ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время вопрос формирования коммуникативной компетентности специалиста, способствующей успешному самоопределению, становится все более актуальным условием действительного развития и самореализации личности. Поэтому одной из задач образовательного процесса в военном вузе является формирование коммуникативной компетентности как части профессиональной подготовки будущего офицера.

Обновление системы образования связывают с идеями гуманизации. Это влечет за собой изменение моделей обучения, где упор делается на личностно-ориентированную модель, которая традиционные формы взаимодействия обучаемого и обучающегося переводит на субъект-субъектную основу. И.С. Якиманская считает субъектный опыт основанием для формирования траектории индивидуального развития, определяет функции, содержание и источники субъектного опыта. Субъектный опыт определяют: предметы, представления, понятия, операции, приемы, правила выполнения действий, эмоциональные коды (личностные смыслы, установки, стереотипы), что особо значимо для установления эффективных коммуникаций.

В образовательном процессе особое внимание уделяется педагогической коммуникации, при которой педагог выступает либо непосредственно как источник информации, либо как организатор ее поиска. Коммуникация предполагает обмен различного рода информацией, знаниями, навыками и умениями в ходе взаимодействия людей. Тем не менее, зачастую приходится сталкиваться с ситуацией, когда в процессе речевого взаимодействия обмена информацией не происходит. Причиной этого является несформированность коммуникативной компетенции участников общения, которая рассматривается современными исследователями коммуникативного подхода (К.Морроу, Е.И. Пассов и др.) в качестве главной цели обучения.

В соответствии с коммуникативным подходом обучение должно учитывать особенности речевой коммуникации, а в основе процесса обучения должна лежать модель реального общения. Такое понимание коммуникативного подхода позволило выделить его основные принципы:

- речевая направленность процесса обучения;

- ориентация не только на содержание, но и на форму высказывания;

- использование подлинно коммуникативных заданий;

- использование аутогенных материалов;

- использование личностно-ориентационного подхода к обучению, что включает в себя учет потребностей курсантов при планировании и организации занятия, опору на индивидуальные когнитивные стили и учебные стратегии обучаемых, перераспределении ролей преподавателя и курсанта в учебном процессе, использование личного опыта и их самостоятельности в решении учебных задач.

Перечисленные принципы коммуникативного подхода реализуются в системе приемов, отбор и организация которых определяют эффективность процесса обучения.

Приведем описание некоторых групп обучающих приемов и типов упражнений.

1. Приемы драматизации или игрового моделирования – ролевые игры, воображаемые ситуации, сценарии, обучающие игры.

2. Приемы вопросно-ответной работы – дискуссия, интервью, верные - неверные утверждения.

3. Приемы стимулирования речемыслительной деятельности – вопросно-ответная работа, решение проблемных задач, направляемая и свободная дискуссия.

Эти приемы и виды упражнений эффективны при использовании типов взаимодействия, адекватных условиям реальной коммуникации – групповой и парной работы, когда курсанты осуществляют совместную деятельность для решения поставленной задачи.

Коммуникативные способности, по мнению В.Д. Шадрикова, выступают как свойства или качества индивида, обуславливающие успешность деятельности или овладение ею, т.е. индивидуальные качества, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешной деятельности.

Развитие коммуникативных способностей необходимо совершенствовать через формирование коммуникативных умений, лежащих в основе профессиональной деятельности. Стихийное формирование коммуникативных умений приводит нередко к авторитарному стилю поведения, возникновению частных конфликтных ситуаций, напряженности в отношениях между педагогом и обучаемыми, снижению успеваемости, нежеланию учиться, психическим травмам и невосполнимым потерям в нравственном воспитании, а нередко и к асоциальному поведению обучаемых.

Содержание понятия «коммуникативные умения» отражено на рисунке 1.

Анализ исследований этой проблемы определяет рассмотрение коммуникативных умений в контексте других умений. Подходы к понятию «коммуникативные умения» представлены в таблице 1.

Рисунок 1 - Содержание коммуникативных умений

Таблица 1 - Подходы к определению коммуникативных умений

Авторы

Характеристика коммуникативных умений

Н.М. Яковлева,

Е.Е. Боровикова

Гностические, конструктивно-проектировочные, организаторские, специальные - адекватное использование всех средств общения в соответствии с целями, условиями, субъектами общения.

А.Н. Ксенофонтов

Речевые умения, умение регулировать отношения, умение сочетать требовательность с уважением, умение объективно оценивать - способ выражения идей, мыслей, чувств, переживаний, отношений, способ воздействия на других и их преобразование.

В.А. Кан-Калик

Умение общаться на людях, умение через верно созданную систему общения организовывать совместную с учащимися творческую деятельность, умение целенаправленно организовывать общение и управлять им, умение устанавливать контакт, завоевывать инициативу в общении и т.п.

А.Н. Леонтьев

Владение социальной перцепцией или «чтением по лицу»; умение адекватно моделировать личность ученика, его психическое состояние по внешним признакам; умение, «подавать себя» в общении с учащимися; умения речевого общения, речевого и неречевого контакта с учащимися; умение организовывать сотрудничество в процессе общения.

А.В. Мудрик

Умение трансформировать известные школьнику знания и навыки, варианты, решения, приемы общения в соответствии со спецификой новой ситуации; умение находить решения в коммуникативной ситуации с помощью уже известных идей, знаний, навыков, приемов; умение создавать новые способы и конструировать новые приемы для решения конкретной ситуации и т.д.

