ПРИМЕНЕНИЕ PDM-ТЕХНОЛОГИИ В ПРОИЗВОДСТВЕ ВИНОДЕЛЬЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ШАТО ТАМАНЬ» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРИМЕНЕНИЕ PDM-ТЕХНОЛОГИИ В ПРОИЗВОДСТВЕ ВИНОДЕЛЬЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ШАТО ТАМАНЬ»

Кулинич А.В. 1, Боровская Л.В. 2
1Кубанский Государственный Технологический Университет
2КубГТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно проведенным исследованиям PDM-технология – это технология управления конфигурации изделия, всеми данными об изделии и информационными процессами ЖЦ изделия. Это рабочая среда каждого сотрудника

Среди CALS-технологий интеграции данных об изделии, ключевой является технология управления данными об изделии – PDM-технология, которая позволяет решить две проблемы, возникающие при разработке и поддержке жизненного цикла наукоемкой промышленной продукции: управление данными об изделии и управление информационными процессами ЖЦ изделия, создающими и использующими эти данные

Проектирование изделий – ускоренный процесс, требующий быстрого доступа к большим масштабам согласованной проектно–инженерной информации. Чтобы облегчить решение проблем, вызванных современными средствами проектирования и ускорить разработку изделий, появились системы PDM, обеспечивающие доступ к проектной информации, управляющие процессами проектирования.

Система управлений производственной информацией – инструментальные средство, которое помогает администраторам, конструкторам и другим специалистам управлять как данными, так и производственными разработками изделия на современных производственных предприятиях или группе предприятий.

Системы PDM обобщают такие известные технологии как управление инженерными данными (EDM); управление документами (информация об изделии) (PIM); управление техническими данными (TDM); управление технологической информацией (TIM); управление изображениями и др. системы, которые используются для владения информацией, всесторонне определяющей конкретное изделие.

Таким образом, любая информация используемая на том или ином этапе жизненного цикла изделия, может управляться системой PDM, которая предоставляет корректные данные всем пользователям и всем промышленным информационным системам по мере надобности.

Наряду с данными, система PDM управляет и проектом, то есть процессом разработки изделия, контролируя собственно информацию об изделии, о состоянии объекта, от данных по этому объекту, об утверждениях вносимых изменений, осуществляя авторизацию и другие операции.

Задачей данной курсовой работы являются:

– ознакомление с нормативной документацией и дополнительной литературой по тематике курсовой работы;

– формирование творческого подхода к решению проблем, возникающих в процессе работы;

– ознакомление с основными понятиями в области теории принятия управленческих решений.

1 Нормативные ссылки

В данной курсовой работе использованы следующие нормативные ссылки:

ГОСТ ISO 9000–2011 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.

ГОСТ ISO 9001–2011 Система менеджмента качества. Требования.

ГОСТ Р ИСО 9004–2010 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества.

ГОСТ Р 52523 –2006 Вина столовые и виноматериалы столовые

ГОСТ 7208–93 Вина виноградные и виноматериалы виноградные обработанные. Общие технические условия

ГОСТ 13191-73 Вина, виноматериалы, коньяки и коньячные спирты, соки плодово-ягодные спиртованные. Метод определения этилового спирта

ГОСТ 13192-73 Вина, виноматериалы и коньяки. Метод определения сахаров

ГОСТ 13193-73 Вина, виноматериалы и коньячные спирты, соки плодово-ягодные спиртованные. Методы определения летучих кислот

ГОСТ 13195-73 Вина, виноматериалы, коньяки и коньячные спирты, соки плодово-ягодные спиртованные. Метод определения железа

ГОСТ 14136-75 Вина и виноматериалы, коньяки и коньячные спирты, соки плодово-ягодные спиртованные. Метод определения относительной плотности

ГОСТ 14252-73 Вина и виноматериалы, соки плодово-ягодные спиртованные. Методы определения титруемых кислот

2 Термины, определения и сокращения

В данной курсовой работе использованы следующие термины, определения и сокращения:

2.1 Продукция – определена как результат процесса.

2.2 Процесс – определен как совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.

2.3 Качество – степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям.

2.4 Требование – потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

2.5 Система менеджмента качества – система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.

2.6 Политика в области качества – общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.

2.7 Улучшение качества – часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству.

2.8 Организация – группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений.

2.9 Потребитель – организация или лицо, получающие продукцию.

2.10 Поставщик – организация или лицо, предоставляющие продукцию.

2.11 PDM (Product Data Management) – управление данными об изделии.

2.12 САПР – система автоматизированного проектирования.

2.13 CAD (computer-aided design) – средства автоматизированного проектирования.

2.14 ПО – программное обеспечение.

2.15 СУБД – система управления базами данных.

2.16 Вино – алкогольный напиток, получаемый полным или частичным спиртовым брожением виноградного сока.

3 Этапы развития системы PDM

3.1 История развития систем PDM, общемировые тенденции

Первые системы PDM – (Product Data Management) [1] появились в конце 80-х - начале 90-х годов. Их появление было вызвано возрастающими сложностями в области САПР на уровне рабочей группы. Собственно проблемы состояли в том, что для обеспечения эффективной работы над одним сложным изделием группы разработчиков требовалось дополнительное к САПР ПО, которое отслеживало бы состав всех файлов, генерируемых САПР, каталогов внутри группы на предмет их целостности, непротиворечивости и актуальности.

В начале 90-х даже «тяжелые» промышленные САПР уже не рисковали предлагать «встроенные» модули управления совместно используемой проектной информацией, сосредоточившись только на трехмерном твердотельном групповом проектировании сборок. Информационное обеспечение такого рода сборок было выделено в самостоятельную задачу, реализация которой и вызвала к жизни появление систем PDM первого поколения

Разработкой PDM первого поколения наиболее плодотворно занимались производители «тяжелых» САПР, которые раньше всех поняли, что успех активного внедрения их основных продуктов требует наличия специального ПО, решающего вопросы взаимной увязки конструкторских данных, надежного хранения наработанного каждым из участников проекта, обеспечения нужного уровня доступа ко всей проектной информации, структурированной в соответствии с конструктивным членением изделия.

