.А. Некрасова, О.П. Радынова и др.).

Песенный репертуар для детей старшего дошкольного возраста традиционно включает разнообразные по содержанию, тематике, средствам музыкальной выразительности произведения:

  1. песни, попевки, для усвоения всех программных певческих навыков;

  2. небольшие песенки, упражнения, подготавливающие детей к обучению пению по нотам;

  3. песни-образцы, развивающие песенное творчество детей.

Песни, обучающие певческим навыкам, отбираются с учетом педагогических задач: строятся на развивающих дыхание музыкальных фразах, имеют удобный для голоса ребенка диапазон, тесситуру. Мелодическая линия нередко включает трудные интонационные ходы; усложнения встречаются и в динамических, и в темповых оттенках.

Упражнения, подготавливающие к обучению пению по нотам, используются из разучиваемого репертуара.

Для построения системы работы мы определили несколько тематических линий, в рамках которых подбирается песенный репертуар:

  1. «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!», включает песни о родном крае, способствующие формированию чувства «малой родины», что, безусловно, входит как компонент в структуру понятия «патриотизм» (Качаева З. «В гости к солнышку», Полякова О. «Глобус», Полякова О. «Трубачи» и т.д.);

  2. «Образы защитников Отечества в песнях для детей», содержит авторские и народные песни о героях – защитниках родины, исторические и современные (Пилов Д. «Солдатская песня», Ермолов А. «Прадедушка» и др);

  3. «История России в наших песнях», посвящен значительным событиям в жизни нашей страны, нашедшим свое отражение в песнях народа и композиторов разных лет ( Базя А. «В день Победы», Никонова Е. Победный марш» и др.);

  4. «Мы – россияне!», включает песни, способствующие формированию у ребенка способности к национальной и гражданской самоидентификации;

  5. «Песни народов нашей страны», знакомит детей с фольклором и традициями народов России.

  1. Народная мудрость гласит: «Пустым храмом черти владеют». Душа ребенка не должна стать таким прибежищем нечисти. И одним из путей решения этой педагогической проблемы может стать погружение детей в песенную культуру родной страны.

Просмотров работы: 2174