МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из важнейших и наиболее дискуссионной в теории налогообложения и практике налогового планирования является проблема расчета налогового бремени.

Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом, на отдельный хозяйствующий субъект или на иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера. Налоговое бремя является одним из экономических показателей, характеризующих налоговую систему государства [1].

Показатель налогового бремени позволяет наиболее полно судить об уровне налоговой нагрузки на хозяйствующий субъект, а уменьшение данного показателя свидетельствует об эффективности налогового планирования.

На современном этапе развития теории налогообложения и практике налогового планирования существуют различные методики расчёта налогового бремени. Рассмотрим наиболее известные их них.

Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки - это отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации [2].

Главным недостатком такого расчёта является то, что он не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени. Налоговая нагрузка, рассчитанная с помощью данного метода, не дает реальной картины налогового бремени, которое несет налогоплательщик.

Согласно другой методике расчета налоговой нагрузки:

- сумма уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды увеличивается на сумму недоимки по налоговым платежам. Налоговая нагрузка определяется не уплаченными организацией налогами, а суммой налогов, которая должна быть уплачена, то есть суммой начисленных платежей.

- в сумму налогов не включается налог на доходы физических лиц, поскольку он уплачивается работниками организации, а сама организация только перечисляет платежи.

- сумма косвенных налогов, подлежащих перечислению в бюджет, включается в состав налоговых платежей при расчете, поскольку они оказывают существенное влияние на финансовую устойчивость организации.

- сумма налогов соотносится с вновь созданной организацией стоимостью продукции, которая определяется как разность добавленной стоимости и амортизации.

В данном случае налоговая нагрузка подразделяется на абсолютную и относительную [1].

Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей, сумму платежей во внебюджетные фонды и недоимок по платежам.

Показатель относительной налоговой нагрузки рассчитывается как отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости, иными словами, сумма налоговых платежей соотносится с источниками их уплаты.

При применении данной методики расчёта налогового бремени в расчет включаются все налоговые платежи, уплачиваемые непосредственно организацией [3].

Описанная выше методика не позволяет прогнозировать изменения показателя в зависимости от изменения количества налогов, их ставок и льгот.

Существует методика, основанная на включении в состав налоговой нагрузки количества налоговых платежей, их структуры и механизма взимания.

По этой методике показатель налоговой нагрузки определяется как отношение всех налогов к сумме источника средств для их уплаты [2].

При расчёте в сумму налоговых платежей включаются все налоги, уплачиваемые организацией, с учетом налога на доходы физических лиц.

Эта методика предполагает рассчитывать налоговую нагрузку по группам налогов в соотношении с соответствующим источником уплаты. Общим показателем для всех налогов является добавленная стоимость, которая исчисляется по формуле:

Добавленная стоимость = Выручка от реализации товаров (работ, услуг) – Материальные затраты.

Данная методика, в отличие от предыдущей, не предполагает исключения из добавленной стоимости амортизационных отчислений. Она позволяет определить долю налогов в выручке организации, прибыли и долю заработной платы, амортизации, налогов и чистой прибыли в каждом рубле созданной продукции, но в состав налогов включен налог на доходы физических лиц, хотя организация, являясь налоговым агентом, налоговой нагрузки по этому налогу не несет.

Следующая методика позволяет определять налоговую нагрузку как функцию типа производства, изменяющуюся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда или амортизацию. Налоговое бремя при этом определяется как доля отдаваемой государству добавленной стоимости, а налоги соотносятся с источником их уплаты [4].

При этом расчёт добавленной стоимости производится по формуле:

Добавленная стоимость = Амортизация + (Оплата труда – отчисления на социальные нужды) + НДС + Прибыль.

Выручка в данном случае определяется как сумма добавленной стоимости и материальных затрат.

Таким образом, по этой методике сумма налогов соотносится с добавленной стоимостью, то есть с источником дохода, но при этом в расчет включен налог на доходы физических лиц и не учитывается влияние таких налогов, как налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, земельный налог.

Основные принципы другой методики заключаются в следующем:

- в расчет включаются все налоговые платежи, подлежащие перечислению организацией в бюджет и внебюджетные фонды, т.е. не суммы произведенных платежей, а суммы начисленных платежей, поскольку определение налоговой нагрузки по фактически уплаченным суммам налогов уменьшает реальный уровень налогового бремени в силу возможного несовпадения по тем или иным причинам начисленных и фактически перечисленных по принадлежности налоговых платежей;

- налог на доходы физических лиц не включается в расчет как не относящийся к налоговой нагрузке на организацию, поскольку она является налоговым агентом;

- добавленная стоимость продукции является общим знаменателем, с которым соотносятся налоговые платежи [2].

В данной методике предполагается также применение коэффициента денежного изъятия, представляющего собой отношение начисленных налоговых платежей к реально полученным организацией финансовым ресурсам.

Таким образом, в настоящее время существуют различные методики расчёта налогового бремени. Применяемые методики различаются, как правило, по двум основным направлениям: по структуре налогов, включаемых в расчет при определении налогового бремени; по показателю, с которым сравнивают уплачиваемые налоги.

Литература

1. Викуленко А.Е. Налогообложение и экономический рост России [Текст]: учебное пособие/ А.Е. Викуленко. - М.: Прогресс, 2011. – 365 с.

2. Пансков В.Г. «Показатель налогового бремени» // Налоговая политика и практика. - 2010. - №3. - С. 88.

3. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации [Текст]: учебное пособие/ В.Г. Пансков. – М.: Книжный мир, 2011. – 340 с.

4. Черник Д. Г. Налоги: Учебное пособие для вузов [Текст]: учебное пособие/ Д.Г. Черник. - М.: Финансы и статистика, 2011. – 405 с.

Просмотров работы: 9391