РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Тюменская область считается одним из самых обеспеченных регионов страны. Тюменская область – связующее звено между восточными и западными территориями страны, нефтегазовым Севером и промышленным Уралом. По-прежнему в пополнении бюджета значительную роль играют автономные округа и федеральный центр. Тюменская область занимает лидирующую позицию в экономике страны, в том числе являясь основным каналом поступлений налогов и сборов в бюджетную систему. Территория, обладающая развитым нефтегазодобывающим комплексом и транспортной инфраструктурой, продуктивным сельским хозяйством, предоставляющая широкий комплекс различных социальных услуг населению характеризуется и высокими бюджетными доходами [6].

Налоговые доходы продолжают составлять основу доходной части бюджета Тюменской области. Но следует учесть, что около 30 % всех налоговых поступлений регионального бюджета направляется в федеральный бюджет. В связи с чем доходная часть бюджета Тюменской области имеет значительные потери в части налогов и сборов [1]. В таблице 1 рассмотрим структуру и динамику налоговых доходов в консолидированном бюджете Тюменской области за 2009-2011 гг. и по состоянию на 01.12.2012 г.

Таблица 1 - Структура и динамика налоговых доходов по их группам в консолидированном бюджете Тюменской области за 2009-2011 гг. и по состоянию на 01.12.2012 г.

Показатель

2009

2010

2011

01.12.2012

сумма, руб

уд. вес, %

сумма, руб

уд. вес, %

сумма, руб

уд. вес, %

сумма, руб

уд. вес, %

Налоговые доходы, всего в т.ч.:

57 505 591

100

67 156 332

100

133 765 076

100

104 238 473

100

Федеральные налоги

52 918 315

92

61 453 845

92

125 950 921

94

97 298 757

93

Региональные налоги

3 546 695

6

4 513 281

6

4 600 561

4

5 727 012

6

Местные налоги

1 040 581

2

1 191 449

2

914 035

2

1 212 704

1

Источник: Составлено на основе данных ФНС на сайте www.nalog.ru.

Проводя анализ, можно отметить рост показателя налоговых доходов за рассматриваемый период. Также можно заметить, что на долю налоговых доходов от федеральных налогов и сборов, поступающих по нормативам в областной бюджет и местные бюджеты, приходится более 90% налоговых доходов этих бюджетов. Показатель региональных налогов остается без изменений, стабильно равен 6 % от всех налоговых доходов [3].

В таблице 2 представлен сравнительный анализ поступления региональных налогов в бюджет Тюменской области за период 2009 – 2011 гг. и по состоянию на 01.12.2012 г.

Таблица 2 - Динамика поступления региональных налогов в бюджет Тюменской области за 2009 – 2011 гг. и по состоянию на 01.12.2012 г.

Налоги

2009

2010

2011

01.12.2012

Налог на имущество организаций

2 898 856

3 390 454

3 990 784

5 041 700

Транспортный налог

571 839

795 912

609 998

681 433

Налог на игорный бизнес

75 086

-13 738

543

3 625

Источник: Составлено на основе данных ФНС на сайте www.nalog.ru.

Бюджет Тюменской области стабильно растет, наблюдается увеличение поступлений. Что касается налога на имущество организаций, то поступления от данного налога в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличились на 491 598 руб. и составили 3 390 454 руб. Сравнивая 2011 и 2010 года, также наблюдается увеличение показателя 2011 года на 600 330 руб., который составил 3 990 784 руб. [3].

В связи с тем, что в ноябре 2010 г. вступили в силу поправки к Налоговому кодексу, снижающие базовую ставку транспортного налога в два раза и предоставляющие субъектам Федерации (в том числе Тюменской области) право обнулить ставку для автомобилей мощностью менее 150 лошадиных сил, наблюдается снижение доходов от транспортного налога в 2011 году.

Значительное снижение доходов наблюдается и по игорному бизнесу, поскольку с 1 июля 2009 г. деятельность игорных заведений в Тюменской области была запрещена [1].

Рассмотрим более подробно на представленной ниже таблице 3 динамику роста поступлений региональных налогов в бюджет Тюменской области на 01.12.2012 год по сравнению с 01.12.2011 год [5].

Таблица 3 – Динамика роста поступлений региональных налогов в бюджет Тюменской области за январь – декабрь 2011-2012 гг. (млн. руб.).

Показатель

01.12.2011

01.12.2012

Темп роста, %

Абсолютное

отклонение

(млн. руб)

Налог на имущество организаций

3 955,5

5 041,7

127,5

1 086,2

Транспортный налог

561,5

681,4

121,4

119,9

- налог с организаций

245,2

307,1

125,2

61,9

- налог с физических лиц

316,3

374,3

118,3

58,0

Источник: Составлено на основе данных УФНС по Тюменской области на сайте www.r72.nalog.ru.

Более наглядно динамику роста поступлений региональных налогов в бюджет Тюменской области за январь – декабрь 2011 – 2012 гг. можно рассмотреть на рисунке, расположенном ниже.

Рисунок 1 – Динамика роста поступлений региональных налогов в бюджет Тюменской области за январь – декабрь 2011 – 2012 гг. (млн. руб.).