Областью применения систем PDM первого поколения были группы проектировщиков. Основное препятствие, которое устранялось теперь за счет систем PDM - это несогласованность автоматизированной работы группы проектировщиков. Упорядочение, рационализация и координация движения проектной информации внутри группы конструкторов-проектировщиков и достигалось за счет применения систем PDM первого поколения.

К середине 90-х стало ясно, что системы PDM первого поколения успешно решают только задачи информационного обеспечения группы проектировщиков. Для интеграции систем PDM в общий производственный процесс необходимо было уйти от концепции первого поколения, а сами PDM дополнить и расширить. Характерной задачей PDM второго поколения стало обеспечение управления всеми проектными данными в соответствии с правилами, устанавливаемыми для участников на каждом этапе работ над изделием — задача управления жизненным циклом изделия.

Областью применения систем PDM второго поколения стали группы и подразделения предприятия, непосредственно занятые в процессе производства, а PDM стали претендовать на звание «тяжелых», «промышленных» пакетов. Второе поколение систем PDM позволило расширить информационный обмен, включив в его сферу все подразделения предприятия, автоматизировать некоторые функции принятия решений при продвижении информации об изделии по этапам жизненного цикла, сократить потери на организацию доступа к общему банку данных предприятия для каждого из клиентов системы PDM. Как результат - применение такого рода систем PDM должно было сократить непроизводственные потери, особенно при выполнении работ над образцами новой техники. Характерными представителями второго поколения систем PDM, первыми появившимися на российском рынке,[2].

Для первых систем PDM третьего поколения характерны следующие особенности: полная реализация идеологии клиент-сервер, реализация СУБД на базе самых производительных ядер. Дополнительно решалась задача контроля потока работ каждого конкретного исполнителя. Как результат, применение систем PDM третьего поколения должно было существенно сократить непроизводственные потери не только при выполнении работ над образцами новой техники, но и при организации работ по серийному и мелкосерийному выпуску продукции. К этому поколению принадлежит продукт EPD.Connect [2], уже нашедший применение в ряде отраслей российской промышленности.

К концу 90-х на рынке систем PDM возникли новые задачи, которые нельзя было решить в системах третьего поколения. Речь идет об электронной коммерции и все более углубляющейся глобализации промышленного производства. Все это требовало появления ПО, учитывающего оптимальный по количеству и рациональный по производительности состав соисполнителей, допустимых для участия в крупном машиностроительном проекте вне зависимости от их реального географического расположения. Теперь центр тяжести в структуризации для систем PDM нового, четвертого поколения перемещался с категории «изделие» на категорию «процесс изготовления и сопровождения изделия». Именно при таком изменении «видения» проблемы достигается реальный прорыв в качестве управления и оперативности его применения. В новых условиях успех фирмы-изготовителя определяется уже не просто способностью быстро «выбросить» на рынок новую модификацию серийного изделия или новое изделие, а тем, как быстро производитель сумеет перестроить свой производственный процесс под многочисленные и разнообразные требования заказчиков, насколько рационально она сможет перестроиться с массового и серийного производства на производство «под заказ». Ясно, что понятие «изделие» при такой методике перестает быть чем-то раз и навсегда заданным, «информационной основой», «структурной базой» PDM, зато на первый план выступают структуры производственных отношений, их изменение и упорядочение в ходе выполнения сформированного портфеля заказов.

В системах PDM четвертого поколения существенно возросли функциональные возможности отслеживания запросов на внесение изменений в модельный ряд управления модификациями и протоколирования-рассылки хода изменений. Реально полноценная организация связей с заказчиками (напрямую или, что чаще всего - через сеть дилеров-поставщиков) возможна только через Internet при помощи Web-технологии. При этом чистая, «классическая», клиент-серверная модель уже перестает работать, необходимо ориентироваться на широкое использование принципов организации среды WEB, особенностей применения Java, HTML и XML для формирования страниц взаимодействия с пользователями системы и т.д. Совокупность всех этих требований приводит к появлению принципиально нового поколения Web-ориентированных систем PDM, которые уже успели «окрестить» как cPDm (collaborative Product Definition management) [3].

3.2 PDM системы на современном этапе развития

Рассмотрим типичный состав и функциональность современной системы PDM. Прежде всего, система должна быть основана на универсальных принципах сетевого взаимодействия. Само хранение выполняется в системах четвертого поколения независимо от географического расположения сервера базы данных - храниться на нем могут на равных правах как сами объекты, так и ссылки на них. Современная система PDM в наиболее полном объеме реализует функции управления составом изделия, структурой всех его составных частей, деталей, узлов и агрегатов. Кроме того, в управляемую структуру должны входить и управляться системой дополнительные структурированные информационные объекты, состав которых отражает все необходимые данные для организации работ по производству самого изделия - структура оснастки, инструментального парка, операций и переходов, технологических приемов.

Современная система PDM управляет и обеспечивает обмен данными о структуре изделия и вносимых в него изменениях, обеспечивает взаимодействие с любыми корпоративными приложениями в рамках определения и управления действий по внесению изменений в изделие, за счет чего упрощаются процессы совершенствования и модификации. Современная система PDM должна обеспечивать создание и поддержку, множества взаимозависимых и взаимоувязанных спецификаций изделия благодаря чему пользователь получает согласованное представление об изделии на протяжении всего его жизненного цикла.

