ПАРК МИРА КЕНДЗО ТАНГЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПАРК МИРА КЕНДЗО ТАНГЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Плывут, спокойнывутреннемтеченьи,

Немыеволны, словно дым руин

Кто бросил им, как жертвоприношенье,

Букет багрово – красных георгин?

Лишь август подойдет – слышны рыданья,

Болезненно сжимаются сердца,

И горестно текут воспоминания,

И кажется не будет им конца…»

(Сёсюке Сима «Плывущий букет»).

Хиросима …обычный город до 1945, город, где родилась смерть, унесшая на своих руках, только по официальным данным 140.000 человеческих жизней.

Самолет «Энола Гэй». Бомба «Малыш». Всего два слова, заставляющие вздрагивать и приводящие в ужас. 6 августа, в 8 часов 16 минут на японский город Хиросима была сброшена атомная бомба. Ядерный гриб навис над мирными жителями и поглотил, как огромный спрут, тысячи жизней. В одно мгновение город почти перестал существовать. Воздух был пронизан страхом и болью. Три дня спустя, 9 августа 1945 года атомная бомба «Толстяк» была сброшена на второй японский город Нагасаки. Оправдание бомбардировок необходимостью окончания Второй Мировой Войны до сих пор вызывает острые споры.

Мы – люди, мы очень похожи друг на друга, но в то же время мы абсолютно разные: у нас одни пороки и очень разные способы борьбы с ними. Борьба истинная происходит только внутри человека, а не осуществляется при помощи убийства других. Проявление жестокости – что это? Показ человеческой сущности или инстинкт самосохранения – убрать всех, кто мешает достижению твоей цели, а потом умереть от собственной руки? Не нужно искать оправдания собственной жестокости и гибели души ради прогресса. Прогресса смерти – вот первое, что приходит на ум при слове, от звука которого вянет все живое и пред которым преклоняет колени человечество. Смех и боль. Радость и ложь. Человек и пустота вокруг. Выжженное поле - пустыня жизни человеческой, палящее солнце, мнимый оазис, в одно мгновение превращающийся в призрак пустыни, завлекающего все дальше и уводящего за собой караван запутавшихся человеческих душ.

Жестокость человека, жестокость мира, жестокость Вселенной. Разве можно увидеть свет, этот тлеющий уголек души, еще не сгоревший в будничной пучине и не растворившийся в людской ненависти, пороке и алчности? В большей степени, это дано понять людям искусства, ведь они – проводники в мир фантастики и слишком суровой реальности, горечи, мнимой радости, криков души и полета фантазии. Художники часто похожи на слепых котят, только что родившихся на свет и непонимающих, что им предстоит. Прозреть суждено лишь немногим, и одним из таких Художников с большой буквы, человеком искусства японской архитектуры XX века был Кендзо Танге.

Знаменитый архитектор родился 4 сентября 1913 года в городе Сакаи, в Японии. Его школьные годы прошли в Имабари и Хиросиме – родном городе, неотъемлемой частью которого стало имя самого архитектора. Во время бомбардировки Хиросимы Кендзо Танге не было в городе, и ужасным ударом для него стала гибель родителей. Трагедия личная и трагедия всего народа пробудила в архитекторе желание участвовать в восстановлении города и создать мемориальный памятник жертвам атомных бомбардировок. План этого мемориала и ряд других сооружений спроектировал выдающийся архитектор.

