НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Целью деятельности любой коммерческой организации является получение прибыли. Обязательные платежи в виде различных налогов и сборов изымают часть прибыли и свободных средств организации, ограничивая тем самым возможности финансирования бизнеса. Со стороны государства, и Федеральной налоговой службы, в частности, организации выступают основным каналом налоговых поступления в бюджет, необходимых для финансирования деятельности государства. Так, Управление Федеральной налоговой службы РФ по Тюменской области представила данные по поступлению налогов и сборов за январь-ноябрь 2012 г. (таблица 1).

Таблица 1 – Поступление в бюджетную систему Российской Федерации доходов, администрируемых УФНС России по Тюменской области, млн. руб. [5]

Наименование налога

Поступление на 01.12.2012 г.

Налоги и сборы - всего

91 818,9

Налог на прибыль организаций

32 901,1

Налог на доходы физических лиц

18 840,5

Налог на добавленную стоимость:

6 918,6

на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

6 529,8

на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь и Республики Казахстан

388,8

Акцизы

1 120,3

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

21 896,4

Имущественные налоги

5 158,9

налог на имущество физических лиц

117,2

налог на имущество организаций

5 041,7

Транспортный налог

681,4

налог с организаций

307,1

налог с физических лиц

374,3

Земельный налог

1 092,3

УСН

1 833,5

ЕНВД

1 029,3

ЕСХН

18,5

Будем учитывать только среднестатистические предприятия, которые не занимаются реализацией подакцизных товаров либо перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также индивидуальных предпринимателей как представителей бизнеса и плательщиков обязательных платежей, связанных с ведением ими деятельности. Поступления от таких налогоплательщиков по Тюменской области на 01.12.2012 г. составили 69557,4 млн. руб. или 75,8% от всей суммы поступивших налогов и сборов. Поэтому Федеральная налоговая служба заинтересована в своевременном и полном поступлении средств на счета казначейства. А налогоплательщики, в свою очередь, стремятся минимизировать сумму обязательных платежей, чтобы освободившиеся денежные средства использовать на расширение бизнеса. Согласно некоторым данным, налоговая нагрузка на бизнес по югу Тюменской области составляет от 9% в сельскохозяйственном секторе до 53% в нефтедобывающих структурах [4]. Средние же показатели колеблются около 15-20%, то есть из каждого заработанного рубля выручки предприниматель отдает государству 15-20 коп.

В отношении показателя «налоговая нагрузка» существует следующая оценочная шкала:

  • не более 20 % – для организации достаточно чёткого ведения бухгалтерского учёта и внутреннего документооборота, использования прямых льгот и самообразования главного бухгалтера;

  • в интервале 20–45 % – частью общего управления должна стать оптимизация налоговых платежей, для чего требуется привлечение специально подготовленного персонала или участие внешних налоговых консультантов (аудиторов);

  • в интервале 45–70 % – налоговое планирование должно стать важнейшим элементом стратегического планирования, необходимы обязательный налоговый анализ и экспертиза организационных, юридических и финансовых мероприятий, сотрудничество с консультантами, а также юристами, специализирующимися в области налогообложения и налогового права;

  • более 70 % – стоит пересмотреть вопрос целесообразности ведения бизнеса [1].

В любом случае каждый руководитель должен определить оптимальную сумму налоговых платежей, которую может выплачивать его организация без ущерба для осуществляемой деятельности. Эта задача решается в процессе оптимизации налоговых платежей, под которой понимается рациональная многовариантная минимизация налоговых платежей, получение на этой основе экономии, дополнительных налоговых доходов и эффективное их вложение в развитие предприятия и иные экономически обоснованные затраты.

Важнейшая роль в оптимизации налоговых платежей отводится налоговому планированию, которое представляет собой организацию хозяйственной деятельности и методов ведения учёта предприятия с целью оптимизации налоговых обязательств с учётом действующего законодательства [3].

Существует внешнее и внутреннее налоговое планирование. Целями внутреннего налогового планирования являются:

  • снижение налогооблагаемой прибыли за счёт применения ускоренной амортизации и/или переоценки основных средств, благодаря чему появляется возможность экономить на налоге на прибыль и налоге на имущество;

  • продуманная система договоров, позволяющая оптимизировать налогообложение каждой конкретной сделки;

  • использование системы налоговых льгот, скидок, изъятий из обложения, налоговых кредитов, субсидий и отсрочек по уплате налогов;

  • отнесение различных расходов и затрат при осуществлении хозяйственной деятельности на издержки производства;

  • иные виды государственной помощи и стимулирования.

Внешнее налоговое планирование может осуществляться путём замены:

  • вида деятельности субъекта деятельностью, облагаемого меньшей ставкой налога;

  • налогового субъекта, использование такой организационно-правовой формы организации бизнеса, в отношении которой применяется более благоприятный режим налогообложения, обладающей правом на налоговые льготы и меры государственной поддержки;

  • налоговой юрисдикции. Организация может быть зарегистрирована на территории или в стране, предоставляющих право на льготное налогообложение при определённых условиях.

