ПРИМЕНЕНИЕ ДИАГРАММЫ ИСИКАВЫ ДЛЯ АНАЛИЗА ПОСЕЩАЕМОСТИ ЗАНЯТИЙ В ВУЗЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРИМЕНЕНИЕ ДИАГРАММЫ ИСИКАВЫ ДЛЯ АНАЛИЗА ПОСЕЩАЕМОСТИ ЗАНЯТИЙ В ВУЗЕ

Могила В.В. 1, Боровская Л.В. 1, Шабалина С.Г. 1
1Кубанский Государственный Технологический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема посещаемости занятий студентами является одной из главных причин их отставания в учебном процессе. Целью работы стало исследование факторов, влияющих на пропуски занятий студентами, выявление причинно-следственных связей, влияющих на это обстоятельство и поиск путей решения этой проблемы.

Нами были поставлены следующие задачи:

  • Определение влияния преподавателей и предмета на пропуски пар студентами

  • Определение влияния различного рода дел на пропуски занятий студентами

  • Определение влияния здоровья студента на его посещаемость занятий

  • Определение влияния успеваемости на пропуски пар студентами

Объектом исследования сталистуденты второго курса, учащиеся в одной группе. Всем известно, что большинство студентов прогуливают занятия по тем или иным причинам, причины пропусков занятий самые различные. В данном исследовании мы постараемся выявить истинные причины нежелания ходить на все занятия и сделать предположения о том, как можно изменить ситуацию.

Проблема: пропуски занятия студентами.

Гипотезы:

  1. Личностные качества преподавателя не влияют на посещаемость студентов;

  2. Профессиональные качества преподавателя влияют на посещаемость студентов;

  3. Строгость проверки посещаемости улучшает посещаемость студентов;

  4. Профильные предметы посещаются лучше, чем общеобразовательные;

  5. Качество расписания влияют на посещаемость студентов;

  6. Внешние факторы, такие как транспорт, работа, могут влиять на посещаемость.

Социологическое исследование будет проводиться на территории кафедры физической, коллоидной химии и управления качеством среди студентов второго курса специальности «Управление качеством».

Так как мы в исследовании опрашиваем только специальность «Управление качеством» второго курса (количество 13 человек), то в опросе и анализе будем учитывать только их ответы на вопросы .

В работе применены следующие термины и определения:

качество продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Качество продукции или услуг является одним из важнейших факторов успешной деятельности любой организации или предприятия.

Семь основных инструментов контроля качества - набор инструментов, позволяющих облегчить задачу контроля протекающих процессов и предоставить различного рода факты для анализа, корректировки и улучшения качества процессов.

Диаграмма Исикавы (причинно-следственная диаграмма) - инструмент, который позволяет выявить наиболее существенные факторы (причины), влияющие на конечный результат (следствие).

Посещаемость занятий – количество посещений, частота присутствия на занятиях.

Студент – учащийся высшего учебного заведения. (Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова).

Образование – процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально-значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. (Большой энциклопедический словарь)

Пара – одно занятие по определенному учебному предмету.

Обоснование метода исследования:

В качестве основных методов исследования анкетный опрос и "Причинно-следственная диаграмма" ("рыбий скелет"). Автор метода: К. Исикава. Преимущество метода анкетного опроса состоит в том, что он позволяет опросить большее количество людей за небольшой промежуток времени, требует небольших материальных затрат.

  1. Результаты социологического исследования

Студентам предлагалось оценить, как часто им приходится пропускать занятия. Больше половины опрошенных (54%) ответили на этот вопрос "иногда", 21% - "часто".

Гипотеза №1 о том, что личностные качества преподавателя не влияют на посещаемость, не подтвердилась, так как 63% студентов ответили, что личностные качества преподавателя оказывают определяющее виляние.

Гипотеза №2 о том, что профессиональные качества преподавателя влияют на посещаемость, подтвердилась. 82% респондентов выделили профессиональные качества преподавателя фактором, влияющим на посещаемость.

Весомой причиной пропуска занятий студентами является болезнь, плохое самочувствие. У 34% респондентов это единственная причина пропуска занятий.

При наличии контроля за посещаемостью количество пропусков значительно ниже (так ответило 75%), таким образом гипотеза №3 подтвердилась.

Из всех опрошенных 23% студентов часто пропускают занятия в связи с транспортными проблемами. Необходимость совмещать учебу с работой является причиной частого пропуска занятий для 19% опрошенных. Занятость студентов на работе увеличивает количество пропусков занятий в вузе. На посещаемость влияют как внешние относительно учебы факторы (болезнь, транспорт и т.п.), так и факторы, непосредственно связанные с учебным процессом. Следовательно, гипотеза №5 подтвердилась.

Среди преимуществ регулярного посещения занятий были названы; «облегчение сдачи зачетов, экзаменов», «интеллектуальное обогащение», «интерес к предмету». Профильные предметы посещаются студентами лучше (72%), чем общеобразовательные, таким образом, гипотеза № 4 подтвердилась.

Выводы:

Для того, чтобы повысить посещаемость занятий в университете, следует провести равномерное распределение занятий, так, чтобы нагрузка на каждый день была примерно одинакова. Также следует ужесточить санкции, применяемые к «прогульщикам», например, при большом количестве пропусков делать строгий выговор с последующим отчислением. Для тех, кто напротив пропускает занятия очень редко, или вообще не пропускает, необходимо придумать систему поощрений в виде дополнительных баллов, преимуществ при сдаче зачета или экзамена и т.д.