Современная система PDM должна иметь многоуровневый механизм управления реквизитами-атрибутами, настраиваемый на конкретный состав задач по управлению тем или иным узлом, агрегатом или даже изделием в целом. Современная система PDM в обязательном порядке должна иметь встроенный механизм управления жизненным циклом изделия. В этот механизм должны входить средства ролевого управления любым пользователем системы PDM, средства отображения текущего состояния любого бизнес-объекта в терминах жизненного цикла, средства протоколирования состояний каждого бизнес-объекта, учет всех его состояний и средства администрирования. Для решения задач оперативного управления в системах PDM четвертого поколения обязательно наличие полнофункционального модуля Workflow.

Средства управления структурой изделия в системах четвертого поколения позволяют создавать и обрабатывать различные виды спецификаций изделия (BOM). Кроме того, нужно иметь возможность вести управление по деталям и узлам, составляющим изделие, а также по относящимся к ним документам (файлам, наборам файлов, адресам в Internet) и специальным производственным характеристикам - атрибутам. Для управления на уровне групп предприятий используется динамическая, содержащая максимально полную информацию об изделии структура, которая отображает все возможные конфигурации изделия. Сервисные функции должны допускать просмотр структуры изделия с любой степенью детализации, раскрывать сборки и получать представление о входящих в ее состав подсборках и деталях.

Спецификация - ассоциативная структура изделия, из которой в соответствии с определенными критериями конфигурации выводится представление сборки. Работая как фильтр, критерии конфигурации определяют, какую версию детали надо вывести. Например, часто специалист по планированию производства хотел бы видеть структуру изделия в зависимости от степени готовности всех ее составных частей к конкретным срокам, а специалист-технолог - в зависимости от применяемых материалов или технологических приемов обработки этих материалов.

  • Многоуровневые спецификации.

Для современных PDM систем фактическим стандартом является возможность вывода не менее двух типов спецификаций, а именно иерархической структуры (дерева сборки) и подетального общего списка (список наименований комплектующих). Спецификации первого типа чаще используются в конструкторско-технологических подразделениях, а второго - на сборочных участках и при работе по заказам.

  • Отслеживание действия внесенных изменений и модификаций.

В системах PDM четвертого поколения одна из типичных функций - это отслеживание того, какая деталь и как применяется в каждой из модификаций конкретного изделия. Эта возможность значительно упрощает процесс постепенного формирования полного электронного определения изделия. В процессе внесения и утверждения изменений в проект предприятие должно учитывать, когда и для каких партий эти изменения уже действуют, а для каких - нет, когда и в каких количествах необходимо производить новые детали. Отслеживание принадлежности к модельному ряду («baseline»).

Такая функциональность позволяет получать на произвольно выбранных этапах жизненного цикла актуальный срез по списку деталей и документов с определением тех из них, которые имеют ключевое значение для структуры изделия. Поскольку с течением времени появляется множество конфигураций структур изделия, данная функция помогает определить те конфигурации, которые представляют для предприятия наибольший интерес.

  • Отслеживание изменений.

Отслеживание изменений позволяет группировать и просматривать в удобном для понимания виде информацию о тех вносимых изменениях, которые приводят к появлению новой версии (модификации) изделия. Пользователь, таким образом, будет знать как о состоянии проведения изменений в смысле структуры изделия и в смысле этапов жизненного цикла, так и о незавершенных изменениях той или иной детали и сможет использовать эту информацию в процессе принятия решений.

  • Сравнение структур изделия.

Пользователь может выбрать любые две структуры изделия, любые две версии, любые два релиза, сравнить их и выявить отличия друг от друга, если таковые существуют на множестве отслеживаемых параметров модели изделия (структурный состав, атрибуты и их значения). При сравнении двух ревизий одной и той же структуры изделия требуется обнаружить следующие различия (типичная задача): уменьшилось или увеличилось количество определенных комплектующих, добавился ли ссылочный документ и САПР-модель для ссылочного документа. Интерактивный, динамический механизм сравнения структур незаменим для управления различными версиями изделия. В большинстве организаций поэтапная многоступенчатая процедура внесения и утверждения изменений достаточно хорошо отработана и успешно применяется в практике промышленного производства, что является важной предпосылкой к автоматизации этой процедуры на всех ее этапах для всех ее участников. Системы PDM четвертого поколения должны предоставлять универсальное решение, которое обеспечивает контроль за информацией о предполагаемых изменениях.

Средства управления составом предприятий-поставщиков комплектующих. Для выпуска изделия с наименьшими затратами и оптимизации взаимодействия с поставщиками необходимо иметь ранжируемую базу данных по комплектующим. Она может быть выполнена на основе «отфильтрованной» информации из PDM-систем самих поставщиков комплектующих, причем принцип отбора информационных компонент и набор общих технических характеристик («реквизитов») задается в «материнской» PDM. Для анализа применимости, надежности и перспективности поставщиков система PDM четвертого поколения должна иметь некоторый сервис ранжирования поставщиков, позволяющий определить в каждом конкретном случае оптимальный состав соисполнителей, субподрядчиков и поставщиков.

Реализация этих и многих других вспомогательных функций в составе систем PDM четвертого поколения приводит к тому, что PDM становится приложением, в наиболее полной мере реализующим новаторские идеи, но только теперь уже не только и не столько в сфере продаж потребительских изделий и услуг.

3.3 PDM-технология

Среди CALS-технологий интеграции данных об изделии, ключевой является технология управления данными об изделии – PDM-технология (Product Data Management).

PDM-технология предназначена для управления всеми данными об изделии и информационными процессами ЖЦ изделия, создающими и использующими эти данные. Данные об изделии состоят из идентификационных данных (например, данных о составе или конфигурации изделия) и данных или документов, которые используются для описания изделия или процессов его проектирования, производства или эксплуатации (при этом все данные обязательно представлены в электронном виде).