В послевоенные годы Танге создал несколько градостроительных проектов, одним из которых являлся Генеральный план по застройке Хиросимы, разработанный вместе с Асада, Отани и Исикава в 1947 году. Работа над Генпланом Хиросимы была подготовительным этапом к проекту мемориального комплекса – Парка мира (1949 – 1956). Следуя принципам «новой архитектуры», т.е. функционализму, Танге мыслил намного шире, выходя за рамки этого термина. Философия архитектора заключалась в том, что города должны представлять собой мегаструктуры, соединяя и строительство, и транспортную систему, являясь единым целым. Немаловажным является и то, что свои творения он гармонично вписывал в окружающую обстановку и ландшафт, ведь природа для жителей Поднебесной является неотъемлемой частью их жизни, а внимательное отношение к ней связано с национальной религией Японии – синтоизмом. Философия синто, (что в переводе с японского означает «путь богов»), заключается в обожествлении сил природы, в поклонении и почитании духов умерших предков. По представлениям синто, у многих вещей есть своя душа – Ками. Она может существовать на Земле в таких материальных объектах, как дерево и камень, гора или утес, священные места или явления природы. Здесь можно провести параллель с творениями человеческих рук, ведь гармонично вписывая объекты в окружающую природу, архитектор показывает жизнь в ее согласии между природой и человеком, поскольку сооружения создаются из предметов, уже «имеющих душу». В понимании жителей Японии, исповедующих синтоизм, мир – единственное место, где души умерших живут рядом с людьми. Ками бессмертны, они являются частью круговорота жизни и смерти. Добродетелью в синтоизме считается сочувствие к окружающим, уважительное отношение к старшему поколению, дружелюбие и открытость. Не приветствуются эгоизм, враждебность, злость, то есть все то, что мешает служению Ками и разрушает гармонию Вселенной.

Мемориальный парк мира – полностью отражает философию синто: гармония архитектурных строений составляет единое целое с окружающей его природой, а сам парк – это место упокоения, своеобразное убежище, как для душ погибших, так и для осознания случившегося душами живых, дабы они не повторили подобных ошибок, стоящим жизни огромному количеству людей. На территории парка в 122 000 квадратных метров расположены: Мемориальный зал мира, Мемориальный музей мира и около 50-ти других памятников. Самый большой из них – купол Гембаку, или Атомный купол, внесенный ЮНЕСКО в Список мирового наследия. До взрыва здесь располагался выставочный Центр содействия промышленности, который находился всего в 160 метрах от гипоцентра взрыва (центральная точка очага взрыва – это центр, гипоцентр – место под центром, а эпицентр – над центром.) Искаженные железобетонные ребра купола, аттик купола, полуразрушенные, обгоревшие стены, лежащие вокруг камни, – все это делает памятник «говорящим», не требующим пояснений. На мемориальной таблице возле Купола выгравировано послание поколениям будущего: «Атомный Купол – это руины бывшего Центра содействия промышленности префектуры Хиросима, которое было разрушено первым в истории человечества ядерным взрывом 6 августа 1945 года. Взрыв унес жизни более 200 000 человек, а территория в радиусе двух километров превратилась в пепел. Для того чтобы произошедшее стало уроком следующим поколениям, руины Купола были укреплены усилиями многих людей, мечтающих о мире внутри и за пределами Японии. Эти руины будут стоять вечно ».

Другим, самым трогательным в парке, является монумент «Мир детям», располагающийся на противоположном берегу реки от Атомного купола. Он повествует о японской девочке Садако Сасаки, волею судьбы оказавшейся недалеко от взрыва. Заболев лучевой болезнью (лейкемией), девочка мечтала выздороветь. От лучшей подруги Чизуко она услышала о старинной японской легенде, согласно которой нужно сложить тысячу бумажных журавликов, и тогда исполнится любое желание, ведь журавль в Японии – священная птица, которая, по поверью, живет тысячу лет. Садако решила делать птичек из любых кусочков бумаги, попадающих ей под руку. Сделав 1000 бумажных журавликов, она продолжала складывать их, но, к сожалению, ее мечте не было суждено осуществиться – Садако умерла. До сих пор дети со всего мира приносят к монументу цуру (японских бумажных журавликов), из которых делают гирлянды – сенбазуру, хранящиеся рядом в стеклянных кабинах. Памятник, прорезанный с трех сторон стрельчатыми арками, вызывает ощущение парения над землей. Сверху изображен скульптурный портрет Садако, несущей бумажного журавлика, а с боковой стороны – ее изображение, устремленное в небо как образ воспарившей души. У основания монумента расположена надпись: «Это наш крик и наша молитва о мире во всём мире», а под памятником висит колокол, в который может ударить каждый в память о Садако – девочке, которая стала олицетворением всех погибших детей Японии.

