ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР В УСВОЕНИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР В УСВОЕНИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Пасюта А.В. 1, Репина Н.А. 1
1Оренбургский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Школьный курс иностранного языка предполагает практическое овладение предметом. Эта задача требует от учителей иностранного языка учить умению общаться на изучаемом языке. Сегодня современная школа востребованы такие гуманитарные технологии, которые бы помогли не просто качественно обучить, но в первую очередь, развить личностный и познавательный потенциал обучающегося. Одним из важнейших результатов образования, в том числе и иноязычного, является готовность обучающихся адаптации и активному освоению ситуации социальных перемен. В обучении иноязычной культуре особое место занимают формы организации образовательного процесса, которые обеспечивают активное участие в нем каждого обучающегося, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать иностранный язык. Эти задачи могут быть решены с помощью игровых технологий обучения.

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования ролевых игр при обучении английскому языку.

Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у обучающихся интереса к изучаемому материалу и активизации их речемыслительной деятельности на протяжении всего занятия. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения.

Вовлечение обучающихся в устную коммуникацию может быть успешно осуществлено в процессе игровой деятельности, поскольку она является эффективным средством решения задачи обучения устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального общения, что повышает мотивацию к изучению иностранного языка.

Термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. [1] Несмотря на четкие условия игры и ограниченность используемого языкового и речевого материала, в ней обязательно есть элемент неожиданности. Услышав неожиданный вопрос, обучающийся немедленно начинает думать, как же на него ответить. Поэтому для игры характерна спонтанность речи.

В игре способности любого человека, а особенно ребенка проявляются в полной мере. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность обучающихся. А если обучающиеся при этом говорят на иностранном языке, игра открывает богатые обучающие возможности.

Мощный развивающий потенциал ролевой игры достаточно давно и успешно используется в методик преподавания английского языка. Упражнения типа «читайте по ролям», «инсценируйте диалог» занимают прочное место в арсенале методических приемов, так как в процессе драматизации происходит более полное осознание смысла текста и восприятие языкового материала.

Применение ролевой игры помогает развивать навык общения, способствует эффективному восприятию языкового программного материала, обеспечивает практическую направленность обучения. Ролевые игры в группе детей имеют неисчерпаемые возможности воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни.

Ролевая игра учит быть чувствительным к социальному употреблению иностранного языка. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они позволяют создать условия, способствующие развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма[5]. Обучающиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.

Следовательно, мы можем говорить о технологии ролевой игры как средстве достижения всех групп планируемых результатов образования, определенных федеральным государственным образовательным стандартом.

Использование игровых моментов на уроке - метод, позволяющий повысить мотивацию, снизить утомляемость и в то же время увеличить темп ведения урока. [4] Существует огромное количество самых разнообразных игр различных категорий и разновидностей: устных и письменных, грамматических и орфографических, лексических и фонетических, игры на совместную речевую деятельность и коммуникативное взаимодействие, деловые игры, индивидуальные и командные, спокойные и подвижные.

Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке, тем самым создавая условия для развития у обучающихся личностных и коммуникативных универсальных учебных действий. В ходе ролевой игры создаётся специфический вид эмоционального контакта, ситуация сотрудничества со сверстниками с распределением функций. Способность сформулировать вопрос, помогающий добыть информацию, недостающую для успешного действия, является существенным показателемучебной инициативности обучающегося, перехода от позиции обучаемого к позиции учащего себя самостоятельно с помощью других людей [6].

Ролевые игры используются, прежде всего, для развития совершенствования умений монологической и диалогической речи, порождая ситуативность, естественную среду общения и обеспечивая активизацию речемыслительной деятельности обучающихся. Наряду с этим, происходит активное применение лексики, изучаемой по определенной теме, формирование умения распознавать и употреблять в устной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка, в том числе наиболее распространённые устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, характерные для культуры страны изучаемого языка [6].

В играх иногда содержится некоторый процент незнакомой учащимся лексики. Вводить ее рекомендуется в процессе объяснения условий игры. Приемы введения лексики могут быть различны. Один из них – зрительная наглядность, которая включает в себя не только картинную или предметную наглядность, но и движение, жест, мимику и т.д. И, наконец, в отдельных случаях можно воспользоваться однократным переводом. В любом случае время, затраченное на объяснение незнакомого слова, обязательно окупится, ибо однажды введенная игра будет использоваться учителем много раз, а новая лексика, с которой познакомятся ребята в процессе игры, станет активной.

Использование ролевых игр на уроке формирования лексических навыков более уместно на третьем (варьирующее-ситуативном) этапе работы над лексическим материалом, когда происходит применение лексического материала в устно-речевой деятельности [2]. Но ролевые игры (а иногда и элементы их) достаточно эффективны и на этапе тренировки учебного материала.

Лексические игры с ролевой направленностью способствуют построению фундамента речи, т.к. овладение лексическим материалом создает возможность для перехода к активной речи обучающихся.[3]

Цели лексических игр:

– тренировать обучающихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

– активизировать речемыслительную деятельность обучающихся;

– развивать речевую реакцию обучающихся;

– познакомить обучающихся с сочетаемостью слов.

Ряд игр предназначен для тренировки обучающихся в употреблении отдельных частей речи, единиц, числительных, прилагательных. Другие игры соответствуют определенным темам. Например, в игре «What can I do for you?» представлена тема «Покупки», «What colour is my shirt?» – тема «Одежда».

Примеры лексических игр.

1. The aim is the drilling of the lexis and the usage of the structure ‘There is…’. There are 2 teams. The teacher puts some objects in the box and the members of the teams must name them in turn:

There is a pen in the box.

There is a book in the box, etc.

2. The game is called ‘The Invitation’. One of the pupils leaves the classroom. The rest of the pupils decide where they are going to go. Pupil 1 must guess their decision.

P1 – Let’s go to the yard.

P2 — Thank you, I don’t want.

P1 – Let’s go to the cinema.

P3 — I am not well.

P1 – Let’s go to my friend’s birthday party.

P4 — Oh, with great pleasure.

Таким образом, практически все учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, т. к. он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, определить, насколько она релевантна ситуации и коммуникативной задаче и правильно отреагировать на реплику.

Из всего вышесказанного можно прийти к выводу, что игра способствует передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков учебного сотрудничества, в частности, таких черт, как коллективизм, активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и обучающимся.

Литература:

  1. Артамонова, Л.Н. Игры на уроках английского языка [Текст] // «1 сентября». English, 2008, №20

  2. Вайсбург, М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. [Текст] – Обнинск: Титул, 2006.

  3. Давыдова, З.Н Игра как метод обучения иностранным языкам. [Текст] / «Иностранные языки в школе», 2010, №6.

  4. Конышева, А.В. Игра в обучении иностранному языку: теория и практика. [Текст] Минск, «Тетра Системс», 2008.

  5. Матвеева, Н.В. Ролевые игры на уроках английского языка. [Текст] Учебное пособие. М. 2005

  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. [Тext] - М.: Просвещение, 2011.

  7. Репина, Н.А., Добрякова, Н.И. Творческий подход к проектированию урока английского языка как условие формирования универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/Page_ru.htm. Дата обращения: 26.02.2014.

Просмотров работы: 2982