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Поступления налога на имущество организаций в истекшем периоде текущего года продолжают показывать относительно высокие темпы роста (127,5%). На положительную динамику во многом повлияли мероприятия в области совершенствования администрирования налогообложения имущества юридических лиц, прежде всего, причиной послужило внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, и так [5]:

1. Изменен порядок информационного обмена сведениями, необходимыми для исчисления транспортного налога. С 1 января 2011 года в Налоговом кодексе Российской Федерации для всех органов, учреждений, организаций и должностных лиц, за исключением органов ЗАГСа (для органов ЗАГСа - с 1 января 2013 года), введена обязанность предоставления налоговым органам сведений, необходимых для исчисления налогов, в электронном виде;

2. Уменьшены базовые ставки по транспортному налогу;

3. Отменены авансовые платежи по транспортному налогу гражданам;

4. Введена Единая форма налогового уведомления, которая позволила не только проинформировать граждан о всех налоговых обязательствах в рамках одного документа, но и существенно сократить затраты федерального бюджета на формирование и рассылку налоговой корреспонденции;

5. Разработана форма заявления для обращения налогоплательщиков - физических лиц в налоговые органы в случае выявления ими в налоговом уведомлении недостоверной информации о принадлежащем им имуществе (в нашем случае - транспорте), и др.

Положительная динамика наблюдается и по поступлениям транспортного налога, в целом темп роста составил 121,4%, в том числе по транспортному налогу физических лиц – рост на 18,3%, сложившись в объеме 374,3 млн. руб., транспортного налога с организаций мобилизовано на 25,2% или 62,0 млн. руб. больше, чем за соответствующий период 2011 года [5].

Можно отметить следующие факторы роста налогового потенциала Тюменской области по налогу на имущество организаций [1]:

1. Повышение темпов экономического роста и инвестиционной активности хозяйствующих субъектов;

2. Увеличение объемов иностранных инвестиций, привлекаемых для финансирования основного капитала организаций;

3. Снижение заинтересованности организаций в минимизации налога на имущество за счет использования незаконных схем ухода от налогообложения (в том числе выявление объектов основных средств, не поставленных на учёт);

4. Проведение мер по обеспечению полноты поступления доходов в бюджет округа за счет сокращения задолженности прошлых лет и недопущения возникновения задолженности по текущим платежам.

Большая доля доходов бюджетов всех уровней, в том числе и региональных, - налоговые поступления, которые в свою очередь зависят от состояния и динамики налогооблагаемой базы, ее законодательного обеспечения.

Немалого эффекта в увеличении собираемости платежей в казну можно добиться целенаправленными, согласованными действиями административных, финансовых и контролирующих организаций.

Основные причины недополучения средств в бюджет Тюменской области следующие [1]:

  1. Нарушение налогового законодательства;

  2. Нарушения в организации предпринимательской деятельности и малого бизнеса;

  3. Нарушения при применении контрольно-кассовых машин;

  4. Недостаточный учет состояния и динамики налогооблагаемой базы;

  5. Задолженность по платежам в бюджеты;

  6. Наполнение бюджета за счет реальных денежных средств;

  7. Ответственности руководителей предприятий за своевременный возврат полученных бюджетных ссуд.

Тюменская область теряет большие бюджетные средства в организации предпринимательской деятельности, малого бизнеса.

Так при регистрации субъектов предпринимательской деятельности не осуществляется контроль за формированием уставного капитала (фонда) на момент регистрации и в период деятельности предприятий до размеров, установленных учредительными документами.

При регистрации не осуществляется должного контроля за наличием полного комплекта учредительных документов и наличием всех реквизитов в учредительных документах в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Нарушаются сроки и порядок передачи учредительных документов в налоговые инспекции для постановки на налоговый учет. Не соблюдается порядок ликвидации предприятий.

В настоящее время широко известно понятие фирм – однодневок, то есть это предприятия, которые не представляют отчеты в налоговые инспекции и формально не ведут финансово-хозяйственную деятельность, но на деле продолжают всевозможные торговые операции, прокручивая в обороте многомиллионные суммы наличных денежных средств. Такие предприятия, как правило, зарегистрированы по адресу массовой регистрации [4].

Таким образом, для увеличения поступлений региональных налогов были разработаны некоторые предложения [1]:

1. Распространить порядок обращения взыскания на имущество предприятий - недоимщиков не только по задолженности по налогам и платежам, но и по штрафным санкциям (пени);

2. Упростить процедуру обращения взыскания недоимки на дебиторскую задолженность, исключив обязательность наличия подписей руководителей и главного бухгалтера предприятия-дебитора;

3. Погашать недоимку за счет обращения взыскания на имущество учредителей предприятия-должника;

4. Начислять пени на оставшуюся просроченную сумму недоимки со дня предоставления отсрочки, а не с момента образования недоимки;

5. Решить вопрос с Главным управлением Центробанка об оказании практической помощи в своевременном зачислении налоговых средств в бюджеты при наличии дебетового сальдо у ряда банков.

Литература

1. Курбанова Т,А. Роль налоговых доходов в бюджете субъекта HA (на примере ХМАО - Югры) [Текст]: / Т.А. Курбанова // Сибирская ассоциация консультантов.

2. Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации №1-НМ за 2009 – 2012 гг. - [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.r72.nalog.ru/

3. Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации №1-НМ за 2009 – 2012 гг. - [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.nalog.ru/

4. Письмо ФНС России от 11.02.2010 № 3−7−07/84

5. Сведения о поступлении налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему за 11 месяцев 2012 года/ - [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.nalog.ru/

6. http://www.admtyumen.ru/

Просмотров работы: 5806