СПЕЦИФИКА ЖАНРА ФЭНТЕЗИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СПЕЦИФИКА ЖАНРА ФЭНТЕЗИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В середине ХХ века в европейскую прозу вошёл необычный жанр, который позднее стали называть жанром фэнтези. Новый жанр быстро завоевал успех у читателей, особенно у молодёжи, и это послужило залогом его расцвета.

Жанр фэнтези появился в Англии в начале XX века. Жанр основан на использовании общеизвестных мифологических и сказочных мотивов. Его основоположником был профессор Оксфордского Университета Джон Рональд Руэл Толкиен. Фэнтези предполагает раскрытие извечных морально-философских и социальных вопросов, которые решаются в ином, параллельном мире, созданном на основе различных мифов, легенд, эпических сказаний, переработанных фантазией автора.

Но главная цель фэнтези – не рассказы о великих воителях, магах и остроухих уродцах нечеловеческого происхождения, а повествование о борьбе Добра и Зла в человеческой душе, о путях становления самосознания личности. В этом жанре любая мистика, волшебные существа являются лишь средствами для раскрытия философских, нравственных идей, а никак не целью повествования. Фэнтези напоминает сказку, поскольку здесь изображается мир несуществующий, обладающий свойствами, невозможными в нашей реальности; здесь действуют фольклорные персонажи и возможна магия. Напоминает сказку и основной сюжетообразующий стержень жанра – противостояние добра и зла. Однако фэнтези отличается от сказки хотя бы по той причине, что добро и зло в ней равнозначны, а в сказке добро побеждает зло без каких-либо для себя потерь. Кроме того, на первый план здесь выдвигаются герои, их поступки и переживания, а волшебное и сказочное играет вспомогательную, но не второстепенную роль.

Литература фэнтези ведёт свою историю от мифов Древней Греции и средневекового эпоса. Сильное влияние на жанр фэнтези оказали средневековые романы: здесь присутствует средневековый антураж и авантюрный сюжет. Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческие романы, действие которых происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Фэнтези в целом – это описание миров, подобных нашему, но с четкой границей между Тьмой и Светом, Добром и Злом. Эти миры могут быть какими-то вариациями Земли в далёком прошлом или в далёком будущем, которые альтернативны ее настоящему, или же параллельными мирами, существующими вне или же в связи с Земным миром. Многие из книг последней категории повествуют о человеке с Земли, нашем современнике, попадающем в иной, магический мир.

Из литературных жанров наиболее близки к фэнтези научная фантастика и мистика. Отделить научную фантастику от фэнтези сложно. Научная фантастика уделяет большое внимание прогрессу и всё, что в ней описывается, представляется образом возможного будущего человечества. Классические примеры писателей-фантастов – Рей Бредберри или Айзек Азимов. Фэнтези же изначально заявляет, что описывает нереальный мир, и что все описываемые авторами события в нашем реальном мире невозможны. В фэнтези миры свеpхъестественный и pеальный существуют как бы на pавных. Магия, божественные силы и пpочие фантастические атpибуты оказываются всего лишь дополнительными, хотя и достаточно важными, фактоpами, определяющими развертывание литературного сюжета. Авторы Фэнтези обладают полной свободой: они имеют возможность повернуть сюжет самым неожиданным образом, поскольку волшебный мир фэнтези предполагает, что в нем возможно всё. Этот последний признак – один из наиболее важных и определяющих для жанра фэнтези. Он четко отграничивает фэнтези и научную фантастику, потому что научная фантастика описывает вероятное, и автор стеснен определенными рамками, так как он вынужден давать объяснение невероятному, обосновывать мир научно или псевдонаучно.

На эстетику фэнтези значительное влияние оказал большой стиль западноевропейского искусства – модерн. Модерн вобрал в себя характерные черты практически всех существующих стилей предыдущих эпох и культур. Более всего он проявил себя в живописи, скульптуре, архитектуре, но особенно ярко – в декоративно-прикладном искусстве. На литературу «модерн» также оказал влияние. Что же касается фэнтези, то этот жанр, подобно модерну, ищет экзотику во всём – в природе, архитектуре, в украшениях. Любовь к райским птицам, чёрным пантерам и леопардам, лилиям и орхидеям, а также к драгоценным и полудрагоценным камням сближает жанр фэнтези и стиль «модерн».

Фэнтези как жанр в свою очередь, включает следующие поджанры: героическое, или фэнтези меча и магии; эпическое, или высокое фэнтези; игровое фэнтези; темное, или Dark fantasy; историческое фэнтези; юмористическое фэнтези и пародии; фэнтези без магии; мифологическое фэнтези; технофэнтези; романтическое фэнтези; детское фэнтези.

Самыми известными представителями жанра фэнтези являются Джон Рональд Руэл Толкиен, Урсула Ле Гуин, Ник Перумов, Майкл Муркок, Роджер Желязны, Сергей Лукьяненко и другие.

Английский писатель Джон Рональд Руэл Толкиен – человек создавший фэнтези в том виде, в каком мы знаем его сегодня. Он дал представления об эльфах, гномах, магах и многом другом, которые сегодня считаются общепризнанными. За свою долгую жизнь Толкиен создал прекрасный мир, полный волшебства и гуманизма. Огромное место в работах Толкиена занимает природа, которая является для него главным жизнетворным началом. Ещё одной важной идеей произведений является решающая роль личности в истории. «Маленькие камешки вызывают большой обвал», – говорит Толкиен устами своих героев. Каждое действие любого, даже самого незначительного героя может радикально изменить ход сюжета.