P. Dickson

Индивидуальные, социальные, межличностные – предприимчи-вость, организация самообразования; умение общаться, применение цифровой и информационной технологии.

Развитие коммуникативной компетентности - поэтапный процесс. Он включает в себя организацию коммуникации, развитие коммуникативных способностей и формирование коммуникативных умений. Предполагаемый результат - сформированность коммуникативной компетентности определенного уровня.

На коммуникативно-диагностическом этапе предполагается: диагностика реального уровня развития необходимых умений, достижения внутренней мотивации для понимания трудностей и противоречий при реализации коммуникативных функций, планирование будущего уровня развития необходимых умений в общении.

Коммуникативно-деятельностный этап предполагает контролируемые изменения коммуникативных способностей. Формирование коммуникативных умений может осуществляться педагогом, как в группе, так и индивидуально. В группе можно выделить три круга проблем:

- теоретические проблемы общения в педагогическом процессе (структура общения, барьеры общения (личностные, социально-психологические, социальные), закономерности внутригруппового взаимодействия);

- конкретные способы поведения в трудных ситуациях взаимодействия (конфликтные ситуации, преодоление критики, выступления на публике, контакты с незнакомыми людьми, необходимость иметь дело с враждебными людьми, контакты с людьми, наделенными властью, и т.д.);

- самопознание своей личности в процессе общения (как меня воспринимают другие, как я воздействую на других в общении, в чем трудности моего общения и т.д.).

Курсантам было предложено оценить:

- комфортность коммуникационной среды (общение с одногруппниками, преподавателями, командованием);

- гарантии справедливого и уважительного отношения со стороны преподавателей.

Полученные ответы позволили охарактеризовать среду обучения, коммуникативную среду как в целом комфортную. 82 % респондентов были согласны, что им всегда приятно общаться со сверстниками, 93 % отмечают уважительное отношение к себе со стороны преподавателей.

На завершающем этапе проводится контроль достигнутых результатов.

Предложенная структурная модель процесса развития коммуникативной компетентности предполагает формирование коммуникативных умений курсантов на сознательном и бессознательном уровнях личности. В первом случае на основе научных знаний о явлениях педагогического общения происходит контролируемый процесс изменения коммуникативных способностей, во втором - изменения достигаются с помощью бессознательных механизмов психики, таких как эмпатия, идентификация и др.

Общение между людьми происходит не только словами. Точнее, даже не только словесно, сколько при помощи невербальной информации, преподаваемой мимикой, жестами, взглядами, положением собеседников относительно друг друга. Все это существенно дополнит, обогатит содержание наших слов или даже сказать за человека то, что он не решается произнести вслух, а может разоблачить, раскрыть нам глаза на истинные намерения того, кто пытается ввести нас в заблуждение, лукаво произнеся красивые фразы.

Невербальная коммуникация - мощное средство общения, владение которым полезно любому человеку, а офицеру-воспитателю просто необходимо.

Подсчитано, что словесно человек получает лишь 8 % информации. Остальное приходится на невербальную. Язык мимики, жеста и взгляда, модуляций голоса использовался человеком еще с тех времен, когда он, не обремененный научными познаниями, постигал все интуитивно. И, как всякий атавизм, невербалика оказывает сильнейшее воздействие на наше общение. Кстати, именно поэтому в русском языке так много фразеологизмов, свидетельствующих о невербальном общении: «строить глазки», «ходить фертом», «прятать глаза», «повесить голову» … По мимике и жестам читают и состояние человека.

Некоторые офицеры утверждают, что «видят» своих подчиненных насквозь. И действительно предсказывают их поступки. Как это происходит? Одно из объяснений заключается в невербальном взаимодействии. Если буквально отзеркалить человека, незаметно принять его позу, а своему лицу придать его выражение, вы сможете ощутить то, что чувствует ваш собеседник в данный момент. Да и он, в свою очередь, незаметно для себя проникнется к вам симпатией, примет ваши мысли, они покажутся ему его собственными.

Отождествление себя с собеседником или с ролью («дистантное мышление»), попытки посмотреть на мир другими глазами приводят к значительными расширению перцептивной сферы, возможностей воспринять внешние сигналы. Чтобы понять другого, необходимо на некоторое время представить себя им, предвосхитить его поступок, начиная с элементарной речевой реакции.

У каждого офицера в зависимости от его многочисленных личностных качеств – темперамента, возраста, характера, степени конформизма – существует индивидуальная ситуация речевого комфорта, учитывающая ритмико-интонационные, тембровые, динамические, дикционные характеристики речи. Она может модифицироваться, в том числе в ходе работы по совершенствованию этих параметров, однако именно она определяет для каждого офицеру манеру его поведения.

Экстралингвистические ошибки, явно препятствующие общению – это хмурое лицо, однонаправленность взгляда и речи, отсутствие зрительного контакта с каждым, размещение взгляда и речи по отношению к собеседнику на расстоянии, исключающем продуктивное деловое общение.

Коммуникативная компетентность курсантов, достигнутая в процессе формирования коммуникативных навыков, предполагает решение задач на различных уровнях педагогического общения (микроуровне - простейший акт общения «субъект - субъект»; мезоуровне - общение, ограниченное рамками определенной темы или группы; макроуровне - общение с другими субъектами в системе сложившихся в социуме норм, традиций и устоев).

Просмотров работы: 2930