Управление информационными процессами ЖЦ представляет собой поддержку различных процедур, создающих и использующих данные об изделии (например, процедуры изменения изделия), т.е. фактически поддержку электронного документооборота, например, конструкторского документооборота.

Основной идеей PDM-технологии является повышение эффективности управления информацией за счет повышения доступности данных об изделии, требующихся для информационных процессов ЖЦ.

Существует много задач, которые можно решить за счет применения PDM-технологии, среди которых можно выделить наиболее распространенные:

  • Создание ЕИП для всех участников ЖЦ изделия;

  • Автоматизация управления конфигурацией изделия;

  • Построение системы менеджмента качества продукции согласно международным стандартам качества серии ISO 9000 (здесь PDM-технология играет роль вспомогательного средства);

4 Общая характеристика организации

Минуло более полувека с того дня, когда на земле античного города Тамань было основано винодельческое предприятие, названное его именем. История компании ОАО «Шато Тамань» – это десятилетия упорного труда, преодоление трудностей времени и, конечно, яркие достижения.

Сегодня «Шато Тамань» - это одно из крупнейших винодельческих предприятий России. Собственные виноградники занимают площадь более 2 620 га и являются гарантией качества производимой продукции. На предприятии осуществляется полный цикл виноделия - от производства саженцев до переработки винограда, воспитания вина и системы дистрибьюции.

В последние годы «Шато Тамань» демонстрирует устойчивый рост основных показателей. В 2012 году на «Шато Тамань» произведено 2151,5 тыс. дал алкогольной продукции в целом.

Главный приоритет в работе компании - высокое качество. Наши терруарные вина заслуженно занимают первые места в профессиональных конкурсах и дегустациях, получают высокую оценку ведущих мировых экспертов. Сегодня продукция под маркой «Шато Тамань» поставляется в большинство регионов России и за рубеж.

Предприятие не намерено снижать темпов развития. Мы уверены в дальнейшем формировании культуры потребления вина и большом будущем российского виноделия.

Славная история «Шато Тамань» и вправду обязывает ко многому. Первые строки были вписаны в летопись предприятия более полувека назад, и, с каждым годом пополняясь новыми страницами, эта хроника повествует о новых достижениях, подтверждающих незыблемость лидирующего положения «Шато Тамань» на винном рынке России

За свою полувековую историю винодельческое предприятие «Шато Тамань» было удостоено многочисленных наград на престижных отечественных и международных конкурсах. Семь Гран-при и более двухсот медалей, завоеванных нашим предприятием, – красноречивое свидетельство качества нашей продукции, оцененного профессиональным сообществом многих стран.

5 Основные процессы жизненного цикла вина

Всем известно, что желаемый результат легче достичь, если соответствующими ресурсами и деятельностью управляют как процессом.

Процессная модель предприятия состоит из множества бизнес-процессов, участниками которых являются структурные подразделения и должностные лица организационной структуры предприятия.

Под бизнес-процессом понимают совокупность различных видов деятельности, которые вместе создают результат, имеющий ценность для самой организации, потребителя, клиента.

Удовлетворение потребителя качественным продуктом является первостепенной задачей каждого производителя. В то же время качество продукта является результатом качества процессов, выход который он осуществляет. Поэтому для обеспечения качественного выхода производитель/поставщик должен обеспечить соответствующее качество самого процесса. При этом под процессом понимается не только процесс производства продукта.

Деятельность любой организации – это выполнение процессов. Взгляд на компанию как на систему процессов и организация управления ими являются одними из возможных подходов к оптимизации управления бизнесом. Адекватно выделенные процессы и построенная из них система процессов должны соответствовать сущности рассматриваемого бизнеса и целям его развития.

Для того чтобы процессы, функционирующие на предприятии, приносили желаемый результат, необходимо их идентифицировать и описать, что позволит выявить проблемные участки и, следовательно, направления для улучшения.

Стадии жизненного цикла продукции ОАО «Шато Тамань» (рисунок 1)

  1. Маркетинговые исследования

  2. Проектирование и разработка продукции

  3. Закупка виноградного сырья

  4. Производство вин

  5. Контроль и испытания

  6. Реализация продукции ОАО «Шато Тамань»

  7. Утилизация продукции

Рисунок 1 – Фазы жизненного цикла продукции ОАО «Шато Тамань»

Для того чтобы процессы ЖЦП стали еще более понятны в процессе выполнения работы описать более детально, а именно составлены карты процессов каждого из них.

Процесс планирования процессов ЖЦП на ОАО «Шато Тамань» описан достаточно хорошо.

5.1 Маркетинг

На ОАО «Шато Тамань» необходимо определять требования, относящихся к продукции.

Необходимо определить:

  • требования к продукции, установленные потребителем, включая требование к поставке и деятельности после поставки;

  • требования, не указанные заказчиком, но необходимые для конкретного или предполагаемого использования продукции;

  • дополнительные требования, определяемые винзаводом.

Так же необходимо анализировать требования, относящиеся к продукции чтобы выявить направления для повышения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.

Когда заказчик не выдвигает документированных заявлений, необходимо уточнять и подтверждать их до принятия. Ответственность за проведение анализа контракта, разрешение разногласий с заказчиком и внесение изменений в контракты должен нести начальник ОТК. При необходимости анализ контракта на возможность его реализации должен проводиться на производственном совещании с фиксацией в протоколах. В случае изменений требований к продукции необходимо обеспечивать внесение изменений в соответствующие документы и информирование заинтересованного персонала. Все изменения и поправки к контракту должны быть согласованы с заказчиком. Результаты анализа и последующих действий, вытекающих из анализа, должны быть документально подтверждены соответствующими записями.

В ходе дипломной работы была составлена карта процесса определения требований, относящихся к продукции (Таблица 1) и построена блок-схема данного процесса (Рисунок 2).