«Пусть здесь души покоятся с миром, мы не будем повторять зла вновь…» - гласит надпись на «Кенотафе», (могиле – памятнике, не содержащей захоронения или праха человека). Обычай сооружения Кенотафа еще со времен Древнего Египта был связан с убеждением, что души мертвых, не имеющих могил, не находят покоя, поэтому им необходима символическая могила. На наружной панели монумента нанесена надпись с молитвой об упокоении душ умерших и обещание всего человечества никогда не возвращаться к войне. Памятник сделан в виде полуциркульной арки из бетона и гранита, по образцу защитных оберегов, найденных в древних японских захоронениях. Возле него посажены цветы – как дань памяти жертвам трагедии. Он расположен в центральной части парка, а внутри установлен каменный постамент, где хранятся 77 томов с именами 221893 погибших на месте и от радиации ядерного взрыва. Рядом с Кенотафом расположен монумент «Пламя мира», где с 1 августа 1964 года постоянно горит огонь, и он будет гореть до тех пор, «пока все атомное оружие Земли не исчезнет навсегда…» Именно перед этим монументом, каждый год 6 августа проводится мемориальная служба, когда в воздух выпускают стаи белых голубей.

В Мемориальном парке мира есть и памятник, посвященный корейским рабочим. Во время Второй Мировой войны их принудительно заставляли работать на заводах Японии. В числе погибших в момент взрыва было большое количество корейских жителей Хиросимы.

От света, пронизывающего стеклянный фасад Мемориального музея, все еще веет холодом смерти. Западный корпус спроектирован таким образом, чтобы пространство между поверхностью земли и фундаментом музея символизировало возрождение из руин: он опирается на своеобразные колонны, как бы отрываясь от земли и существуя между двумя мирами – миром земным и небесным. Сам музей состоит из двух корпусов. В одном из них, в восточном крыле, рассказывают историю жизни города до взрыва и после, наглядно демонстрируя поражающие фотографии разрушений. Но самое впечатляющее – западное крыло. Оно полностью посвящено дню трагедии. Фотографии смерти, мук людей, аномалий, мутаций, последствий лучевой болезни, а также истории из жизни несчастных людей. У Мемориального музея, можно увидеть японцев с желтой, прозрачной кожей и белыми повязками на головах с иероглифами «хибакуси», написанными красными чернилами. Это те люди, кому удалось пережить страх и ужас американских атомных бомбардировок, люди, которые до сих пор пытаются привлечь внимание властей к своему ужасному положению. Также на площади находится Зал жертв атомного взрыва. В нем хранится архив фотографий и историй погибших к концу 1945 года. Тревожный бой городских часов Хиросимы раздается над Мемориальным парком не в полдень, а в 8 часов 15 минут – как напоминание о трагических днях и ушедших от нас людях. Каждый год выходят книги о Хиросиме, отображающие суровую реальность рокового 6 августа 1945 года.

Мемориальный парк Мира продуман до мельчайших деталей и является грандиозным памятником – национальным достоянием Японии.

Главная заслуга Кендзо Танге состоит в том, что он смог связать воедино архитектуру Востока с ее синтоистическими представлениями и западноевропейский функционализм, создав тем самым уникальный памятник национального и общечеловеческого звучания. Произведения Танге новы и необычны, он навсегда останется большим художником, имя которого не ограничивается рамками японской национальной культуры. Сейчас Хиросима – один из красивейших современных городов Японии, а единственным напоминанием о смерти является мемориальный парк Мира, который не даст забыть тот кошмар, страх, нестерпимые муки мирного населения и останется в сердцах людей как чудо японской архитектуры.

Литература:

  1. Биография Кензо Танге [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://persones.ru/biography-409.html

  2. Мемориальный парк мира в Хиросиме. Википедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%EC%EE%F0%E8%E0%EB%FC%ED%FB%E9_%EF%E0%F0%EA_%EC%E8%F0%E0_%E2_%D5%E8%F0%EE%F1%E8%EC%E5

  3. Синтоизм. Традиция [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://traditio-ru.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B

 

Просмотров работы: 1377