В свои произведения Толкиен заключил глубочайшие философские мысли и идеи, гуманистические и религиозные взгляды. Писатель изложил их в такой форме, чтобы они были легки для понимания и доступны именно молодёжи. Ему удалось донести свои мысли до молодых людей нескольких поколений всего мира лучше, чем любому другому писателю.

Толкиен с детства увлекался лингвистикой: в звучании языка он слышал магические звуки. Латынь, греческий, французский и немецкий языки были предметом его страсти. Он увлекался историей языков и сравнительной филологией, изучал древнеанглийский, древнегерманский, исландский и готский языки. В Оксфордском университете Толкиен специализировался по древнему и средневековому английскому. В 1915 году он добровольцем ушёл на фронт. С 1925 года Толкиен – профессор Оксфорда. Работал над толковым словарём английского языка, писал научные работы, переводил, преподавал.

В 1954–1955 гг. Толкиен опубликовал фантастическую трилогию «Властелин Колец» – результат семнадцатилетних трудов, самое значительное своё произведение. Жанр «Властелина Колец» можно определить как фантастический роман с элементами волшебной сказки и героической эпопеи. В 1954 году «Властелин Колец» Толкиена прогремел по всему миру, завоевав бесчисленное множество поклонников, породив множество подражаний и дав сильнейший толчок новой волне фэнтези. Именно к этому моменту завершилась трансформация сплава готического, авантюрного, рыцарского романов, «фейной сказки», историй о духах в отдельный жанр фэнтези – такой, каким мы его знаем.

Свою волшебную страну Толкиен открыл для себя еще в студенческие годы. Когда он находился между жизнью и смертью, чудесный мир предстал перед ним цельным и единым. Открыть волшебную страну, граничащую с миром людей, можно лишь пристально вчитываясь между строк хроник и эпических песен, сказок и легенд. Именно так возникла в сознании Толкиена сказочная страна Валинор, где живут божества, участвовавшие в творении мира. Вслед за ней профессор создал свой Срединный Мир – Среднеземье. И заселил его бессмертными эльфами, людьми, гномами, орками, хоббитами. Существенной частью Среднеземья стала его этимология и языки, которые придают фантазии реальность существования, материализуют ее. История Среднеземья насчитывает шесть с половиной тысячелетий. У этой страны есть своя география, геология, политика, культура, религии. Все вместе они создают мир, где происходят действия «Хоббита», «Властелина Колец», «Сильмариллиона».

Особенностью волшебных сказок он считал сотворение вторичного мира с помощью фантазии. Вторичный мир обладает при этом овеществленной конкретностью – это абсолютное условие. Иначе собственно сказка может оказаться притчей или философской аллегорией, т.е. просто принадлежать к другому жанру. Толкиен отстаивает жанровую самостоятельность «фэнтези» как явления литературы. Он выделил три основные функции волшебной сказки: восстановление душевного равновесия, бегство от действительности и счастливый конец.

Писатель, создавая свои хроники, не мог не реагировать на события внешнего мира. Писалась книга во время Второй мировой войны, а закончена вскоре после победы над злом национал-социализма. В этот период даже в фантазии нельзя было избежать волнующих вопросов мировоззренческого порядка. За диалектикой добра и зла следовала тема власти. По Толкиену, власть – доминирующая страсть, способная подточить даже самые стойкие души. Любая власть над чем-то или кем-то содержит в зародыше разрушительное начало. Но власть – это реальность, которую трудно игнорировать. Выход из этой коллизии Толкиен видит во внутренней стойкости и нравственном совершенствовании индивидуума. Трезвое соизмерение своих возможностей – гарантия от ошибок и заблуждений.

«Властелина Колец» перевели на десятки языков, тиражи исчислялись миллионами экземпляров. На русском языке первая часть трилогии в сокращенном варианте появилась в 1982 году. Сам же профессор после выхода книги до самой смерти жил историей своего созданного мира, творя миф мифов – «Сильмариллион», вышедший в 1977 году. Творец мифов сам превратился в легенду, обретя миллионы читателей и десятки тысяч последователей. Согласно общепринятому мнению, именно творчество Толкиена дало толчок развитию и популяризации современных произведений фентези, книга Толкиена на несколько лет опpеделила внешние фоpмы pазвития напpавления.

В определённом плане «Властелин Колец» уникален для литературы ХХ века. Толкиен является родоначальником литературной традиции, к которой обращались П. Андерсон, М. Муркок, У. Ле Гуин и др. Впрочем, правильнее будет сказать, что многие произведения названных авторов – просто подражания Толкиену. Конечно, это не означает, что у Толкиена не было предшественников. Без сомнения, он испытал влияние романтиков, Ч. Диккенса, У. Морриса, Г. Дж. Уэллса, Г. К. Честертона. Во «Властелине Колец» исследователи устанавливали параллели с Р. Вагнером, Дж. Макдональдом, Ч. Уильямсом, К. С. Льюисом.

В настоящее время фэнтези развивается не только в литературе, но и в музыке, живописи, архитектуре, кинематографе, а также в сфере компьютерных ролевых игр. Большинство фильмов в жанре фэнтези является экранизациями книг или снято по их мотивам. В число экранизаций входят «Властелин колец» режиссёра Питера Джексона, «Лев, колдунья и платяной шкаф» Эндрю Адамсона. По мотивам книг сняты также «Конан-варвар» и «Конан-разрушитель» Джона Милиуса, «Волкодав из рода Серых Псов» Н. Лебедева.

Литература:

  1. Жанр Фэнтези в литературе XX века [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/literature/3c0a65625b2bd78b4d53a89421216d27_0.html

  2. Виноградов А. Философские идеи в произведениях Толкиена. Реферат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.refstar.ru/data/r/id.21761_1.html

 

Просмотров работы: 5135