Т а б л и ц а 1 – Карта процесса «Определение требований, относящихся к продукции»

Руководитель процесса:

Начальник ОТК

Цель процесса:

Получение информации о требованиях потребителей к продукции

Задачи процесса:

  1. определение требований к продукции;

  2. анализ полученных результатов;

  3. коммуникации с потребителями;

  4. предоставление информации, которая ложится в основу проектирования и разработки новой продукции, а так же корректирующих и предупреждающих действий.

Потребители процесса:

Руководители и участники процессов: «Закупки», «Производство и обслуживание»

Управление процесса:

  1. НД;

  2. СТО;

  3. Организационно-распорядительные документы.

Ресурсные входы процесса:

  1. Персонал;

  2. Финансы;

  3. Материалы.

Выход процесса:

Записи по результатам анализа требований к продукции.

 

Выявление требований к продукции

 

Рисунок 2 – Блок-схема процесса «Определение требований, относящихся к продукции»

Для более полного понимания данного процесса необходимо произвести его декомпозицию и для этого необходимо воспользоваться методологией IDEF0 (Рисунки 3 и 3.1).

Рисунок 3 – «Диаграмма А0»

Рисунок 3.1 - «Диаграмма А1»

На ОАО «Шато Тамань» необходимо определять и осуществлять эффективные меры по поддержанию связи с потребителями, касающиеся:

а) информации о продукции;

б) управление запросами и контрактами, включая поправки;

в) обратной связи от потребителя, включая жалобы потребителей.

Связь с потребителем должны осуществлять сотрудники отдела сбыта, включая маркетинговые исследования, анализ контрактов и запросов потребителей, организацию выставок-продаж.

Необходимые документы:

– контракты;

– протоколы;

– журнал регистрации рекламаций;

– маркетинговые исследования;

– рекламные буклеты.

Для постоянного информирования потребителей об изменениях и нововведениях на ОАО «Шато Тамань», было предложено создать сайт, на котором постоянно должна размещаться информация об изменениях и так же необходимо дать возможность потребителям высказывать свои недовольства и предложения непосредственно на сайте.

Для того чтобы выявить требования потребителей к продукции, была разработана анкета опроса покупателей продукции ОАО «Шато Тамань».

В ходе опроса потребителей согласно составленной анкете было опрошено 200 человек из них 97 женщин.

Результаты опроса представлены в таблице 3.

Т а б л и ц а 3 – Результаты опроса потребителей

Номер вопроса

Варианты ответа

1

2

3

4

5

6

7

4

38 %

20 %

11 %

10 %

7 %

9 %

5 %

5

53 %

35 %

7 %

5 %

-

-

-

6

85 %

14 %

1 %

-

-

-

-

7

71 %

15 %

10 %

4 %

-

-

-

 

Среднее значение

 
 

4,9

9

5,5

10

4,9

11

7,9

12

4,5

13

8,5

14

7,9

Также в ходе опроса был составлен список товаров, которыми необходимо расширить ассортимент продукции ОАО «Шато Тамань» (экстрабрюта и ликерного вина).

Предложения по улучшению качества товара и работы магазина:

1.улучшить качество этикеток и бутылок;

2. снизить цену;

3. расширить ассортимент винодельческой продукции;

4. увеличить число магазинов, в которых реализуется продукция ОАО «Шато Тамань» сортимент качество колбасный

5.2 Процесс проектирования и разработки

Была составлена карта процесса проектирования и разработки (Таблица 4) и блок-схема данного процесса (Рисунок 4).

Т а б л и ц а 4 – Карта процесса проектирования и разработки

Руководитель процесса:

Начальник ОТК

Цель процесса:

Проектирование и разработка новой продукции

Задачи процесса:

  1. Планирование новой продукции;

  2. Разработка новой продукции;

  3. Оформление проекта новой продукции.

Требования к предыдущему процессу

Своевременное предоставление полной и правильно оформленной информации о требованиях потребителей к продукции

Потребители процесса:

Руководители и участники процессов: «Закупки», «Поставка», «Обслуживание».

Управление процесса:

  1. НД;

  2. Требования рынка;

  3. Организационная структура;

  4. СТО;

  5. Функциональные и эксплуатационные требования;

  6. Законодательные требования.

Ресурсные входы процесса:

  1. Персонал;

  2. Инфраструктура;

  3. Оборудование.

  4. Материальные.

Выход процесса:

Проект производства новой продукции, информация по закупкам, производству и обслуживанию.

Рисунок 4 – Схема процесса проектирования и разработки

5.3 Процесс закупок

На ОАО «Шато Тамань» необходимо определить и применять процессы закупок продукции (в т.ч. услуг), чтобы приобретенный продукт и/или услуги соответствовали установленным требованиям. Степень управления и контроля по отношению к поставщику и его продукции зависят от того, какое влияние оказывает закупленная продукция на последующие стадии жизненного цикла готовой продукции.

На предприятии четко определены и документально оформлены требования к входному сырью.

Необходимо оценивать и отбирать поставщиков, основываясь на их способности поставлять продукт/предоставлять услуги в соответствии с требованиями ОАО «Шато Тамань». Необходимо установить критерии отбора, оценки и повторной оценки. Результаты оценки и любых необходимых действий, вытекающих из оценки должны быть документированы и поддерживаться в рабочем состоянии.

В процессе производства винодельческой продукции важную роль играет качество сырья, поэтому необходимо в первую очередь выбрать поставщика, который сможет бесперебойно обеспечивать предприятие качественным сырьем по оптимальной цене. Исходя из этого был, произведен оценочный анализ поставщиков и выбран самый оптимальный их них, так же составлена схема процесса отбора поставщиков (рисунок 5).

Поставщик – участник процесса производства продукции, поэтому от выбора поставщика, качества его продукции зависит результат работы организации.

Процесс отбора поставщиков начинается с составления списка потенциальных поставщиков.

