ЗАДАНИЯ БЛОКА С В ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЗАДАНИЯ БЛОКА С В ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Главная задача системы образования в любые времена была, есть и будет – создание условий для качественного обучения. В нашей стране в настоящее время оценивание качества образования осуществляется на основе результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Наиболее сложными в ЕГЭ по физике считаются задания блока С, так как для их решения ученикам необходимо применить свои знания в комплексе из разных разделов физики.

Решением данной проблемы, на наш взгляд, является проведение на базе школ элективных курсов, факультативных занятий, целенаправленно обучающих учащихся умению применять знания в комплексе при решении задач и заданий из блока С ЕГЭ.

Примерами таких заданий, требующих от учащихся знаний из разных разделов физики, а иногда и знаний из других естественнонаучных дисциплин, являются следующие:

  1. Препарат, активность которого равна 1,7*1012 частиц в секунду, помещен в калориметр, заполненный водой при 293 К. Сколько времени потребуется, чтобы довести до кипения 10 г воды, если известно, что данный препарат испускает α-частицы энергией 5,3 МэВ, причем энергия всех α-частиц полностью переходит во внутреннюю энергию? Теплоемкостью препарата, калориметра и теплообменом с окружающей средой пренебречь [1, с. 82].

  2. Каким образом установка батарей отопления под окном помогает выравниванию температур в комнате в зимнее время? Ответ поясните, указав, какие физические явления и закономерности вы использовали [1, с. 69].

  3. В сосуде находится разреженный атомарный водород. Атом водорода в основном состоянии (Е1=-13,6 эВ) поглощает фотон и ионизируется. Электрон, вылетевший из атома в результате ионизации, движется вдали от ядра со скоростью υ=1000 км/с. Какова частота поглощенного фотона? Энергией теплового движения атомов водорода пренебречь [1, с. 105].

Для решения подобных задач ученикам необходимо применить знания из разных разделов физики: атомная физика, термодинамика, электромагнетизм. Без умения решать подобные задания, без тренировки маловероятно, что учащиеся смогут хорошо и самостоятельно справиться с заданиями блока С из ЕГЭ по физике.

Систематически включаемые в учебное познание подобные комплексные задания положительно изменяют широту и диапазон применения знаний и умений. Это способствует умственному развитию школьников и формированию широких познавательных интересов как одному из показателей развития личности. В деятельности, основанной на выполнении комплексных заданий, возникает устойчивая зависимость: широта познавательных интересов — осознанное восприятие комплексных задач — потребность в познании комплексных связей — творческий подход — умение мыслить системно — умение применять знания и умения в комплексе — познавательная самостоятельность ученика.

Выполняя подобные задания, учащиеся совершают целый ряд сложных познавательных и расчетных действий: 1) осознание сущности комплексной задачи, понимание необходимости применения знаний из других предметов; 2) отбор и актуализация (приведение в «рабочее состояние») нужных знаний из других предметов; 3) их перенос в новую ситуацию, сопоставление знаний из смежных предметов; 4) синтез знаний, установление совместимости понятий, единиц измерения, расчетных действий, их выполнение; 5) получение результата, обобщение в выводах, закрепление понятий; 6) осознание ценности комплексных знаний и умений, формирование умения комплексного применения знаний и умений на практике.

Систематическое использование комплексных познавательных заданий в форме проблемных вопросов, количественных задач, практических заданий обеспечивает формирование умений учащихся применять свои знания и умения в комплексе в нестандартных ситуациях, устанавливать и усваивать связи между знаниями и умениями из различных предметов, а также способствует целенаправленной подготовке к сдаче ЕГЭ по физике.

Список литературы

  1. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2011: Физика / авт.-сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. – М.: АСТ: Астрель, 2011.

  2. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики [Текст] / М.Н. Скаткин.- 2-е изд. – М.: Педагогика, 1984.

Просмотров работы: 5007