ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ВОИНСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ВОИНСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Воинская деятельность - коллективная, и она немыслима без постоянного общения военнослужащих. Взаимные отношения военнослужащих складываются на основе их совместной учебной и служебной деятельности и под влиянием реальных условий жизни общества, военной службы, среди которых определяющими являются экономические, политические и моральные факторы.

Коллективизм и воинское товарищество являются не только моральной, но и юридической нормой поведения военнослужащих. Все это закреплено в уставах Вооруженных Сил Российской Федерации. Вместе с тем нельзя не учитывать, что наряду с товариществом и дружбой в воинском коллективе могут иногда возникать и неблагоприятные взаимоотношения, которые не соответствуют ни общественной, ни идеологической сущности Вооруженных Сил, ни уставным требованиям.

Наукой доказано, а практикой подтверждено, что психологически несовместимых людей, как какого-то врожденного феномена, нет. В практике общения могут иметь место ситуации, в которых несовместимостьявляется следствием неблагоприятного сочетания качеств у партнеров или внушения об их несовместимости. Многочисленные жизненные наблюдения и исследования показывают, что так называемая «несовместимость» вобщении возникает как неблагоприятное исключение, в силу обоюдного плохого знания личных и деловых качеств лиц, с которыми приходится контактировать, или их некоторых характерологических особенностей и реакций.

Необходимо также иметь в виду, что военнослужащий не просто личность, это определенный социальный тип: гражданин России, находящийся на действительной службе. Как носитель в своем облике единичного, особенного и всеобщего, один и тот же военнослужащий может быть обладателем различных типических свойств и представлять личность, совмещающую в себе развитые социальные черты и поведенческие тенденции. Эти типические свойства могут по-разному проявляться в отношениях военнослужащего к окружающей его действительности и конкретным людям, также характеризующимся своими особенностями. Данные отношения и проявления могут быть положительными и отрицательными. Если в замкнутой группе возникает много конфликтов, то это свидетельствует о наличии в ее составе лиц с качествами, столкновение которых порождает конфликт. Такие качества можно назвать конфликтными. Если кто-либо является инициатором конфликтов в любом коллективе, где ему приходится пребывать, то это свидетельствует о том, что ему присущи многие конфликтные качества, а он является конфликтной личностью.

Анализ конфликтных ситуаций показывает, что чаще всего возникают межличностные напряжения у лиц, обладающих навязчивым стремлением занимать позицию лидера, чертами эгоизма, лености. Столкновение людей с подобными чертами порождает конфликт. Причем с обеих сторон он носит отрицательный характер. Столкновение их с людьми, имеющими противоположные черты, также порождает конфликт. Только в этом случае он носит отрицательный характер со стороны тех, кому присущи отрицательные черты, и положительный – со стороны тех, кому присущи положительные черты. Соответственно разное значение для сторон имеет и разрешение подобных конфликтов. Конфликтность во взаимоотношениях может возникать вследствие расхождения официального ролевого статуса и реального положения человека в коллективе. Если ролевые притязания личности расходятся с ее реальными достижениями, это вызывает низкую общественную оценку, непризнание окружающими. В результате возможно агрессивное поведение личности, которое при определенных условиях, если окружающие не проявляют терпимости, ведет к конфликтам.

Источники возникновения конфликтов в воинских коллективах бывают разные. Основными из них являются следующие социально-психологические обстоятельства:

а) неверные, отсталые взгляды и представления в сознании отдельных военнослужащих, которые были восприняты ими ранее в результате общения с лицами отсталыми. Поддержанию и возрождению пережитков прошлого (отрицательных традиций и обычаев и т.п.), негативного отношения к военной службе, нравственному разложению молодых людей во многом способствует политика средств массовой информации и телекоммуникации, «рисующих» прямо или косвенно «ужасы военной службы»;

б) неуравновешенность характера у отдельных лиц, неумение владеть собой и своими действиями, раздражительность, болезненная восприимчивость к словам. Это может быть не только результатом плохого воспитания и являться чертами характера, но и следствием перенапряжения, усталости;

в) недисциплинированность и недобросовестное отношение к службе отдельных военнослужащих, что становится источником конфликта по мере осознания окружающими нетерпимости такого положения;

г) наличие отдельных недостатков в характере как у руководителей, так и у самих членов этих коллективов. Вместе с тем, как показывает практика, если руководитель воинского коллектива обладает всеми необходимыми положительными качествами (хорошее знание своего дела, уставная требовательность и т.п.), то даже отстающую группу (экипаж, расчет, боевая часть и т.п.), в которой первоначально преобладали отрицательные установки, он может вывести на передовое место;