Затем определяют критерии оценки поставщиков, на которые необходимо обратить внимание при выборе поставщика, который сможет в полной степени удовлетворить потребность предприятия в качественном сырье по оптимальной цене «точно в срок».

После этого производится ранжирование критериев.

Затем производится экспертная оценка потенциальных поставщиков.

С самым оптимальным поставщиком заключается договор на пробную поставку.

При первой поставке проверяют качество сырья и либо продолжают сотрудничество, либо прекращают их и, следовательно, проводят повторный анализ оставшихся потенциальных поставщиков.

Потенциальными поставщиками сырья для ОАО «Шато Тамань» являются коллективные хозяйства сел и деревень Краснодарского края, такие как: «Заря» (поставщик №1), «Колос» (поставщик №2), «Рассвет» (поставщик №3), «Вымпел» (поставщик №4).

При отборе поставщиков для ОАО «Шато Тамань» необходимо обратить внимание на следующие критерии:

1. Надежность поставки;

2. Цена;

3. Качество сырья;

4. Условия платежа;

5. Возможность внеплановых поставок;

6. Финансовое состояние поставщика.

Определяем удельный вес каждого из критериев. Для ОАО «ШатоТамань» в первую очередь важно качество сырья и надежность поставки для обеспечения бесперебойного производства только качественной продукции.

1. Надежность поставки 0,25

2. Цена 0,15

3. Качество сырья 0,30

4. Условия платежа 0,10

5. Возможность внеплановых поставок 0,15

6. Финансовое состояние поставщика 0,05

ИТОГО: 1

Результаты оценки поставщиков представлены в таблице 5.

Т а б л и ц а 5 – Результаты оценки поставщиков по критериям

п/п

Критерии

Удельный вес критерия

Поставщики

№1

№2

№3

№4

1

Качество сырья

0,3

8

7

8

5

2

Надежность поставки

0,25

9

5

3

4

3

Возможность внеплановых поставок

0,15

7

6

4

4

4

Цена

0,15

8

7

5

5

5

Условия платежа

0,10

7

6

5

5

6

Финансовое состояние поставщика

0,05

9

7

6

3

Итого:

1

8,05

6,25

5,3

4,5

Из оценки следует, что самым оптимальным поставщиком является поставщик №1. Было принято решение о заключении долгосрочного договора на поставку с поставщиком №1.

Рисунок 5 – Процесс отбора поставщиков на ОАО «Шато Тамань»

Так же была составлена карта процесса закупок (Таблица 6), схема данного процесса (Рисунок 6) и матрица ответственности.

Т а б л и ц а 6 – Карта процесса закупок

Руководитель процесса:

Начальник отдела снабжения

Цель процесса:

Снабжение производства всеми необходимыми материальными ресурсами

Задачи процесса:

  1. Определение потребности в материальных ресурсах;

  2. Планирование закупок;

  3. Выбор оптимального поставщика;

  4. Заключение контракта на поставку;

  5. Установление взаимовыгодных отношений с поставщиком.

Требования к предыдущему процессу

Своевременное предоставление информации о необходимых материальных ресурсах

Потребители процесса:

Руководители и участники процессов: «Поставка», «Производство», «Обслуживание».

Управление процесса:

  1. НД;

  2. Требования рынка;

  3. Организационная структура;

  4. СТО;

  5. Функциональные и эксплуатационные требования;

  6. Законодательные требования.

Ресурсные входы процесса:

  1. Персонал;

  2. Инфраструктура;

  3. Материальные.

Выход процесса:

Качественное сырье, поставленное на производство.

Рисунок 6 – Схема процесса закупок

5.4 Процесс производства

На ОАО «Шато Тамань» планируется и обеспечивается производство в управляемых условиях, включающих:

  1. наличие информации, описывающей характеристики продукции;

  2. наличие, где необходимо, рабочих инструкций;

  3. применение соответствующего производственного оборудования;

  4. наличие и использование контрольных и измерительных приборов;

  5. проведение мониторинга и измерений

  6. осуществление выпуска и поставки продукции.

Управление технологическими процессами ведется на основе нормативно-технической документации, стандартов и инструкций. Производственные операции необходимо регламентировать Картами процессов и комплектом технологической документации, в которой установлены порядок, средства и критерии качества выполнения работ, а также при необходимости рабочими инструкциями.

Ответственность за наличие и состояние необходимой документации в подразделениях возлагается на начальников подразделений. Контроль соблюдения технологической дисциплины при производстве продукции осуществляется производственной лабораторией, Отделом Технического Качества.

Общая схема процесса «Производство винодельческой продукции» достаточно хорошо представлена на предприятии, но для лучшего понимания процесса необходимо расписать его по подпроцессам и представить Карты процесса каждого из них.

Подпроцесс «Приемка и контроля качества входного сырья»

В ходе выполнения дипломной работы была составлена карта процесса приемки входного сырья (Таблица 7) и построена схема данного процесса (Рисунок 7).

Т а б л и ц а 7 - Карта процесса приемки и контроля качества входного сырья

Руководитель процесса:

Начальник отдела качества

Цель процесса:

Допуск до производства только качественного сырья

Задачи процесса:

  1. Приёмка сырья;

  2. КК сырья;

  3. Отбраковка некачественного сырья и возврат его поставщику.

Требования к предыдущему процессу

Поставка качественного сырья точно в срок в нужном объёме

Потребители процесса:

Руководители и участники процессов: «Производство», «Обслуживание»

Управление процесса:

  1. НД;

  2. Требования рынка;

  3. Организационно-распорядительные документы;

  4. СТО;

  5. Законодательные требования.

Ресурсные входы процесса:

  1. Персонал;

  2. Инфраструктура;

  3. Материальные.

Выход процесса:

Качественное, отвечающее всем требованиям, сырьё.