Представляется, что кафедры имеют значительные резервы для повышения уровня посещаемости занятий студентами, прежде всего в том, что касается усиления интереса учащихся к преподаваемым дисциплинам, улучшения работы преподавательского персонала, совершенствования контроля посещаемости и т.д. Внедрение новых образовательных технологий, включающих использование компьютеров (в том числе системы Internet), аудио- и видеоматериалов и т.п., позволяет добиться повышения эффективности учебного процесса при сокращении объема аудиторной нагрузки. Это поможет в известной мере нейтрализовать негативные последствия пропусков занятий. Позитивное значение имеет также введение индивидуально-вариативных форм обучения, позволяющих повысить эффективность подготовки работающих студентов без отрыва от основной сферы деятельности.

В процессе исследования нами была разработана анкета социологического исследовния.

Приложение №1:

Кубанский Государственный Технологический Университет

Краснодар, ул. Московская, 2

Просим указать дату заполнения анкеты (цифрами):

Месяц _________, Число _________

АНКЕТА

ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Приглашаем Вас принять участие в массовом опросе общественного мнения, касающегося проблем пропуска занятий студентами.

Отвечать на вопросы анкеты не трудно. После большинства из них дается несколько возможных ответов. Прежде чем ответить на вопрос, внимательно прочтите все предлагаемые варианты ответов, затем выберите из них тот или те, которые Вам подходят, и поставьте галочку в наиболее подходящем для вас варианте, ответ может быть только один.

Хотим подчеркнуть, что на вопросы анкеты нет правильных и неправильных ответов. Нам просто нужно знать ваше личное мнение. Анкета анонимная, в ней не будут указаны Ваши фамилия и имя. Вы можете быть уверены, что содержание Ваших ответов останется строго между нами. В анализе они будут использованы в общем виде, вместе с ответами других людей.

Заранее благодарим Вас за участие в исследовании!

1.Укажите, пожалуйста, Ваш пол:

  • Мужской 

  • Женский 

2. Какую пару сложнее посещать? ( возможно несколько вариантов ответа)

  • Первую;

  • Последнюю;

  • Не имеет значения;

  • другое_______________________________________________________________________________________________________________

3. Проблемы с общественным транспортом оказывают влияние на посещаемость?

  • Да, это является основной проблемой пропусков и опозданий;

  • Да, но достаточно редко;

  • Нет.

4. Какое значение имеют личностные качества преподавателя для посещаемости Вами его занятий?

  • Определяющее

  • Второстепенное

  • Не имеют значения

5. Вы совмещаете работу с учебой?

  • Да (переходите к вопросу №11)

  • Нет (переходите к вопросу №12)

6. Вы пропускаете занятия из-за работы?

  • Да

  • Нет

7. Болезнь, плохое самочувствие – это:

  • Единственная причина для пропуска занятий

  • Основная причина для пропуска занятий

  • Один из факторов не посещаемости наравне с другими

  • Фактор, не влияющий на посещаемость

8. Какое значение для Вашей посещаемости имеют профессиональные качества преподавателя?

  • Определяющее

  • Второстепенное

  • Не имеют значения

9. Профильные предметы посещаются Вами лучше общеобразовательных?

  • Да

  • Нет, одинаково посещаю и те, и другие

  • Нет, чаще присутствую на общеобразовательных.

10. Строгая проверка посещаемости со стороны деканата,

преподавателя улучшает вашу посещаемость?

  • Да, всегда

  • Да, но не всегда.

  • Нет

11. Вы посещаете занятия для: ____?(возможно несколько вариантов ответа)

  • Себя

  • Родителей

  • Преподавателей

  • Деканата

12. Как вы считаете, насколько важно посещение занятий?

  • Важно

  • Неважно

13. Как часто вы посещаете занятия?

  • Часто

  • Иногда

  • Всегда

14. Находите ли вы преимущества регулярного посещения занятий перед нерегулярным?

Да(почему?) _________________________________________________________________________________________________________________________

Нет(почему?) __________________________________________________________________________________________________________________________

Большое спасибо за ответы!

Приложение №2:

Структурная операционализация

 

Причины пропуска занятий студентами

 

 

Предмет и преподаватель

  • Рассматриваются отношения студента к предмету и преподавателю?

Здоровье

  • Рассматривается тяжесть заболевания?

Работа

  • Рассматривается влияние трудовой занятости студента к пропуску занятий?

Отношение в группе

  • Рассматриваются взаимоотношения между студентами в группе?

 

 

Причины:

  • Чувство легкого недомогания

  • Серьезные проблемы со здоровьем

  • Болеют родители

  • Болеет домашнее животное

 

Использованная литература:

  1. Ильенкова С.Д. Управление качеством: учебник для студентов вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.- 352с.

  2. Исикава К. Японские методы управления качеством. М.: Экономика, 1998. – 250с.

  3. Лапидус В. А. Всеобщее качество в российских компаниях; Нац. Фонд подготовки кадров. – М.: Новости, 2000.- 435с.

  4. Леонов И. Т. Управление качеством продукции. М.: Изд-во стандартов, 1990.- 375с.

  5. Мазур И. И., Шапиро В. Д. Управление качеством: Учеб пособие для студентов вузов / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро; Под общ. Ред. И. И. Мазура. М.: Омега-Л, 2005. – 256с

Просмотров работы: 7151