При осуществлении налоговой оптимизации необходимо придерживаться ряда принципов:

  1. принцип разумности – означает, что «все хорошо – что в меру». Применение грубых и необдуманных приёмов будет иметь последствием ответственность за налоговое правонарушение. Схема налоговой оптимизации должна быть продумана до мелочей;

  2. нельзя строить метод налоговой оптимизации на использовании зарубежного опыта налогового планирования и исключительно на пробелах в законодательстве;

  3. принцип комплексного расчёта экономии и потерь. При формировании того или иного способа налоговой оптимизации должны быть рассмотрены все существенные аспекты операции, а также деятельности предприятия в целом;

  4. при выборе способа налоговой оптимизации с высокой степенью риска необходимо учитывать ряд политических аспектов: состояние бюджета территории, роль, которую играет предприятие в его пополнении и т. д.;

  5. при выборе способа налоговой оптимизации, связанном с привлечением широкого круга лиц необходимо руководствоваться правилом «золотой середины»: с одной стороны сотрудники должны чётко представлять себе свою роль в операции, с другой, они не должны осознавать её цель и мотивы;

  6. при осуществлении налоговой оптимизации необходимо уделить особое внимание документальному оформлению операций;

  7. при планировании метода налоговой оптимизации, ключевым моментом которого является несистематический характер деятельности, следует подчёркивать разовый характер операций;

  8. принцип конфиденциальности, который означает, что распространение сведений об удачно проведённой минимизации налогов может иметь ряд негативных последствий;

  9. принцип комплексной налоговой экономии заключается в использовании всего многообразия способов минимизации налогов.

В случае, если организация осуществляет деятельность на мировом рынке, необходимо придерживаться следующих правил налоговой оптимизации:

  • избегать статуса резидента в стране получения наибольших доходов, предпочитая режим обложения в этой стране налогами, взимаемыми у источника;

  • перемещение активов из страны в страну предпочтительнее осуществлять в форме капиталов, а не прибыли или дивидендов;

  • при сравнении налоговых режимов разных стран необходимо больше внимания уделять не налоговым ставкам, а правилам расчета налогооблагаемого дохода [6].

Среди наиболее популярных методов оптимизации налогов специалисты обычно выделяют следующие (таблица 2).

Таблица 2 - Основные методы оптимизации

Название метода

Суть метода

Метод замены отношений

Замена одних хозяйственных правоотношений, налогообложение результатов которых происходит по повышенным ставкам, на другие близкие, однородные правоотношения, имеющие льготный режим налогообложения

Метод разделения отношений

Разделение одного сложного отношения на ряд простых хозяйственных операций

Метод прямого сокращения объекта налогообложения

Избавление от ряда налогооблагаемых операций или имущества

Метод применения законодательно установленных льгот и преференций

Использование установленных особых режимов налогообложения

Метод смены юрисдикции

Перенос управленческого центра или производственных мощностей в пользу зоны льготного режима налогообложения

Метод отсрочки налогового платежа

Использование предоставляемой законодательством возможности отсрочки и рассрочки платежа

Метод принятия учётной политики

Закрепление в учётной политике более выгодных для организации методов налогового учёта

Ни один из методов, используемый в отдельности, не принесет ощутимой разницы в налогообложении. Указанные методы должны складываться в оптимизационные схемы. Каждая разработанная схемы должна быть проверена на соответствие принципам оптимизации, так как в противном случае проводимые мероприятия могут принести ощутимый вред бизнесу.

Главное правило налоговой оптимизации: схема должна быть незаметной для проверяющих [2]. Проводимые мероприятия по оптимизации налогообложения организации не должны иметь целью лишь снижение суммы налогов к уплате. Все предпринимаемые действия должны быть оправданы целями делового характера и здравым смыслом. В противном случае налоговый инспектор при проверке может обнаружить в применённой оптимизационной схеме стремление сократить суммы налога к уплате, тогда налог будет доначислен, а также предъявлены пени и штрафы.

Таким образом, налоговые платежи организаций играют важную роль в формировании бюджетов. Поэтому налоговые инспекторы следят за законностью мероприятий, проводимых организациями в области налогообложения. В этой ситуации организациям остаётся лишь сочетать законные методы оптимизации налоговых платежей в такую схему, чтобы, сократив налоговую нагрузку на бизнес, не привлечь внимания проверяющих.

Литература

  1. Барулин С.В. Налоговый менеджмент [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.В. Барулин. – Режим доступа : URL: http://www.e-reading-lib.org

  2. Гонтаева В. Как не платить налоги – законные методы [Электронный ресурс]: / В. Гонтаева. – Режим доступа : URL: http://www.bisgid.ru

  3. Долгин А. Прагматика налогообложения [Электронный ресурс]: журнал «Отечественные записки» / А. Долгин. – Режим доступа : URL: http://www.strana-oz.ru

  4. Жаркова Е.Б., Ляпина Т.М. Региональная налоговая политика Тюменской области: анализ эффективности [Электронный ресурс]: Е.Б. Жаркова, Т.М. Ляпина. – Режим доступа : URL: http://law.admtyumen.ru

  5. Сведения о поступлении налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему за 11 месяцев 2012 года [Электронный ресурс]: Сайт УФНС по Тюменской области / Режим доступа : URL: http://www.r72.nalog.ru

  6. Титова Т. особенности сокращения налоговых платежей [Электронный ресурс]: / Т. Титова. – Режим доступа : URL: http://www.rus-partners.com

Просмотров работы: 3236