 

Рисунок 7 – Схема процесса приемки и контроля качества входного сырья

Подпроцесс «Подготовка виноградного сырья»

Так же была составлена карта процесса подготовки виноградного сырья (Таблица 8).

Т а б л и ц а 8 – Карта процесса подготовки виноградного сырья

Руководитель процесса:

Главный технолог винодельческого цеха

Цель процесса:

Подготовка сырья для изготовления вина

Задачи процесса:

  1. Отделение ягод на терке;

  2. Разминание ягод под валами;

  3. Прессование мезги.

Требования к предыдущему процессу

Допуск до переработки только отвечающего всем требованиям сырья точно в срок и нужного объёма

Потребители процесса:

Руководители и участники процессов: «Брожение»

Управление процесса:

  1. НД;

  2. Требования рынка;

  3. Должностные инструкции;

  4. СТО;

  5. Законодательные требования.

Ресурсные входы процесса:

  1. Персонал;

  2. Инфраструктура;

  3. Оборудование;

  4. Финансы;

  5. Материалы.

Выход процесса:

Качественно протертый и спрессованный виноградный сок.

Подпроцесс «Брожение»

В ходе работы были разработаны карта процесса брожения вина (Таблица 9).

Т а б л и ц а 9 – Карта процесса брожения вина

Руководитель процесса:

Инженер-технолог

Цель процесса:

Брожение виноградного сока

Задачи процесса:

  1. Перемешивание осадка из дрожжей;

  2. Продувание осадка из дрожжей;

  3. Замер температурного режима;

  4. Фильтрация.

Требования к предыдущему процессу

Предоставление качественно отжатого виноградного сока

Потребители процесса:

Руководители и участники процесса: «Маркировка и упаковка».

Управление процесса:

  1. НД;

  2. Требования по технике безопасности;

  3. Должностные инструкции;

  4. Функциональные и эксплуатационные требования;

  5. Технология.

Ресурсные входы процесса:

  1. Персонал;

  2. Инфраструктура;

  3. Оборудование;

  4. Финансы;

  5. Материалы.

Выход процесса:

Качественный процесс брожения.

5.5 Процесс «Упаковка и маркировка»

В ходе курсовой работы были разработаны карта процесса упаковки и маркировки (Таблица 10) и схема этого процесса (Рисунок 8).

Т а б л и ц а 10 – Карта процесса упаковки и маркировки

Руководитель процесса:

Главный технолог винодельческого цеха

Цель процесса:

Маркировка и упаковка вина

Задачи процесса:

  1. Маркировка вин;

  2. Упаковка вин.

Потребители процесса:

Покупатели

Управление процесса:

  1. НД;

  2. СТО;

  3. Должностные инструкции.

Ресурсные входы процесса:

  1. Персонал;

  2. Инфраструктура;

  3. Оборудование;

  4. Финансы;

  5. Материалы.

Выход процесса:

Качественно маркированные и упакованные вина.

Рисунок 8 – Схема процесса упаковки и маркировки

Так же была определена степень удовлетворенности персонала (таблица 11) и для большей наглядности результаты были приведены в виде таблицы, что очень важно при определении направлений для дальнейшего развития и улучшения.

Т а б л и ц а 11 – Результаты анкетирования сотрудников по степени удовлетворенности работой

В какой степени вы удовлетворены:

Совершенно не удовлетворен

Скорее нет

Затрудняюсь ответить

Скорее да

Вполне удовлетворен

Содержанием работы

2

8

17

16

42

Условиями труда

0

2

15

14

54

Разнообразием работы

11

15

20

19

20

Режимом труда и отдыха

2

10

15

28

30

Организацией и оснащением рабочего места

1

2

2

21

59

Организацией вашего труда со стороны непосредственного руководителя

0

0

0

12

73

Размером Вашего месячного оклада

0

8

2

53

22

Размерами премирования

0

10

5

28

42

Размером персональной надбавки

11

18

29

15

12

Возможность должностного продвижения

9

27

14

14

21

Управлением организацией

3

2

47

14

19

Управлением персоналом организацией

1

1

56

10

17

Вашими взаимоотношениями с непосредственным руководителем, с руководством организации, с коллегами

0

7

13

27

38

Отношениями Вашего коллектива с другими сотрудниками организации, с руководством организации, с непосредственным руководителем

0

5

12

31

37

Организацией питания

0

1

1

3

80

Организацией режима отпусков

5

8

2

25

45

Требованиями дисциплины

0

2

8

18

57

Из таблицы можно сделать вывод о том, что практически все работники полностью удовлетворены содержанием работы, условиями труда, организацией и оснащением рабочего места, организацией труда со стороны руководителя, размерами премирования, взаимоотношениями с руководителями, организацией питания, организацией режима отпусков и требованиями дисциплины. Однако некоторое волнение вызывает недовольство сотрудников размерами персональной надбавки, возможностью должностного продвижения.

Проведено анкетирование персонала по изучению удовлетворенности работой на предприятии.

Из всего персонала 35 % работников работает более года и 40 % руководителей более 5 лет. Этот факт обусловлен высокой степенью удовлетворенности своей работой.

В процентном соотношении степень удовлетворенности персонала условиями труда, содержанием работы, организацией и оснащением рабочего места, равна чуть более 58 %. Оставшиеся 42 % удовлетворены своей работой не полностью. Это не означает, что отрицательный результат касается всех параметров одновременно. В данной ситуации речь идёт о каких-то конкретных пунктах. Из этого следует, что большая часть сотрудников работой на предприятии и условиями труда удовлетворена.

Немаловажным является факт возможности карьерного и профессионального роста, из чего далее вытекает желание продолжить работать на данном предприятии и, более того, в данном структурном подразделении.

Таким образом необходимо пересмотреть политику руководства на счет карьерного роста сотрудников, мотивации к труду, так же необходимо устранять межфункциональные барьеры и делегировать полномочия.