д) высокомерие отдельных военнослужащих, равнодушие к человеческим стремлениям и нуждам, пренебрежение ими. Внешнее высокомерие выражается в небрежных манерах обращения с окружающими людьми, вызывающем тоне, в подчеркивании своего превосходства, в нарочитом умалении или нежелании видеть достоинства других, в обособлении и требовании для себя каких-либо привилегий по службе, в быту, в распорядке дня и т.п. Это явление объясняется наличием эгоистичных и индивидуалистических черт в характере отдельных военнослужащих, их эгоцентристской позицией, преувеличенными притязаниями. Учитывая, что в воинских коллективах имеются военнослужащие разного уровня образования, культуры, жизненного опыта, интересов, командирам и их заместителям по воспитательной работе необходимо исключительно чутко реагировать на факты высокомерия, пренебрежительного отношения к другим, так как именно это является источником конфликтных ситуаций, а порой и самих конфликтов, затрагивающих достоинство других и угнетающе влияющих на психологический климат группы;

е) неправильные представления отдельных военнослужащих о своей роли в коллективе. Они возникают потому, что, будучи равными по правовому положению, военнослужащие выполняют в подразделении подчас не одинаковой ответственности функции. Это обусловлено сроками их службы, знанием техники и оружия, специальной подготовленностью и др. Ведь командиры, исходя из необходимости обеспечения высокой боеготовности подразделения, оказывают часто большое доверие тем подчиненным, которые имеют устойчивые практические навыки в выполнении служебных или общественных обязанностей, которые «не подведут» в сложных жизненных или боевых условиях. Как правило, такими подчиненными являются военнослужащие последнего периода службы. Среди них могут появиться военнослужащие, стремящиеся выделиться из общей массы сослуживцев. Это возникает на основе преувеличения своей роли, неправильного ее понимания и может привести к конфликту между старослужащими и молодыми воинами.

Задача офицеров-воспитателей заключается в том, чтобы умело попользовать влияние старослужащих воинов на молодых в интересах службы, повышения боеготовности и сплоченности воинских коллективов, не допустить появления тенденций к занятию доминирующего положения отдельными военнослужащими среди других. Там, где самоутверждение старослужащих протекает стихийно, при неумелом руководстве этим процессом со стороны командиров разница в сроках службы может стать предпосылкой возникновения у отдельных (властолюбивых, эгоистичных) лиц позиции превосходства, стремления занять ведущее положение и подчинить своему влиянию молодежь, осуществлять давление на молодых военнослужащих, попытки уклоняться от нежелательной для него работы, употребление прозвищ и т.п. У отдельных молодых военнослужащих это порождает позицию приспособления, у других, кто воспринимает давление как унижение собственного достоинства, - внутреннего протеста. Все это и является источником для возникновения всякого рода конфликтов;

ж) возможное смещение личных установок у отдельных воинов в сторону от задач службы, снижение старательности и служебного рвения, переориентация интересов, устремлений и усилий на узкогрупповую сферу. Это обусловливает появление таких нездоровых явлений, как круговая порука, ложное товарищество, групповщина. Возникает ситуация, когда требования руководителя игнорируются определенной частью его подчиненных (неважно как: скрыто или открыто), так как появляется неофициальный лидер с отрицательной направленностью. Возникает ситуация расчленения коллектива. В таком коллективе могут чаще возникать конфликтные явления;

з) недостатки управленческой деятельности, вытекающие из свойств личности и стиля работы отдельных руководителей. К ним можно отнести:

- слабую подготовленность, неопытность руководителя в работе с личным составом и в решении служебных задач. Это ведет к недоработкам в организации несения службы, воспитательной работы, повседневной жизни и быта военнослужащих;

- пробелы в моральной воспитанности, проявляющиеся в грубости, несправедливости, черствости и т.д.;

- незрелость характера и, прежде всего, крайняя неуравновешенность, ведущая к аффективным вспышкам и резкости обращения, а также властность и отсутствие должной чуткости и такта в общении с подчиненными;

- неадекватность стиля руководства уровню зрелости коллектива.

Следует отметить, что человек в процессе своего формирования проходит через различные, в том числе конфликтные, отношения с другими людьми, разные по своему масштабу, значению, направленности и эмоциональной силе. Если среди этих отношений будут преобладать конфликтные отношения, то у данной личности может сформироваться антиобщественная установка по отношению к другим людям, могут развиться такие черты характера, как замкнутость, недоверие, настороженность, грубость и др. Данное обстоятельство необходимо учитывать в индивидуальной воспитательной работе с подчиненными.

Исследования конфликтных явлений, встречающихся в воинских коллективах, показывают, что главным условием их возникновения является нарушение уставных норм взаимоотношений между военнослужащими разных категорий и организации самой воинской службы. В воинских коллективах, где строго соблюдаются требования уставов Вооруженных Сил, как правило, отсутствуют конфликтные явления, а если они и возникают, то разрешаются своевременно и объективно.

Для осуществления эффективного руководства воинским коллективом командирам и другим должностным лицам важно знать возможные виды взаимоотношений, уметь их анализировать, поддерживать и развивать положительные, своевременно выявлять источники и условия возникновения и развития отрицательных, всемерно добиваться поддержания в коллективе уставных отношений. Именно это является решающим фактором сплочения военнослужащих, укрепления воинской дисциплины и преодоления конфликтных явлений.

Просмотров работы: 2988