 

1. НД на виноград;

2. НД на вино;

3. Технологическая инструкция

 

 

1. Информация о спросе и требованиях потребителей

2. Виноград

 

 

Процесс изготовления вина

Готовые и качественные вина

 

 

1. Оборудование

2. Финансовые ресурсы

3. Персонал

4. Производственное помещение

 

Рисунок 9 – Контекстная диаграмма процесса изготовления вина

Заключение

В процессе выполнения курсовой работы, была достигнута поставленная цель – исследован жизненный цикл продукции ОАО «Шато Тамань». Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:

1. Охарактеризовано рассматриваемое предприятие – ОАО «Шато Тамань» – самого изготовителя вин.

2.Рассмотрены процессы жизненного цикла продукции:

2.1 Охарактеризован процесс маркетинга

Т.к. организация должна определить требования относящиеся к продукции и произвести их анализ. Для того чтобы сотрудники лучше поняли данный процесс была составлена карта и блок – схема данного процесса.

В ходе работы был произведен опрос , согласно составленной анкете и были определены направления для улучшения качества продукции с целью повышения уровня удовлетворенности потребителей, а именно,

  • улучшить качество упаковки вина;

  • снизить цену;

  • увеличить число магазинов, в которых реализуется продукция ОАО «Шато Тамань»;

  • расширить ассортимент вин.

Было выявлено какой продукцией необходимо пополнить ассортимент ОАО «Шато Тамань».

2.2 Проанализирован процесс проектирования и разработкиu на рассматриваемом предприятии

Данный процесс является одним из основных процессов жизненного цикла продукции.

Чем эффективнее будет осуществляться разработка изделия, т.е. чем быстрее по времени предприятие учтет потребности и нужды покупателя и требования рынка в проектируемом продукте, тем меньше будут затраты на этой стадии, тем быстрее фирма выйдет на рынок с новым товаром и получит необходимую прибыль.

В ходе выполнения курсовой работы была составлена карта и блок-схема данного процесса.

2.3 Описан процесс закупок, осуществляемых на ОАО «Шато Тамань»

От качества исходного сырья зависит качество производимой продукции.

В ходе работы была составлена карта и блок-схема процесса закупок. Были определены и проранжированны основные критерии отбора поставщиков и определен удельный вес каждой из них:

1. Качество сырья 0,30

2. Надежность поставки 0,25

3. Цена 0,15

4. Возможность внеплановых поставок 0,15

5. Условия платежа 0,10

6. Финансовое состояние поставщика 0,05

Согласно выбранным критериям была произведена оценка потенциальных поставщиков. В ходе оценки и анализа поставщиков было выявлено, что самым оптимальным поставщиком для ОАО «Тамань» является поставщик №1 – коллективное хозяйство «ЗАРЯ». Руководством предприятия было принято решение о установлении долгосрочных взаимовыгодных отношений с данным поставщиком.

Для лучшего понимания данного процесса сотрудников отдела снабжения, он был представлен в виде схемы.

Рекомендации по улучшению деятельности:

  1. На предприятии необходимо разрабатывать и устанавливать систему обратной связи с потребителем в виде:

  • анкет

  • телефонной связи

  • жалоб, претензий

  1. Необходимо постоянно отслеживать потребности потребителей, посредствам анкетирования;

  2. Согласно выявленным требованиям необходимо улучшать продукцию и постоянно расширять ассортимент;

  3. Необходимо пересмотреть политику руководства на счет карьерного роста сотрудников, мотивации к труду, так же необходимо устранять межфункциональные барьеры и делегировать полномочия.

  4. На базе произведенной работы, предприятию необходимо измерить результативность и эффективность процессов. Определить пути для увеличения данных показателей.

Список использованных источников

  1. Абрамова И.Г. Эффективность внедрения PDM-систем на машиностроительных предприятиях / И.Г. Абрамова, Д.А. Абрамов, P.M. Богомолов Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета. 2009. - №3. - с. 19.

  2. Авсянников Н.М. Инновационный менеджмент / Н.М. Авсянников. - М.: РУДН, 2002. - 523 с.

  3. Бабурин В.Л. Инновационные циклы в российской экономике / В.Л. Бабурин. Екатеринбург: Эдиториал УРСС, 2002. - 120 с.

  4. Братухина А.Г. Российская энциклопедия CALS. Авиационно-космическое машиностроение / А.Г. Братухина. – М.: ОАО НИЦ АСК. 2008. 213 с.

  5. Вертакова Ю.В. Управление инновациями: теория и практика / Ю.В. Вертакова, Е.С. Симоненко. М.: Эксмо-Пресс. 2008. - 432 с.

  6. Зильбербург Л.И. Информационные технологии в проектировании и производстве / Л.И. Зильбербург, В.И. Молочник, Е.И. Яблочков - СПб: Политехника. 2008. - 304 с.

  7. Зильбербург Л.И. Реинжиниринг и автоматизация технологической подготовки производства в машиностроении / Л.И. Зильбербург, В.И. Молочник, Е.И. Яблочков - СПб: «Компьютербург». 2003. - 152 с.

  8. Краюшкин В. Современный рынок систем PDM // Открытые системы. 2000. - №9. - с. 67.

  9. Липунцов Ю.П. Управление процессами. Методы управления предприятием с использованием информационных технологий / Ю.П. Липунцов - М.: ДМК Пресс, М.: Компания АйТи. 2003.- 224 с.

  10. Милохов А. В. К вопросу о совершенствовании автоматизации системы конструкторской подготовки производства на отечественных промышленных предприятиях //: сб. науч. тр. 2000. - с. 92

  11. Щебетов А. Некоторые вопросы внедрения TDM/PDM-систем // САПР и графика. 2001. - № 11.

 

Просмотров работы: 2742